Развитие детей дошкольников 4-7лет с помощью LEGO конструктора | Дизер Ольга Сергеевна. Работа №330032
Данная статья рассматривает использование LEGO-конструктора в развитии детей дошкольного возраста (4-7 лет). Конструирование является увлекательным и полезным занятием, которое способствует интеллектуальному и чувственному развитию ребенка. Техническое детское творчество помогает формировать профессиональную ориентацию, развивает интерес к технике и науке, стимулирует изобретательские способности и фантазию, улучшает пространственное мышление и активизирует инициативность. С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) возникла потребность в разработке новых образовательных технологий, соответствующих принципам развивающего образования и содействующих совместной деятельности взрослых и детей. LEGO-технологии, в частности, способствуют созданию эффективной предметно-игровой среды для развития и обучения детей. Использование различных типов LEGO-конструкторов стало обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса в настоящее время.
Развитие детей дошкольников 4-7 лет с помощью
LEGO-конструктора
Конструирование – любимый детьми вид деятельности, оно не только увлекательное, но и полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности, любознательность, развивают образное и пространственное мышление, активизируют фантазию и воображение, пробуждают инициативность и самостоятельность, а также интерес к изобретательству и творчеству.
В связи с введением ФГОС ДО [11] возникла необходимость разработки новых образовательных технологий, соответствующих принципам развивающего образования, решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей. Эффективная предметно-игровая среда развития и обучения ребенка создается, в том числе и при помощи LEGO-технологий. Непосредственная образовательная деятельность (далее – НОД) с конструкторами разных типов в настоящее время является обязательной составляющей учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации. Высокий образовательный и развивающий потенциал LEGO, возможность многоцелевого использования при правильном с методической точки зрения подходе позволяют добиться впечатляющих результатов [4].
В самом общем виде LEGO-конструирование – это построение моделей, сборка и приведение в порядок разнообразных отдельных элементов, частей, деталей, обеспечивающих создание ребенком игрушки своими руками [2].
ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. Поэтому, конструктивная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Обучение и воспитание дошкольника невозможно без интеграции образовательных областей и направлений развития ребенка. Использование конструктора LEGO в работе с детьми является великолепным средством для всестороннего развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности и дает возможность деятельностного подхода в развитии ребенка. При наличии в группе различных наборов конструктора LEGO педагог имеет возможность разнообразить дидактические игры и упражнения по всем направлениям развития ребенка. Применение данного конструктора многообразно. Его детали используются как наглядный материал для усвоения и закрепления детьми сенсорных эталонов (счет, цвет, лесенка), в качестве оборудования и атрибутов для подвижных игр и физических упражнений, детские постройки служат декорациями в театрализованных постановках.
Любой конструктор LEGO обладает очень важными для развития дошкольника возможностями, которые свидетельствуют об его универсальности. Они позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, а педагогу — создать необходимые условия для вовлечения детей в увлекательный вид деятельности, раскрыть потенциальные способности своих воспитанников. Н.Ю. Лавкина выделяет следующие преимущества LEGO-конструкторов: широкие технические характеристики; многофункциональность; эстетический внешний вид; возможность при конструировании совмещать игровую и образовательную деятельность» [6].
По мнению Е.В. Фешиной, LEGO «дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа является оживленной, интересной и открывает совершенно новые перспективы, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами» [12].
