Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

«Развитие детской одарённости на уроках и во внеурочное время. | Гугучкина Елена Алексеевна. Работа №353906

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Если на своем педагогическом пути Вы встретите ребенка, который:

проявляет любопытство, постоянно задает вопросы, предлагает много идей, свободно высказывает свое мнение, обладает богатой фантазией, чувствителен к красоте, не конфликтен, не боится отличиться от других, стремится к самовыражению и творчески мыслит – Я, Вас, поздравляю !

Перед Вами - одаренный ребенок!

 

МБОУ Сокольниковская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему :

«Развитие детской одарённости на уроках и во внеурочное время»

Подготовила:

учитель начальных классов

Гугучкина Е.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моршанский район

2021г

 

 

 

В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. В современном обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели; людях, умеющих творчески мыслитьПоэтому, одной из приоритетных задач начальной школы является создание условий для развития творческой одаренности учащихся.

Одаренность часто понимается как интеллектуальная одаренность, то есть способность к выдающимся (для данного возраста) интеллектуальным достижениям. Однако существуют и другие виды одаренности.  Современными научными исследованиями доказано существование особого вида одаренности — творческой, то есть способности к творческой самореализации в различных областях жизнедеятельности. Творческая одаренность не связана однозначно с интеллектом. Как указывает известный авторитет в области одаренности Э. Торранс, если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов на интеллект, то мы бы отсеяли 70% наиболее творческих из них. Интеллектуальной одаренностью обладает небольшое число людей; она может быть относительно легко выявлена с помощью психологических тестов. В основе творческой одаренности лежит творческий потенциал — нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребёнка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые умения, знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся.

Переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты предполагает новое качество начального образования.

Целью образования становится воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, компетентного гражданина России.

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход, который делает возможным реализацию развивающей и воспитывающей функций образования, обосновывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, позволяет выделить особую проблему развития одарённых детей.

     Современные цели образования требуют совершенно иного научно-исследовательского  и практического подхода к данной проблеме.

У понятия "детская одаренность" есть аналог - "потенциал личности", так считают доктор психологических наук, профессор А.М. Матюшкин, американский психолог Дж. Рензулли и др. По мнению профессора А.И. Савенкова "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» (6, 5).  Известный специалист в области исследования детской одаренности Н.С. Лейтес, классифицируя разные педагогические подходы к этой проблеме, выделяет 3 категории одаренных детей:

-   дети с высоким IQ;

- дети, достигающие выдающихся успехов в каком-либо виде   деятельности;

-   дети с высокой креативностью.

В настоящее время имеется несколько целостных моделей обучения одарённых детей, каждая из которых основана на вполне определённой концепции развития ребёнка и его одарённости. Существующие концепции условно распределяются по трём направлениям: интеллектуальный подход, личностный подход и синтетический подход, при котором одарённость и творческий потенциал включает как интеллектуальные, так и личностные и социальные факторы ( Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.И. Савенков  и др.). Соответственно этим направлениям разрабатываются программы развития творческого потенциала одарённых детей. Наиболее известными из них являются: модель Гилфорда, программа Торренса, программа «Одарённый ребёнок» Центра семьи и детства Л.А. Венгера и др.

Опираясь на наблюдения А.И. Савенкова, можно сказать, что реальная педагогическая практика научилась различать лишь 3 категории одаренных детей. Первая категория одаренных, которую принято выделять, - дети с высокими показателями уровня общей одаренности (интеллектуальная одаренность). Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности.

Одаренные юные музыканты, художники, математики, спортсмены давно завоевали себе право на специальное обучение. Эту категорию детей чаще всего называют талантливыми. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Мы предлагаем рассматривать детскую одаренность еще в одном аспекте - насколько она в данное время проявлена ребенком. Одаренность, проявляющуюся в деятельности ребенка ярко и отчетливо, они называют явной и напротив, проявляющуюся и в завуалированной, замаскированной форме - скрытой.

