развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность | Кухмистрова Елена Вениаминовна. Работа №318870
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика
Театр— один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика
Театр— один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.
Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи.
Театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки.
Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.
Все выше сказанное особенно актуально для детей, воспитывающихся в условиях детского дома. Эти дети часто не распознают и не выражают, либо выражают неадекватно, даже основной спектр эмоций, дают слабый эмоциональный отклик на окружающие события. Ограниченные в материнской ласке и, следовательно, испытывающие сенсорную и эмоциональную депривацию (не хватку, дефицит, эти дети остро нуждаются в дополнительном источнике положительных ярких эмоций, чувств. На мой взгляд театрализованная деятельность в условиях детского дома служит одним из таких источников, делает жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняет её яркими впечатлениями и радостью.
В своей работе мы с коллегами широко используем театрализованную деятельность. В наше группе работает театральный кружок «Сказочный мир»
Основные задачи нашего кружка:
- Развивать познавательный интерес к театральной деятельности.
- Формировать навыки общения и коллективное творчество.
- Способствовать развитию детской фантазии, воображения, памяти, детского творчества.
- Упражнять детей интонационно и выразительно передавать характер выбранного персонажа и его эмоциональное состояние.
- Способствовать выражению эмоций с помощью мимики, жеста.
- Развивать речь и обогащать словарный запас детей.
- Развивать творческие способности детей.
Для решения поставленных задач было проведено ряд занятий: беседа с детьми на тему: «Что такое театр», какие бывают виды театра, какие виды театра есть в нашей группе (это театр резиновой игрушки, мягкой игрушки, пальчиковый театр, плоскостной театр, «Бибабо», театр «Масок»). Рассказали детям о профессии актёра, затем дети сами превратились в актеров и приветствовали друг друга от имени любого сказочного персонажа (от имени лисы, зайца, волка и т. д.). На последующих занятиях дети узнали, что такое жесты (определенные движения) и мимика (выражения лица, дети познакомились с основными эмоциональными состояниями и способами их выражения (интонация, мимика, жесты). Для этого использовались задания типа «Разное настроение» (по карточкам пиктограммам, чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражались разные состояния. (С. Маршак «Котята», Носов «Живая шляпа»). Дети учились пользоваться различными интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивлённо, строили диалоги, самостоятельно выбрав себе партнёра. Также на занятиях были использованы различные этюды на развитие эмоциональной сферы, которые вырабатывают у детей способность понимать эмоциональное состояние другого человека, умение адекватно выразить своё. Этюды помогают ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. А в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
В повседневной жизни мы так же предлагаем детям различные игровые упражнения, например, «Изобрази вкус яблока». Предварительно, объяснив, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика. Предлагаем детям поздороваться (радостно, приветливо, угрюмо и т. д., сказать спасибо (вежливо, обижено, извиниться (неохотно, с раскаяньем).
Некоторые дети поначалу испытывали затруднения при выполнении мимических упражнений, при разыгрывании этюдов стеснялись, чувствовали себя сковано. Сейчас эти дети стали более раскрепощёнными, научились импровизировать, почти совсем избавились от стеснения и скованности, стали более открытыми, легкими в общении, обрели уверенность в себе.
Так же большое внимание уделялось умению детей работать в коллективе, бесконфликтно общаться во время подготовке к разыгрыванию этюдов, спектаклей. Не ссориться при распределении ролей. Уметь быть не только актером, но и благодарным зрителем.
Подводя итоги можно сделать вывод о том, что занятия театрализованной деятельностью имеет положительный результат. Дети стали более раскрепощёнными, открытыми, эмоциональными, коммуникабельными у них улучшилась диалогическая речь, обогатился активный и пассивный словарь.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития социально-эмоциональной сферы дошкольников. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место». (Б. М. Теплов).