С помощью LEGO-конструктора дети могут воплотить в жизнь любые фантазии, построить свой мир, играя, освоить сложнейшие физические и геометрические законы, развить координацию движений, глазомер. Кроме того, LEGO-конструирование способствует развитию у дошкольников:
—мелкой моторики. Соединение и рассоединение деталей разных размеров и форм требует от ребенка усилий пальцев, различных по направленности, силе и длительности, тем самым отлично тренируя руку, готовя ее к письму, а также способствуя развитию мышления малыша. Пока дети присоединяют детальки друг к другу, их мышцы развиваются, ловкость пальцев тоже, а за всем этим активно подтягивается речевой аппарат;
— психических функций (памяти, внимания) и основных мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация). Ребенок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее-левее относительно ...; выше-ниже, чем ...; понимание соответствия деталей: «по сравнению с ...» [1];
— развивает креативность и нестандартное мышление. Придумывая собственные модели, дети учатся сочетать детали разных форм, цветов и размеров. Играя в LEGO самостоятельно, малыши могут создавать самые разные модели, начиная от домика фермера, заканчивая инопланетным космическим кораблем. При этом у детей почти нет ограничений по виду и конструкции моделей, а значит, и нет страха сделать что-то неправильно. Именно эти условия и создают атмосферу для развития воображения и креативности;
— развивает внимание, умение планировать и решать проблемы. При создании модели по инструкции малыш учится читать схемы, разбивать задачу на шаги и следить за их выполнением. При встрече с проблемой ребенку приходится перепроверить предыдущие шаги и проанализировать, где была допущена ошибка. Все эти навыки ещё не раз пригодятся ребенку в школе и во взрослой жизни;
— пространственное и логическое мышление. Создавая модели самостоятельно и по схеме, а также с участием взрослых, ребенок постепенно знакомится с понятиями цвета, размера, формы, симметрии и баланса и постоянно имеет возможность использовать эти знания: конструктор будет стоять только при условии, что у него будут ножки одинаковой длины, два маленьких блока можно заменить одним большим, маленькая площадь основания делает конструкцию неустойчивой. Детальки нужно считать, а при построении конструкций учитывать их устойчивость, вес, баланс и размер. Все эти и многие другие открытия позволяют ребёнку заложить прочную базу для последующего обучения математике и физике, а также формирует познавательную мотивацию;
— речь ребенка. Исследования М.М. Кольцовой и М.С. Рузиной свидетельствуют о том, что уровень развития речи непосредственно связан с уровнем развития мелкой моторики, активизируя речевые отделы головного мозга и, способствуя развитию когнитивной сферы ребенка в целом. В результате у детей улучшается звукопроизношение, речь становится более четкой и разборчивой [5]. Играя в конструктор в компании сверстников или взрослого, ребенок учится объяснять свои идеи, описывать процесс конструирования и затруднения, которые встретились на пути. Словарный запас ребенка пополняется за счет обсуждения моделей. Используя разные сюжеты и сильное желание поделиться своими идеями, ребенок, сам того не замечая, начинает использовать все больше и больше новых слов и выражений, формируя тем самым монологическую и диалогическую речь, поскольку в ходе игры проговаривает план действий, ход постройки, ее результат, договаривается с партнерами по конструированию.
— воспитанию социально-активной личности. В процессе игры у дошкольников формируются коммуникативные навыки, чувства симпатии друг к другу. Совместное решение задач, распределение ролей, объяснение друг другу важность данного конструктивного решения ведет к сплочению детского коллектива.
— формированию познавательной активности. LEGO-конструирование предоставляет прекрасную возможность объединить игру с исследовательской деятельностью, ребенку предоставляется возможность экспериментировать и создавать свой собственный маленький мир, учиться на собственном опыте. Добытые самостоятельно знания вызывают желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда дети вовлечены в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес.
Для более эффективного использования LEGO-конструирования специалисты рекомендуют воспитателям соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. По мнению Е.В. Фешиной, первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструкторские способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках LEGO-конструирования, (что является одним из основных требований ФГОС ДОО, в котором эта среда определяется как «развивающая предметно-пространственная образовательная среда» [11]). Подобная среда для LEGO-конструирования обязательно должна включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные LEGO-конструкторы; аналоги LEGO-конструкторов; дидактические материалы по LEGO-конструированию. Создание такой среды поможет педагогу добиться главной цели, «при которой конструктор и дидактический материал к нему становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создаёт продукт собственного творчества» [12].
Одна из главных рекомендаций специалистов при работе с LEGO-конструктором связана с предварительной работой. Воспитатели до начала конструирования должны познакомить детей с темой предстоящей деятельности, основными идеями будущего строительства. Полезно будет и обсудить с детьми предполагаемые результаты работы. При этом воспитатель не должен полностью раскрывать перед детьми содержание конструирования, а только направить мышление детей, чтобы они сами смогли воплотить свои задумки в жизнь.