Там же вводится другая, очень близкая к предыдущей, градация - актуальная и потенциальная одаренность. Проявленную, очевидную одаренность, т.е. замеченную психологами, педагогами, родителями, называют "актуальной". Детей, которые демонстрируют данный вид одаренности, обычно называют не одаренными, а талантливыми детьми. И, напротив, одаренность, которая представляет собой лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не может быть реализована в данный момент в деятельности в силу их функциональной недостаточности, называют "потенциальной".

На основе анализа психолого-педагогической литературы по исследованию детской одаренности, классифицируя различные педагогические подходы к этой проблеме, мы выделяем следующие  категории одарённых детей:

- дети с высоким IQ (умственная одарённость);

- дети, достигающие выдающихся успехов в  художественной, музыкальной, спортивной и т.п.  деятельности (творческая одарённость);

- дети, проявляющие отличные успехи в учебной деятельности

( академическая одарённость)

- дети с высокой креативностью (интеллектуальная креативность)- потенциальная одарённость. Это школьники, которые имеют определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений, но не могут реализовать их в данный момент деятельности в силу их функциональной недостаточности.

        Специалисты утверждают, что число явно одарённых, составляет 1-3% от общего числа детей. Предполагается, что общее число явно и неявно одарённых детей примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В исследованиях по проблеме одарённости выявляются особенности интеллектуального, творческого и личностного развития одарённого ребёнка. Однако при этом в ряде исследований показано, что для реализации творческого потенциала ребёнка  необходимо наличие целого ряда социальных и психологических условий.

Проведённые исследования позволяют выделить основные факторы, влияющие на развитие креативности ребёнка, значительная роль среди которых отводится его окружению – семье, сверстникам, школе.

В нашем исследовании учтены следующие социальные особенности учащихся ЭК и КК: уровень образования родителей, реализация в профессиональной деятельности, возможность посещения кружков и секций во внеурочное время.

Мы можем отметить, что большая половина родителей ЭК имеет высшее образование (50,4%), т.е. по среднестатистическим показателям в каждой семье есть родитель с высшим образованием. Однако отметим, что в нескольких семьях оба родители имеют высшее образование, и есть семьи, в которых оба родителя (или один) имеют средне специальное образование.

Следовательно, социальные и психологические условия учащихся ЭК более благоприятны для реализации творческого потенциала ребёнка.

Таким образом, социальное окружение – семья, уровень образования родителей способствуют развитию у детей одарённости. Однако, вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребёнка должен рассматриваться отдельно.

1.1. Условия возникновения и становления опыта

 Свою работу с детьми по выявлению одаренности я начинаю с подготовительных занятий по программе « Скоро в школу» и продолжаю на протяжении обучения в начальной школе.

Выделяются дети с более развитым интеллектом, способные к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. У таких детей замечены необычные успехи в учении и творческих занятиях, а значит, превосходят сверстников .

1.2. Актуальность опыта

Одаренные, талантливые дети – это потенциал страны, позволяющий ей эффективно развиваться, конструктивно решать экономические и социальные задачи.

Поддержка талантливых детей – приоритетная государственная задача.

В нашей школе созданы все условия для успешного развития одаренных детей, для выявления скрытых талантов и поддержания врожденной индивидуальности.

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется необходимостью подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Другой общественный фактор, который также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем.

В данном контексте одним из показателей качества образования является компетентность, которая определяется не только через сумму знаний и умений, но прежде всего характеризует умение школьника мобилизовать полученные знания и опыт в конкретной ситуации.

II Теоретическое обоснование опыта

Одаренные дети- это подарок судьбы. Но подарком он становится не сразу: его надо « вырастить», что созвучно со словами В.А.Сухомлинского :

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод

2.1. Технология опыта

Процесс выявления одарённых детей не прост. Важны мой опыт и интуиция, наблюдение за деятельностью ребенка и проявления его в общении , взаимопонимание и взаимосвязь.

2.2 Выявление детей с признаками одаренности

Свою работу с детьми по выявлению одаренности я начинаю с подготовительных занятий по программе « Скоро в школу» и продолжаю на протяжении обучения в начальной школе. Выделяются дети с более развитым интеллектом, способные к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. У таких детей замечены необычные успехи в учении и творческих занятиях, а значит, превосходят сверстников . 

