Поможем подготовиться к аттестации! Получите готовые документы!
Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ | Масленникова Елизавета Владимировна. Работа №363169

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Данная статья раскрывает особенности сюжетно ролевой игры и её влияние на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. В работе описывается процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в сюжетно-ролевой игре.

УДК 376.42

Е. В. МАСЛЕННИКОВА

Кузбасский гуманитарно-педагогический институт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

В работе описывается процесс развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в сюжетно-ролевой игре.

Речь является одним из главных показателей развития ребенка. Она реализует коммуникативную, информативную, познавательную потребности ребенка, что говорит о ее большой значимости.

В дошкольном детстве ребенок прежде всего овладевает диалогической речью, особенность которой проявляются в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей дошкольного возраста.

Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различным искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия, это форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказывания между двумя или несколькими лицами [1].

Изучение проблемы диалогической речи как психолого-педагогического феномена в последние десятилетия выступает актуальным направлением научных исследований. Это обусловлено тем, что диалог имеет особое значение в развитии детей старшего дошкольного возраста.

Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться важнейшие диалогические умения: вступать в общение, вести и завершать диалог, говорить выразительно и использовать навыки речевого этикета.

Диалогическая речь изучается многими исследователями: А.А. Леонтьевым, М.И. Лисиной, Т.Н. Ушаковой, Л.П. Якубинским и др.

Речь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию и полноценно формировать общение. Они не способны самостоятельно вступать в диалог с окружающими; их речь часто монотонная, маловыразительная, лишена сложных эмоциональных оттенков; речевой этикет недостаточно сформирован. Дети применяют невербальные средства общения, когда у них возникает желание получить какой-то предмет.

Сюжетно-ролевая игра – это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения [2, 3, 5].

В научной литературе сюжетно-ролевые игры классифицируются по различным основаниям:

1. в зависимости от игрового сюжета выделяют: игры, отражающие труд взрослых, профессиональную деятельность людей; игры, отражающие быт людей; игры, навеянные литературно-художественными произведениями; игры на темы кино, теле- и радиопередач;

2. по содержанию игры: игры, в которых главным содержанием является предметная деятельность людей; игры, отражающие отношения между людьми; игры, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми;

3. по количеству участников: индивидуальные, групповые;

4. по способу организации: игра-сюжет, игра-драматизация, режиссерская игра [5].

Структурные компоненты сюжетной игры включают в себя: роль, игровые действия, правила, сюжет игры и содержание.

По мнению Л.С. Выготского, центральным моментом сюжетной игры является роль, которую берет на себя дошкольник [2]. Следующий структурный элемент правила игры. Правилами игры считаются требования (игровые действия), которые необходимо исполнять ребенку во время игры, находясь в определенной роли [4]. Сюжет — это та область действительности, которую дети воспроизводят в игре (например, семья, поликлиника, магазин и др.) [4]. Содержание игры то, что выделяется детьми в качестве существенного момента деятельности взрослых, которая отражается в игре: предметная деятельность людей; отношения между людьми; подчинение правилам общественного поведения и общественным отношениям между людьми [4].

Чтобы сюжетно-ролевая стала эффективным средством развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, развивающая предметно-пространственная среда должна включать игры и оборудование, игрушки, отражающие реальные предметы. Специалисты ДОО должны привлекаться к организации и проведению сюжетно-ролевой игры, так как они являются важнейшим звеном для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Важно совместно с ребёнком играть, выполнять определённые действия, брать на себя его роли в игре, показывая правильные модели поведения и речевые конструкции.

Взрослому необходимо показать, как вступать в общение, поддерживать и завершать диалог. Его речь должна быть чёткой, выразительной, эмоционально интонированной. Он обязан использовать правильные конструкции речевого этикета. Так, наблюдая и повторяя за взрослым во время игры, у ребёнка запустится процесс формирования диалогических умений.

Сюжетно-ролевые игры лучше всего проводить каждый день в течение 20 минут, постепенно усложняя содержание игры.

Таким образом, диалогическая речь детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта сама собой развиваться не может. Хорошим средством для её развития будет являться сюжетно-ролевая игра. Для этого следует играть совместно с детьми, давать им наиболее точный образец поведения. Взрослый должен стать примером использования правил речевого этикета, следить за своей речью, наполнять её интонационной выразительностью.

 

Список литературы

1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения [Текст] : Книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – Москва : Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

2. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] : учеб. пособие /Л. С. Выготский. –Москва : Смысл, 2004. – 311 с.

3. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] : учеб. пособие / Р. И. Жуковская. – Москва : Педагогика – 2005.- 199 с.

4. Короткова, Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст] : учеб. пособие /Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко. – Москва : Развитие, 2002. – 123 с.

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Владос, 1999. – 73 с.

Научный руководитель канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры ДиСПП

И.В. Лукьянченко

© Масленникова Е.В., 2023

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×