LEGO-конструирование помогает воспитателям решить вопрос с личностно-ориентированным подходом к каждому ребенку, что важно для дальнейшей мотивации детей к подобной деятельности: кто-то строит точно и быстро, кому-то надо помочь, кого-то стоит направить. LEGO-конструирование поможет построить работу с дошкольниками таким образом, чтобы все дети справились с поставленной задачей, чтобы каждый ребенок получил свой результат. Для этого воспитатель может предложить разным детям разные конструкторы с большим или меньшим количеством деталей, с разной степенью трудности.
Очень важный момент при LEGO-конструировании — завершающий этап деятельности. Дошкольники обязательно должны презентовать продукт своего строительства, показать его сверстникам, воспитателю, родителям, рассказать о своей поделке. С этой целью можно организовать и выставку детских конструкторов.
Вторым условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO-конструировании является его включение в различные виды деятельности.
В
образовательной деятельности
LEGO
-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала − наглядного или практического.
Основные принципы реализации образовательной деятельности посредством LEGO-конструирования:
− доступность игрового материала;
– планомерное развитие конструкторских и творческих возможностей дошкольников
− учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка в освоении коммуникативных и конструктивных навыков от простого к сложному;
− комплексный подход творческого конструирования – решение конструктивных целей и задач в разных видах деятельности детей.
В самостоятельной деятельности
детей
.
LEGO-конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования воспитатель да
е
т детям задание, ставит перед ними задачи и цели.
В сюжетно-ролевой игре
.
в котор
ой
игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества. Основными компонентами сюжетно-ролевой игры выступают воображаемая ситуация, сюжет, роли. Выполняя постройку, дети создают объемное изображение, которое способствует лучшему запоминанию образа объекта. О доме, животном или растении, который сделал сам, ребенок рассказывает охотнее, придумывает разные истории и т. д.
В театрализованной игре.
Чаще всего основой игртеатрализаций являются народные сказки
(
«Репка», «Колобок», «Теремок» и др.
)
У реб
е
нка появляется возможность создать собственного колобка
/
волка
,
надели
в
персонаж
определенными
качествами.
При этом выбор детьми
различны
х
LEGO-элемент
ов
для частей тела героев, подчерк
нет
их индивидуальные качества
[
12
]
.
В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми.
Как средство развития мышления дошкольников LEGO-конструирование должно проходить под руководством воспитателя, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным в зависимости от образовательных задач и от уровня развития дошкольников. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие воспитателя, который может предложить детям дидактические игры с использованием LEGO-конструкторов, например: «Волшебный мешочек» (найти одинаковые детали, определить, откуда деталь, построить модель из полученных деталей); «Найди пару» (задания на умение детей распределять соответствующие детали по группам в зависимости от их отличительных признаков); «На что похож?» (развитие воображения дошкольников) [1].
Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства. LEGO-конструирование по праву можно назвать не просто средством развития мышления дошкольников, а многофункциональным средством, которое позволяет воспитателю решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что-то новое и полезное; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление [1].
В процессе обучения детей работе с конструктором, Ю.А. Максаева предлагает использовать следующие педагогические приемы:
− вступительную беседу, служащую способом привлечения к теме занятия;
− проблемную ситуацию, способствующую повышению интереса и вовлечению детей в игровую деятельность;
− сюжетно-ролевую игру, направленную на активное использование связной речи;
− задания по образцу, которые сопровождаются помощью педагога;
− конструирование с использованием технологических карт и инструкций, выполнение работы по схемам;
− творческое конструирование по замыслу или по нарисованной модели;
− создание мультфильмов и комиксов с LEGO [9].
Для организации занятий по LEGO-конструированию, как правило, педагоги используют следующие формы:
− конструирование модели по образцу предполагает, что ребенку будет уже предоставлена готовая модель (изображение, схема, готовая конструкция), которую ему необходимо будет построить. Так, детям можно предложить собрать модель на следующие темы: «Домашние и дикие животные», «Транспорт», «Мебель», «Здание» и др.
