Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие детей раннего возраста через дидактические игры | Медведева Мария Владимировна. Работа №292675

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Медведева Мария Владимировна
 «Развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Подготовила: Медведева Мария Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 251 г. Челябинска»

 

Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А предлагают учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и так далее. Как пишут авторы, при помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Учёные указывают на то, что развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости.

В   своей   работе   по   развитию   познавательной   активности   детьми   мы используем разные дидактические игры, которые были условно распределены по группам, в зависимости от дидактических задач игр.

 1 .Игры способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе.

Цель таких игр: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Например: «Покажи, кого назову», «Кто это?», «Сделай как я», «Кружок», "Давайте познакомимся", "Паровозик", "Мы хорошие", "Снежинки" и т.д.

 2. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

Цель игр: открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Примеры игр:  «Кто что услышит»,  «Солнце или    дождик?», «Угадай, что делать?», «Где позвонили», «Кто внимательный?»

  3.  Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать. В работе используются следующие игры: «громко - тихо», «дует ветер», «идемте с нами играть».

   4.  Игры, развивающие речевое дыхание

Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные»  звуки,   развить   речевое   дыхание.   Данные упражнения   полезны   при нарушении  плавности  и  темпа  речи:   «Одуванчик»,   «Снежинки»,   «Листопад», «Бабочка, лети!», «Кораблик», «Пузырь» и т.д.

   5. Игры, способствующие развитию понимаемой речи

Необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).

Цель игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве:  «принеси игрушку»,  «найди и принеси»,  «поручения», «положи на место» и другие.

   6. Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей дикции. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.). Используемые игры в работе: «Во дворе», «Песня-песенка», «Курочка и цыплята», «Гав-гав», «Часы тикают», «Автомобиль», «Кап-кап», «На птичьем дворе», "Лошадка", "Тук -тук".

  7. Игры, способствующие пониманию и  формированию грамматических конструкций.

При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.  Такие игры, как: «Олины помощники», «Спрячь мячик», «Где машина?», «Назови ласково», «Один-много», «Кто чем питается?», "Кто где спрятался?", "Где зайчик".  

  8. Игры с использованием обобщающих слов.

Цель для всех игр этого раздела: учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи - мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или: «Что это? Скажи одним словом (животные, овощи, фрукты и т.д.)». Мы играем с детьми в такие игры: «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Нарядим куклу», «К кукле пришли гости», «Угостим кукол чаем», «Угостим медведей чаем», «Помоем посуду», «Пригласим мишутку в гости», «Чудесный мешочек», «Поварята», «Кто, где живет», "У куклы дома", "Узнай игрушку", "Чего не стало",  и другие.

   9. Игры с использованием предметных и сюжетных картинок.

Сюжетные картинки: на занятиях с сюжетными картинками дети приобретают умение аккуратно пользоваться картинками, внимательно рассматривать изображения, накапливают словарь. Это дает возможность в дальнейшем совершенствовать восприятие и речь детей. Занятия с сюжетными картинками проводятся одновременно с 3 - 4 детьми. Картинку кладут на стол или укрепляют на устойчивой настольной подставке. Детей усаживают около стола напротив картинки.

Цель таких игр: научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. В работе мы используем такие игры с картинками: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Мальчик играет с собакой» и другие .

Работа с предметными картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т.п. Мы играем с детьми в такие игры: «Посуда для куклы», «Кто с нами рядом живет?», «Что купили на базаре?», «Что в саду растет?», «Лото», «Кого мы встретили в лесу?», «Комната для куклы», «Парные картинки», «На чем мы ездим?», "Парные картинки" и другие.

В отдельную группу мы выделили игры на сенсорное развитие. Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Игры на определение величины: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Поручения».

Игры на определение формы и цвета: «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки», «Веселые человечки», «Ёлочки и грибочки», «Разноцветные бусы», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и другие.

Игры с дидактическими игрушками и предметами, характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность Цель игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата - «собрать башенку», «сложить матрешку», «собери бусы», «построй башенку» и т.п. (приложение 2).  Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.

