Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

"Развитие детской инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности" | Мой кабинет. Работа №354322

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья направлена педагогам дошкольных учреждений. В ней рассматривается актуальная проблема развития инициативы в театрализованной деятельности у детей дошкольного возракста. Инициатива прдсталяет собой внутреннее побуждение к новым формам деятельности и играет ключевую роль в любом начинании.

«Развитие детской инициативы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Данная статья направлена педагогам дошкольных учреждений. В ней рассматривается актуальная проблема развития инициативы в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста.

Требования ФГОС ДО направлены на создание благоприятных условий развития дошкольников, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, инициативы и творческих способностей, поддержку самостоятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Перед нами стоит задача воспитать личность, способную к саморазвитию, самореализации, ориентирующуюся в динамично меняющемся мире, умеющую выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за свой выбор. С особой полнотой все эти качества у детей дошкольного возраста раскрываются в театрализованной деятельности. Она близка и понятна детям, дает большой простор для творческих проявлений, имеет связь с игрой. Чувства, эмоции, впечатления от происходящих вокруг событий и свои выдумки дети могут воплотить в действия и живые образы с помощью театрализованной деятельности.

В статье используются такие понятия, как инициатива, инициативность, театральная деятельность.

Инициатива представляет собой внутреннее побуждение к новым формам деятельности и играет ключевую роль в любом начинании. В контексте дошкольного образования одним из основополагающих принципов является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, что способствует формированию социальной ситуации развития детей. Что же представляет собой инициативный ребёнок дошкольного возраста? Инициативность проявляется, когда ребёнок самостоятельно выбирает тему для игры, а также ставит и решает игровые задачи.

Проявление инициативы у детей — это главный показатель развития детей. Это способность детей к самостоятельным и активным действиям, а также развитие навыков общения, которые позволяют им находить общий язык со сверстниками и разрешать конфликты. Кроме того, это развитие умения работать в коллективе.

Инициативный ребенок стремится к организации различных продуктивных видов самостоятельной деятельности, игр, такой ребенок умеет найти занятие по – желанию, участников по совместной деятельности, заинтересовать других детей, самостоятельно объясняет явления природы и поступки других людей, отличается способностью к принятию собственных решений.

Театрализованная деятельность — это представление, разыгрывание в лицах литературных произведений, а также эффективный метод развития детской инициативы, который позволяет детям проявить свою творческую натуру, развить коммуникативные навыки и уверенность в себе.

О том какое значение имеет театр для детей высказался режиссер и актер К.С. Станиславский: «Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощение есть у каждого ребенка…»

Изучение психолого-педагогической литературы, показывает что в наше время накоплен большой опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Тема театрализованной деятельности, а именно ее методика и организация представлена в работах педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаевичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошиной, Р. Сигуткиной, И.Реуцкой, Л. Выготский.

Выгодский определял театрализованную деятельность, как самый распространенный вид детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений органично присуща детской природе и находит свое выражение стихийно, независимо от желания.

В ходе наблюдения за дошкольниками в процессе самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей, педагогами было выявлено, что дети все реже проявляют активность и инициативность в общении, разного рода деятельности, игре. Дети проявляют агрессию, не желают общаться со сверстниками, наблюдается низкая познавательная и творческая активность. Поэтому мы решили уделить особое внимание театрализованной деятельности, которая создает оптимальные возможности для развития детской инициативы. Также вызывает у детей искренний интерес и вовлеченность.

Театральная деятельность — одна из самых популярных видов детского творчества. Когда ребёнок входит в образ, он примеряет на себя различные роли, пытаясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало. Это приносит ему огромное удовольствие.

Занятия театральной деятельностью способствуют развитию способностей детей:

- проявлению любознательности;

- стремление к познанию нового;

- усвоению новой информации и новых способов действия;

развитию настойчивости;

- целеустремленности проявлению общего интеллекта;

- эмоций при проигрывании ролей.

Театрализованная деятельность как способ развития деткой инициативы это грамотно организованная театрализованная деятельность, а именно условия, в которых ребенок может раскрыть свои возможности.