− конструирование модели по заданному условию по приложенной к конструктору готовой инструкцией-схемой для сборки модели, или по предложенной воспитателем. При конструировании по заданным условиям детям дошкольного возраста предлагается создать постройку практического характера, например, «Кормушку для птиц», «Дом для домашнего животного», «Дом своей мечты» и т.п. Данный вид конструирования не предоставляет детям четкого способа решения поставленной перед ними проблемы, тем самым способствуя формированию у них умения осуществлять анализ заданного условия, находить сходные предметы по структуре, высказывать свою точку зрения относительно построения модели и воплощать ее в реальность.
− конструирование модели по собственному замыслу в отличие от конструирования по образцу является творческим процессом, в ходе которого ребенок получает возможность самостоятельно без помощи взрослого и каких-либо ограничений создать модель будущей постройки и реализовать ее из подручного материала. Конструирование по замыслу способствует развитию умения обобщать полученные представления о конструируемом предмете, формированию операций обобщения способов конструирования объекта и поиска новых способов конструирования из ранее представленных форм (по образцу и по условию).
− конструирование модели по предложенной теме неразрывно связано с конструированием по замыслу, но усложняется тем, что детям предлагается определенная тематика, в рамках которой они должны самостоятельно воплотить замысел конкретной модели, выбирая необходимые детали и способ выполнения постройки (например, «Полицейская машина», «Многоэтажный дом», «Военная техника» и др.). Цель этого вида конструирования заключается в закреплении у детей младшего школьного возраста ранее полученных знаний и умений о способах конструирования. Этот способ конструирования в наибольшей степени способствует развитию у ребенка креативно-технологических способностей [10].
По словам Е.В. Фешиной, дети проходят путь от конструирования по образцу или «моделированию по схематическому пошаговому алгоритму», создавая простейшие конструкции лодок, мостов, машинок, человечков, далее переходят к изобретению собственных моделей и преобразованию образца по условиям, а затем к конструированию по собственному замыслу. На занятиях по замыслу дети обдумывают детали будущей постройки, дают общее описание будущего продукта, сравнивают полученное с задуманным. Примеры тем: «Многоэтажный дом», «Пожарная машина», «Мостик через речку», «Мебель для куклы», «Крыши и навесы», «Человек», «Кораблик», «Волшебные рыбки», «LEGO-мозаика» [12].
По мнению группы российских педагогов, Конструирование по условиям лучше остальных развивает творческие способности, поскольку в процессе работы ребенок определяет условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение, формирует умение анализировать, развивает фантазию [7].
Все конструкторы LEGO имеют возрастные характеристики, поэтому их легко применять в дошкольном образовательном процессе. Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей: от элементарных игрушек-вкладышей и нанизывателей, используемых в группах раннего возраста, до довольно сложных по сборке деревянных и пластмассовых конструкторов для детей старшего дошкольного возраста.
Необходимость учитывать возраст детей при использовании LEGO-технологий отмечает и Т. В. Лусс. С детьми младшего дошкольного возраста она рекомендует использовать специальные наборы LEGO с крупными элементами и простыми соединениями деталей. Для детей среднего дошкольного возраста разработаны детали с более сложным соединением. В старшем дошкольном возрасте применяются уже более сложные, комбинированные виды конструктора. Они состоят из разных по размеру и форме элементов с различными видами соединений. Такие наборы используют графические цветные схемы для сборки, иногда прилагают дополнительные варианты сборки [8].