 Игры с природным и бросовым материалом, например: игры с  прищепками: «Зайчик», «Ежик», «Елочка», «Солнышко»,  «Человечек». Для закрепления цвета используем   разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки.

Застежки, шнурки, пуговки, такая игра очень увлекает детей и требует сосредоточенности: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку» и т.д.

Крупа, песок детям  очень нравится использовать разные крупы и песок. На крупе, песке мы рисуем с детьми, прячем и отыскиваем в них какие-либо предметы, пересыпаем песок из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Детям очень нравятся следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.

Выполняя правила игры, дети приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению дидактических игр в учебно-познавательной деятельности приводит к повышению уровня общего развития дошкольников. Отобранные дидактические игры и упражнения и дифференцированный подход - создают базу для процесса обучения и воспитания младших дошкольников.

 

«Развитие детей раннего возраста через дидактические игры»

Подготовила: Медведева Мария Владимировна

Воспитатель

МБДОУ «ДС № 251 г. Челябинска»

 

Наиболее активной формой обучающего воздействия для детей раннего возраста являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу.

Ядэшко В.И. и Сохин Ф.А предлагают учитывать, что в дидактической игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и так далее. Как пишут авторы, при помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Учёные указывают на то, что развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения ими игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости.

В своей работе по развитию познавательной активности детьми мы используем разные дидактические игры, которые были условно распределены по группам, в зависимости от дидактических задач игр.

1 .Игры способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе.

Цель таких игр: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции. Например: «Покажи, кого назову», «Кто это?», «Сделай как я», «Кружок», "Давайте познакомимся", "Паровозик", "Мы хорошие", "Снежинки" и т.д.

2. Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие.

Цель игр: открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. Примеры игр: «Кто что услышит», «Солнце или дождик?», «Угадай, что делать?», «Где позвонили», «Кто внимательный?»

3. Игры, развивающие силу голоса и темп речи.

Для того, чтобы речь малыша была выразительной, чтобы он мог говорить как быстро, так и медленно, его необходимо научить пользоваться умеренным темпом речи. Это полезно не только для развития голоса, но и для формирования хорошего слуха, умения воспринимать. В работе используются следующие игры: «громко - тихо», «дует ветер», «идемте с нами играть».

4. Игры, развивающие речевое дыхание

Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание. Данные упражнения полезны при нарушении плавности и темпа речи: «Одуванчик», «Снежинки», «Листопад», «Бабочка, лети!», «Кораблик», «Пузырь» и т.д.

5. Игры, способствующие развитию понимаемой речи

Необходимо учить детей понимать рассказы взрослого о вещах и событиях, связанных с их личным опытом, не сопровождаемые показом предметов, картинок, действий. Например, рассказать и вовлечь в процесс рассказывания самих детей о том, что они видели, когда гуляли (собаку, птичку, машину).

Цель игр: продолжать развивать понимаемую речь, учить выполнять несложные и двух-трех сложные инструкции, ориентироваться в пространстве: «принеси игрушку», «найди и принеси», «поручения», «положи на место» и другие.

6. Игры, формирующие правильное звукопроизношение.

Умение правильно произносить звуки - важнейшее условие хорошей дикции. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражание голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т.д.). Используемые игры в работе: «Во дворе», «Песня-песенка», «Курочка и цыплята», «Гав-гав», «Часы тикают», «Автомобиль», «Кап-кап», «На птичьем дворе», "Лошадка", "Тук ук".

7. Игры, способствующие пониманию и формированию грамматических конструкций.

При формировании грамматически правильной речи необходимо, прежде всего, воспитать у детей умение наблюдать за речью, формировать навыки общения, добиться дифференцированного восприятия речи. Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием являются важным средством стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики. Такие игры, как: «Олины помощники», «Спрячь мячик», «Где машина?», «Назови ласково», «Один-много», «Кто чем питается?», "Кто где спрятался?", "Где зайчик".

8. Игры с использованием обобщающих слов.