2.3. Направления одаренности

Работая с коллективом детей , я выделила следующие виды одаренности:

одарённость в практической деятельности,

познавательной

,

художественно-эстетической,

спортивной

духовно-ценностной деятельности

.

Проектно- исследовательская деятельность

Формы работы по выявлению и развитию одаренности обучающихся

2.4 Работа с одаренными детьми на уроках

В целях реализации  программы «Работа с одаренными детьми» , мною осуществляется целенаправленная деятельность по работе с детьми .

Одним из условий модернизации образования, является существование вариативных образовательных программ. Достойное место занимает система развивающего обучения Л.В. Занкова , по которой я работаю. Она дает возможность развивать личность каждого ребенка в зависимости от его стартового уровня.


2.5 «Внеурочная деятельность»

В условиях модернизации образования ,среди ключевых направлений в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает « Внеурочная деятельность», направленная на развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творчества.

Обучающиеся моего класса с большим удовольствием посещают внеурочные мероприятия, способствующие развитию интеллектуальных интересов и творчества. На этих занятиях развивается их самостоятельность, трудолюбие и мастерство.

2.6 Игровая деятельность

Основной вид деятельности младших школьников – игра. Создавая на занятиях ситуации игры , повышается интерес к поставленной задаче и развитию творческих способностей. В игре ребенок творчески растет, развиваются умения и навыки , совершенствуются мыслительные способности.

2.7. Индивидуальные творческие задания. Исследовательская деятельность.

Индивидуальные творческие задания дают возможности ребенку проявить себя, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности.

Для одаренных детей характерна потребность в исследовании и поисковой деятельности. Стремления к открытиям через самопознание , открывает путь к творчеству .

Используя методы проблемного и поискового характера , стараюсь развивать в детях умения ставить цель, искать способы ее решения , максимально реализовать свои способности. Вот что характеризует одаренного ребенка.

Модернизация образовательного процесса способствует расширению возможностей раскрытия потенциала одаренных детей.

2.8 Участие в конкурсах, викторинах, предметных чемпионатах

Я , как педагог, всегда ставлю перед собой цель – увидеть, распознать, не пропустить в ребенке все самое лучшее , что есть.

Мои обучающиеся принимают активное участие в олимпиадах и творческих конкурсах муниципального, областного, регионального, всероссийского уровней. Все это систематизируется в портфолио.

Лучшие творческие работы публикуются на сайте школы, сборниках творческих работ, повышая престиж знаний и личный рейтинг талантливых детей.

2.9 Внеклассная работа

Экскурсии, поездки, походы. Работа с родителями

Совместно с родителями и детьми проводим интересные классные часы, тематические беседы, внеклассные мероприятия, направленные на творческие способности детей.

Большой интерес вызывают КТД.( коллективно-творческие дела):

-спортивные праздники

- Сборы юных экологов

-КВН , олимпиады,

- Праздники

- экскурсии

С большим удовольствием посещаем музеи и памятные места нашего города, городские библиотеки и предприятия. С целью изучения Тамбовского края провожу экскурсии по городу и осуществляем ( совместно с родителями) поездки по городам Тамбовской области.

Станем старше – поедем дальше!

Родители вовлекаются в жизнедеятельность гимназии через познавательные, творческие и спортивные мероприятия.

Родитель - это зеркало , в котором отражена будущая жизнь ребенка. Убеждаю родителей , что это отражение нас должно радовать.

Успех моей деятельности (в том числе и « Работа с одаренными детьми») зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя.

Важно всем смотреть в одну сторону!

Такая организация хороша и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их творческие интересы выходят за круг привычногодомашнего общения. 
Система домашнего образования превращается в сферу, где в основном и ведется формирование личностных качеств и творческих способностей. 
Практическая задача в таких условиях – оказание психолого-медико-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, развитию, обучению детей. Она может решаться через:
1. Анкетирование родителей с целью определения основных подходов родителей к данной проблеме.
2.Чтение лекций для родителей.
3. Подбор научной и практической литературы для родителей. 
4. Систему домашнего заочного обучения детей в системе дополнительного образования.