С LEGO-конструированием детей желательно начинать знакомить с детьми 3-4 лет. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В 3-4 года дети, по мнению Е.В. Фешиной, очень любознательны, «действия для них предпочтительнее обсуждений», им нравятся новые слова, которые они повторяют. Им необходимо дать свободу экспериментировать. Свой опыт конструирования они расширяют и обогащают, используя специальные способы и приемы с помощью наглядных схем, учась определять изображенный на схеме предмет, его функцию. Дети этого возраста могут выполнять простейшие конструкции по образцу и условиям, например, постройки с перекрытиями. При конструировании по замыслу, они, заранее обдумывая будущую постройку, сравнивают полученный продукт с задуманным по длине и ширине, по цвету и форме деталей. Занятия проводятся с мягким конструктором LEGO Duplo. Эта серия разработана для детей от 2 до 6 лет, в каждом наборе учитываются возрастные особенности детей каждой группы, что отражается и в количестве деталей, и в их размере, а также в цветовой гамме и тематической направленности. Для среднего дошкольного возраста конструктор выпускается в усложненной версии
С детьми 4-5 лет конструирование усложняется, используются элементы среднего размера, применяются более сложные варианты соединения деталей. В средней группе используются цветные фото и картинки с изображениями моделей, по которым дети должны выполнить постройку. Созидательная деятельность осуществляется по теме, образцу, замыслу и простейшим условиям.
Для дошкольников средней группы существует несколько LEGO-конструкторов. Среди них LEGO Classic (чей уменьшенный размер деталей способствует развитию мелкой моторики рук), LEGO Juniors или LEGO City. Данные конструкторы содержат стандартные блоки для строительства, так как дети среднего дошкольного возраста уже могут оперировать с подобными деталями. Т. В. Лусс рекомендует также наборы LEGO Daсta или LEGO Sistem, включающие в помощь ребенку специальные цветные схемы [8].
Особенность конструирования предметов из LEGO детьми среднего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу взрослого и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из LEGO-деталей, разными способами. С 4-5 лет большинство детей уже способны освоить основные логические операции: сравнение, анализ, синтез, сравнение, сериация, отрицание, обобщение и ограничение, абстрагирование и классификация.
Дети 5-6 лет уже лучше управляют своими руками и способны выполнять сложные движения пальцами. Они четко понимают, что им интересно. Им нравиться себя чувствовать большими и умеющими что-либо делать. Хотя и не достигают серьезных результатов, с удовольствием решают разные задачи. Этот возраст преувеличений, когда мысли перескакивают с одной на другую, поэтому детям необходимо предоставить свободу обсуждать происходящее с друзьями, проводить совместные игры. в которых дети соревнуются между собой.
Примеры соревнований, проводимых в игровой форме: дети по жребию или по желанию разбиваются на 3 команды, выбирают главного конструктора или архитектора и приступают к творчеству. Итоги соревнования подводит жюри, в состав которого могут входить воспитатель, психолог, двое-трое детей. Темами конкурсного занятия могут стать: «Новый спортивный комплекс», «В гостях у сказки», «Город будущего» и т. д. Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей старшего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д.
Дети 6-7 лет меньше зависят от взрослых, они «скоординированы, овладели мелкой моторикой, детально анализируют свои наблюдения, способны логически мыслить, им нравиться пробовать свои силы в новых областях, ставить перед собой конкретные цели, приобретают умение заранее обдумывать назначение будущей постройки, возможности размещения ее в пространстве». Они учатся работать в группе: распределять обязанности, планировать работу, действовать согласно договору). Каждый ребенок участвует в планировании будущей постройки, отвечает за свой участок выполняемой работы (мостик, светофор, машинка и т. д.), имеет возможность высказывать свое мнение о содержании и целях данного проекта.
Среди основных сюжетно-ролевых игр характерных для детей старшего дошкольного возраста можно выделить: «Семья», «Большая стирка», «Автобус», «Путешествие по реке», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т.д. В рамках проекта дети могут получить и интересное задание на дом, выполнить которое им помогут родители, например: «Деревенский домик», «Подарки к праздникам», «Путешествие в Африку», «Зоопарк», «Лего-олимпиада», «Робогород».
С детьми данного возраста южно-уральские педагоги рекомендуют включать также 12 готовых моделей конструктора LEGO WeDo, которые разбиты на 4 блока: «Удивительные механизмы», «Дикие животные», «Игра в футбол», «Приключения». На основе использования данного способа конструирования дети учатся устанавливать пространственное расположение предметов, выделять в предмете существенные признаки и называть его основные детали, а через подражательную деятельность развивают способности, которые служат основой для формирования навыков творческой деятельности [10].