Цель для всех игр этого раздела: учить детей понимать обобщающие слова и использовать их в своей речи. Важно, играя в эти игры, делать акцент на обобщающие слова: «Все это мебель (посуда, одежда и т.д.). Покажи где мебель (посуда, одежда и т.д.). Скажи - мебель (посуда, одежда и т.д.)». Или: «Что это? Скажи одним словом (животные, овощи, фрукты и т.д.)». Мы играем с детьми в такие игры: «Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Нарядим куклу», «К кукле пришли гости», «Угостим кукол чаем», «Угостим медведей чаем», «Помоем посуду», «Пригласим мишутку в гости», «Чудесный мешочек», «Поварята», «Кто, где живет», "У куклы дома", "Узнай игрушку", "Чего не стало", и другие.

9. Игры с использованием предметных и сюжетных картинок.

Сюжетные картинки: на занятиях с сюжетными картинками дети приобретают умение аккуратно пользоваться картинками, внимательно рассматривать изображения, накапливают словарь. Это дает возможность в дальнейшем совершенствовать восприятие и речь детей. Занятия с сюжетными картинками проводятся одновременно с 3 - 4 детьми. Картинку кладут на стол или укрепляют на устойчивой настольной подставке. Детей усаживают около стола напротив картинки.

Цель таких игр: научить детей понимать жизненно близкий сюжет, изображенной на картинке; развивать умение слушать пояснения, короткий рассказ воспитателя, расширять словарь, учить рассказывать об изображенном на картинке. В работе мы используем такие игры с картинками: «Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Мальчик играет с собакой» и другие .

Работа с предметными картинками строится на основе принципов от простого к сложному и от частного к общему. Вначале детям предлагаются изображения тех предметов, которые наиболее часто встречаются в их повседневной жизни, с которыми они действуют в разных ситуациях и видят их в разных сочетаниях. Это, прежде всего изображения отдельных предметов одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов домашнего обихода, животных (живущих рядом) и др. Далее изображения подбираются как серии обобщений: «Одежда», «Мебель», «Посуда», «Животные» и т.п. Мы играем с детьми в такие игры: «Посуда для куклы», «Кто с нами рядом живет?», «Что купили на базаре?», «Что в саду растет?», «Лото», «Кого мы встретили в лесу?», «Комната для куклы», «Парные картинки», «На чем мы ездим?», "Парные картинки" и другие.

В отдельную группу мы выделили игры на сенсорное развитие. Сенсорное развитие - это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.

Игры на определение величины: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Поручения».

Игры на определение формы и цвета: «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки», «Веселые человечки», «Ёлочки и грибочки», «Разноцветные бусы», «Поставь букет цветов в вазу», «Подбери чашки к блюдцам» и другие.

Игры с дидактическими игрушками и предметами, характерной для этой возрастной ступени деятельностью является деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования важных качеств детской психики. Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы, эмоциональная настроенность Цель игр и упражнений с дидактическими игрушками: развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев, способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет). Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата - «собрать башенку», «сложить матрешку», «собери бусы», «построй башенку» и т.п. (приложение 2). Некоторые дидактические игрушки для выполнения игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора деталей.

Игры с природным и бросовым материалом, например: игры с прищепками: «Зайчик», «Ежик», «Елочка», «Солнышко», «Человечек». Для закрепления цвета используем разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету прищепки.

Застежки, шнурки, пуговки, такая игра очень увлекает детей и требует сосредоточенности: «Застегни сапожки», «Завяжи рубашку» и т.д.

Крупа, песок детям очень нравится использовать разные крупы и песок. На крупе, песке мы рисуем с детьми, прячем и отыскиваем в них какие-либо предметы, пересыпаем песок из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Детям очень нравятся следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.

Выполняя правила игры, дети приучаются контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность, умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться собственным успехам и успехам товарищей.

Таким образом, систематическая и правильно организованная работа по применению дидактических игр в учебно-познавательной деятельности приводит к повышению уровня общего развития дошкольников. Отобранные дидактические игры и упражнения и дифференцированный подход - создают базу для процесса обучения и воспитания младших дошкольников.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×