В числе мероприятий по работе с родителями существенное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, обучения и воспитания одаренных детей. Это могут быть лекции следующего характера. Для родителей, имеющих детей младшего школьного возраста:
1. Одаренность: понятие, виды одаренности. Потенциальная, «скрытая» одаренность.
2. Особенности развития одаренных детей (познание, психосоциальное развитие, физические характеристики). Способы диагностики. Наблюдение.
3. Фактор здоровья в развитии ранней одаренности. Социализация.
4. Выбор школы, учителя для своего одаренного ребенка.
5. Факторы благоприятствования для развития одаренности детей. Развивающая предметно-пространственная среда.
6. Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей, одаренности ребенка.

 

III. Внедрение опыта

Распространение опыта педагогической деятельности не должно ограничиваться рамками образовательного учреждения. Положительные факторы становления профессионализма учителя, на мой взгляд, должны становиться известными и для других коллег.

С этой целью, я выступаю на семинарах и методических объединениях, провожу мастер- классы и открытые уроки для коллег и студентов педагогического училища. Мои работы опубликованы на сайтешкоы, участвую в конкурсах и повышаю свой профессионализм, посещая педагогические конференции и курсы повышения квалификации.

Мною разработана индивидуальная программа : « Портфолио», создаю презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, печатаюсь на сайтах в интернете.

 

IV. Эффективность опыта

Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант, тем ярче его результаты.

Мои обучающиеся с большим интересом посещают кружки и секции. Они являются гостями и активными участниками многих праздников, которые проводятся но уровне школы, города, района. 

V. Наши достижения

Обучающиеся моего класса достигают больших успехов в конкурсах, соревнованиях, предметных олимпиадах.

Развитие детей в данной системе понимается , как общее развитие личности, развитие воли, ума, чувств. Именно на это ориентирует Концепция государственного образовательного стандарта общего образования, в которой говорится : « Развитие личности – смысл и цель современного образования…»

Доказательством наших успехов совместной работы , служат грамоты и поощрения за проявленные успехи в конкурсах, выставках творческих работ .

 

 

 

 

Участие в конкурсах.

Предметные чемпионаты и конкурсы « Русский медвежонок», «Молодежные старты»способствуют развитию любознательности, сообразительности, смекалки и интереса к предметам.

Участие в « Научно- практической конференции младших школьников» дало возможность показать обучающимся свой опыт в исследовательской деятельности.

Принимаем участие в районных и областных мероприятиях : «Дорога глазами детей», «Красота Божьего мира», «Искорка Тамбовщины», « День Победы», « День защиты детей», «Мама , папа, я –читающая семья»», конкурс «Звездочка Тамбовщины» и др.

Участвуя в подготовке и проведении таких праздников, презентаций ,дети реализуют свои таланты чтецов, певцов, танцоров и гимнастов.

VI. Заключение 

В заключение хочется отметить, что моя работа с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от меня личностного профессионального роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами и родителями ребенка.

Мне хочется обратиться к коллегам.

 

Дорогие коллеги!

Если на своем педагогическом пути Вы встретите ребенка, который:

проявляет любопытство, постоянно задает вопросы, предлагает много идей, свободно высказывает свое мнение, обладает богатой фантазией, чувствителен к красоте, не конфликтен, не боится отличиться от других, стремится к самовыражению и творчески мыслит – Я, Вас, поздравляю !

Перед Вами - одаренный ребенок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.

«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2009.г.

Доровской А.И. « 100 советов по развитию одаренности детей» - М;2010 г.

Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.

«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.

«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.

«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.

«Психология одаренности: от теории к практике»/под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.

Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 2012 г.

Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.

Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.

Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.

Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1996, № 6.

Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Киев, 1993.

Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 4, с. 83-93.

Кулемзина А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. Томск, 2012.

Лейтес Н.С. Умственные способности. М: Педагогика,2009.

Рибо Т. Творческое воображение. СПб.: Эрлих, 2011.

Семенов И.Н. Возрастные особенности одаренных детей // Инновационная деятельность в образовании. 1994, № 1, с. 56-64.

Газета "Школьный психолог" (http://psy.1september.ru/)

Журнал « Начальная школа»








 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×