Для повышения уровня творческих способностей в процессе конструирования педагоги предлагают расширить предметно-развивающую среду группы, построив ее с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей и LEGO-конструкторов разных форм и размеров. Для конструктивной деятельности мальчиков рекомендуется выделять более широкое пространство, чем для девочек, предполагается переход от конструирования в подвижные игры. Для девочек следует готовить игровой и повседневно-бытовой материал, который связан с «обживанием» построенных конструкций. Это могут быть куклы, лоскутки тканей, игрушечная посуда и т.п. [7].
Добиться высокой эффективности коррекционно-развивающей работы позволяет и вовлечение родителей в работу в домашних условиях. Родители помогают им освоить новое игровое пространство, первый раз собрать модель по инструкции, и тем самым сближаются со своими детьми. Ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой. Участие родителей в конструировании способно повлиять на развитие способностей и талантов детей. По рекомендациям воспитателей родители вместе с детьми дома выполняют постройки с использованием конструктора LEGO. Такая совместная деятельность имеет большой развивающий потенциал: способствует установлению взаимопонимания и доверия между ребенком и взрослым, помогает почувствовать каждому из участников образовательного процесса свою значимость в общем деле. Педагоги предлагают организовывать в детском саду тематические конкурсы по LEGO-конструированию, когда дети вместе с родителями создают постройки на заданную тему («День города»). В детском саду они не просто их показывают, но рассказывают, что создали, откуда взяли образец и чем именно их привлекла эта тема. Для родителей можно проводить мероприятия открытого типа, на которых они могут увидеть, как ведется образовательная деятельность с применением LEGO-конструирования, получить консультацию педагога или дать свои рекомендации по улучшению модели [3].
Таким образом, на первый взгляд обычный конструктор LEGO, который есть не только в каждой группе детского сада, но и в каждой семье, при интегративном творческом подходе дает возможность развивать разносторонние интеллектуальные и личностные качества дошкольника. LEGO-конструирование помогает ребенку сформировать навыки, которые облегчат взрослую жизнь. Представление образа и оценка предметов, которые можно использовать в ходе конструирования, формируют навыки критического мышления и инициативности. Конструктивная деятельность дошкольников выражается через занятия в игровой форме, которые соответствуют возможностям ребенка в этом возрасте и его потребностям и интересам. Формирование конструктивных навыков у дошкольников младшего возраста является важным звеном в развитии умственных способностей ребенка и закладывается в младшем возрасте.
Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. LEGO-конструирование — эффективное воспитательное средство, которое не только помогает обучить дошкольников творческому конструированию, но и способствует реализации основных задач образовательной программы ДОУ по всем направлениям развития детей.
Литература
Блажко Н.В. LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста URL: http://elib.pnzgu.ru/library_doc/26899
Ветошкина Ю.А. LEGO-конструирование – что это, модная игра или серьезное занятие? М., 2014. 192 с.
Емельянова И.Е.,
Максаева
Ю.А. Развитие одаренности детей дошкольного возраста средствами
легоконструирования
и компьютерно-игровых комплексов: Учеб. метод. пособие для самостоятельной работы студентов. Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
Климова C.А.,
Чичиланова
Ю.А. Конструктор LEGO как средство интеграции образовательных областей в процессе обучения старших дошкольников.
URL
:
http
://
dovosp
.
ru
/
j
_
dv
/
wak
/
konstruktor
-
lego
-
kak
-
sredstvo
-
integracii
-
obrazovatelnyx
-
oblastej
-
v
-
processe
-
obucheniya
-
starshix
-
doshkolnikov
Кольцова М.М.,
Рузина
М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый
игротренинг
. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 224 с.
Лавкина
Н.Ю. Программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-СПЕКТРО». // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru
Лапшина Н.Е., Газизова Ф.С., Галич Т.Н. Лего-конструирование в процессе развития творческих способностей дошкольников // Проблемы современного педагогического образования.
2019. №65-4.
URL: https:// cyberleninka.ru /article /n/lego-konstruirovanie-v-protsesse-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-doshkolnikov
Лусс
Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO: пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013. 104 с
.
Максаева
Ю.А. Интеграция
лего
-конструирования в образовательную деятельность // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С. 104-108.