Для увлекательной игры в группе оборудованы театральные уголки в них располагаются различные виды театров:

- бибабо;

- настольный театр;

- театр масок;

- пальчиковый театр;

- театр ложек;

- теневой театр;

- театр на прищепках;

- театр на магнитах;

- театр из втулок;

- реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.

Все оборудование театрального уголка открыто и доступно детям.

Для обеспечения поддержки детской инициативы мы предоставляем

возможность детям самостоятельность использовать нормы и правила

поведения, овладеть социальными навыками:

- в театрализованной деятельности предоставляем возможность

самостоятельно следить за своим внешним видом;

- поощряем проявление детьми элементарных навыков вежливости;

- даем возможность самостоятельно регулировать отношения со

сверстниками в разных сферах театрализованной деятельности;

- предоставляем возможности проявить социальные навыки в разных

видах деятельности.

Когда мы готовились к драматизации сказки «Заюшкина избушка», ребята с начала с интересом послушали сказку, активно обсуждали героев сказки, их поведение. Думали, какие бы роли они могли исполнить. После того как выбрали роли дети, придумывали какие бы они хотели видеть домики, из каких материалов их возможно сделать, как только придумали совместно с воспитателем, сделали их. Далее дети готовятся к драматизации, если у детей возникают затруднения при выборе движений для героя, тогда на помощь приходит взрослый.

В процессе подготовки спектаклей и создания костюмов и атрибутов, мы активно вовлекаем родителей, стремясь тем самым сблизить их с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых и наших воспитанников пробуждают взаимный интерес к театральному искусству. Для проведения занятий, развлечений и спектаклей мы совместно с родителями создаём декорации, атрибуты, маски и костюмы сказочных героев.

В своей работе широко используем такие игры «Что ты слышишь?», «Запомни фото», «Передай позу», «Веселые обезьянки». При переходе от театральных игр к работе над этюдами мы включаем специальные театральные игры, которые направлены на развитие воображения и фантазии.

Создание настольных театров самими детьми, также способствуют развитию детской инициативы. Ребятами были созданы: театр ложек, театр из втулок, конусный театр. Для этого педагог предоставляет все необходимые материалы и дети сами создают своего героя, затем с удовольствием обыгрывают.

В театральном уголке представлено множество театров, что представляет возможным проявлять инициативу, выбирать любого героя для самостоятельной деятельности детей.

В начале нашей работы мы предлагали детям простые упражнения и игры. Однако некоторые из них были скованы и стеснительны, им было трудно выражать свои эмоции и чувства. Мы понимали, что они отказываются из-за страха показаться неловкими и неуклюжими, боялись, что их могут высмеять.

Чтобы они согласились даже на самую маленькую роль без слов, потребовалось приложить немало усилий. Также большую роль сыграли правильно подобранные атрибуты. Кроме того, мы задавали детям вопросы, которые заставляли их задуматься: кем бы они хотели быть? Почему? И уже в конце года все дети без исключения, охотно участвовали в театральной деятельности. Благодаря этому виду деятельности ребята стали более активны, самостоятельны, инициативны.

В заключение можно сказать, что театрализованная деятельность — это эффективный метод развития детской инициативы. Она позволяет детям проявить свои творческие способности, инициативность, развить коммуникативные навыки и уверенность в себе. Важно создать условия для самостоятельной театрализованной деятельности и поддерживать инициативу детей.

 

Список используемой литературы

1. Алиева Т., Урадовских Г. Детская инициатива – основа развития познания,

деятельности, коммуникации // Дошкольное воспитание. – 2015 – № 9

2. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч. Т. 6 – М. :

Педагогика, 1984 – 34 с. 283

3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для

работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003 – 112 с.

4. Мерзлякова С. И. Фольклор – Музыка – Театр. Программы и конспекты

занятий педагогов дополнительного образования, работающих с

дошкольниками. – М. : Просвещение, 1999 – 130 с. 5 Смирнова Е. О

Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений //

Дошкольное воспитание. – 2003 – № 9 – С. 9-10.

5. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М. : ВЛАДОС, 2003 – 115 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×