Усынин
В.В.,
Волчегорская
Е.Ю., Фортыгина С.Н. Развитие креативно-технологических способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами LEGO-конструирования // Вестник
ЮУрГГПУ
. 2017. №7. URL: https:// cyberleninka.ru /article/n/razvitie-kreativno-tehnologicheskih-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-sredstvami-lego-konstruirovaniya
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155).
URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155
Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов. М.: Сфера, 2012. 144 с.
Приложение
Примеры логических дидактических игр для детей 5-7 лет
«Сложи картинку»
Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение из отдельных частей; соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путём соединения Lego кирпичиков; воспитывать волю, усидчивость, целеустремленность.
Ход игры: перед детьми Lego блоки, на которых наклеены части картинки. Надо соединить блоки таким образом, чтобы получилась целая картина.
Игра способствует работе зрительного восприятия и наглядно-образного мышления. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, соотносить части и целое.
«Логическая таблица»
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Это развивающая игра для детей старшего дошкольного возраста, выполняя задания которой ребенок учится ориентироваться в таблице, и развивает мышление, внимание, восприятие.
Дидактический материал: игровое поле, Lego кирпичики разных цветов, но одной формы.
Ход игры: Детям раздаются игровые поля. Предлагается рассмотреть рисунки в верхнем и левом рядах. Обратить внимание, как располагаются Lego кирпичики разного цвета по горизонтали и вертикали. Предлагается совместить рисунки верхнего и левого ряда в пустых клетках игрового поля в соответствии с цветом Lego кирпичиков.
«Игра в зеркало»
Цель: развитие логического мышления, концентрации внимания, усидчивости ребенка, ориентировки в пространстве.
Оборудование: карточки, Lego пластина, Lego кирпичики.
Ход игры: перед детьми карточки с Lego узором. Ребенку необходимо повторить узор на пластине и достроить его в зеркальном отображении.
«Найди закономерность и продолжи ряд».
Цель: развитие внимания, логического мышления, умения анализировать ряды элементов, сравнивать соседние объекты, обобщать, находить закономерности.
Оборудование: пластина 24х10, кирпичики LEGO размером 2х2 3-х цветов, образец.
Задание: необходимо найти закономерность в составе выложенных
фигур и продолжить ряд из кирпичиков на пластине, достроив один фрагмент.
Примеры игр на внимание и память для детей 5-7 лет
«Что изменилось?»
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти» Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
Игры на развитие зрительного восприятия (цвет, форма, размер) для детей 4-6 лет
«Разложи по величине» (для детей 4 – 5 лет)
Задача: формировать умение детей последовательному расположению в ряду элементов разной величины.
Правила игры: нужно расположить формы LEGO так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.
Ход игры: Педагог рассматривает с детьми детали, выделяет их характерные признаки и закрепляет в речи. Затем предлагает детям разложить детали так, чтобы они увеличивались (уменьшались) по величине.
«Разноцветные комнаты» (для детей 4-5 лет)
Задача: развивать представление детей об основных цветах спектра посредством приравнивания к эталону с отвлечением от других признаков предметов.
Материал: листы цветной бумаги, разноцветные детали LEGO.
Ход игры: обратить внимание детей на разноцветные комнаты (листы цветной бумаги). Объяснить, что предметы в них должны быть подходящего цвета. На команду педагога: «Раз, два, три, LEGO по комнатам разложи», дети раскладывают детали по цвету в свои «комнаты».
Строительно-конструктивные игры для детей 5-7 лет
«Собери и построй»
Цель: закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал), выкладывать из геометрических фигур различные предметы.
Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами, геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.
Ход игры: Вариант 1. Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение. Вариант 2. Ребенок выбирает фигуру по цвету. Форма, в этом случае может быть любой. Например, на верхней грани кубика выпал зеленый треугольник. Ребенку предлагается выбрать любую фигуру зеленого цвета. Из набранных фигур также составляется постройка.
«Построим дом»
Цель: формировать умение составлять дома разных размеров, формировать умение детей подбирать двери, окна, крыши, соответствующие величине данного дома.
Материал: части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.
Ход игры: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от возможностей ребенка.