Название статьи:
«Развитие диалогической речи у детей 3 — 4 лет на основе литературного образца через игровую деятельность» | ТРЕГУБ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА. Работа №353440. Номер работы: №353440
Дата публикации:
06.12.2024
Автор:
ТРЕГУБ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА
Описание:
Доклад на тему «Развитие диалогической речи у детей 3 — 4 лет на основе литературного образца через игровую деятельность» сожержит подробную информацию о значимости развития диалогической речи младших дошкольников через наиболее знакомую им деятельность-игровую.Веть именно игра способствут развитию диалога.
Доклад на тему Развитие диалогической речи у детей 3 — 4 лет на основе литературного образца через игровую деятельность
Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.
Для диалога характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки.
Диалогическуюречьотличает краткостьвысказыванийспреобладанием простыхпредложений,широкое использованиевнеречевых средств (жестов, мимики).
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
–соблюдать очередность в разговоре;
–выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
–не говорить с полным ртом;
–говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды телефонных разговоров, различных персонажей для активизации ролевого диалога.. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. Диалог - сложнаяформасоциального взаимодействия. Участвоватьвдиалоге иногдабываеттруднее,чем строитьмонологическоевысказывание. Обдумываниесвоихреплик, вопросов происходитодновременносвосприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Таким образом,основная цель развития диалогической речи удошкольника–научить их пользоваться диалогом какформой общения. Дляэтогонедопустимо сводитьзадачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.
Основным методомформирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях являетсяразговор воспитателя с детьми
(неподготовленный диалог).
По мнению Е. И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким - нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
Для формирования диалогической речи используетсяприём словесныхпоручений.Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Одним из методовформирования диалогической речи являетсячтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованныхречевых ситуацияхнаправленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Эффективным методомразвития диалогической речи являютсяразнообразные игры(сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игрыспособствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игрызакрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): Факты, Согласен, не согласен, Магазин, Разговор по телефону, В гостях у куклы.
Полезно использоватьподвижные игры, которые содержат диалоги (Гуси - гуси, Обыкновенные жмурки, Коршун, Краски и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).
Игры - инсценировки и игры-драматизацииобъединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры - инсценировки доступны ужемладшимдошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
К новымформам организации диалогадетей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.
Методами иприёмами развития диалогаявляются групповыебеседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование,аппликация, конструирование, художественный труд).
Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Особенности связной диалогической речи изучались целым рядом исследователей: Д. Б.Элькониным, А. Г.Рузской, Т. Слама-Казаку, которые отмечают, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.
Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогическихнавыков иумений,нужно создать необходимые педагогические условия: - организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создается доброжелательная атмосфера в группе
1. Занятия для активизации общения можно проводить 2 раза в месяц:
2. Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.
Незнайкаучитсяздороваться,
Быстроответить,
Незнайка раздает игрушки,
Мы идем на прогулку,
Незнайка учится просить,
Исправьте Незнайку.
3. Игры парами
Разрезныекартинки (предметы одежды), Да или нет, Кто как кричит, Кому что нужно?, Съедобное – несъедобное, Магазин
4. Сюжетно-ролевые игры:
Дочки-матери, Магазин, Парикмахерская, Поликлиника.
5. Дидактические игры:
Факты, Согласен – не согласен, Не говорить да и нет.
6. Подвижные игры: Коршун, Гуси – гуси, Краски.
7. Игры – инсценировки: русская народная сказка Теремок, русская народная сказка Репка, русская народная сказка Волк и козлята.
8.. Тематика разговоров: Как ты провел выходной день, Твоя любимая книга, Твоя любимая игрушка, Весна, Твой любимый сказочный герой, Как бы ты встретил новенького.
Также необходимо организоватьработупо развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работу проводят с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.
Для того, чтобыповыситьречевой этикетдетям можнопредложить упражнения, например:
Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: Вот ещё! Сама застёгивай!. Воспитатель стыдит его и спрашивает: Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?
Атеперь, когдамыпойдёмодеваться, будьтевсе внимательныдруг кдругу. Незабудьте правильно проситьилиблагодаритьза помощь, а Незнайка послушает и поучитсяДетидоговариваются, ктокомубудет помогать, кому поможет воспитатель.
НапрогулкеНезнайка интересуется:
Незнайка: Оля, кого ты попросилапомочь тебе?
Оля: Я попросилапомочь мне Надежду Николаевну.
Незнайка: Какты говорила?
Оля: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.
Незнайка: Владик ктотебе помогалодеваться?
Владик: Мнепомогала одеватьсяНадежда Николаевна.
Незнайка: Какты просил?
Владик: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.
Незнайка: Чтосказал потом?
Владик: Спасибо!
Так же с детьми проводятся игры парами, например такая игра – Кому что нужно?
Так же с детьми можно провести ряд индивидуальных разговоров на тему Моя любимая книга, Как я провёл выходной день, Любимая игрушка
Для автоматизации речевыхштамповиспользуются речевыеупражнения, которыевводят детейвразличныеситуации, близкие креальным.
Например:
- Квам вечеромпришлигости,каквы снимипоздороваетесь?
- УКристины развязалсябант. Онаподошла квоспитательнице.Чтоейнужно сказать?
- Представьте, чтовыразбилитарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?
Послетого как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводится тематическая групповая беседа с четырьмя - шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.
Например:
- Умеете ливызнакомиться?
- Знакомились ливыскем-нибудь? Скем? Где?Кактыэтосделал? Что сказал? Чтоответил?
- Что выговоритекогдахотитепознакомиться?
- Как познакомитьсясовзрослым?
- Скем бывыхотелипознакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?
Вовремябеседывоспитатель обращаетсякнесколькимдетям соднимитемжевопросом. Такимобразом,детивовлекаются вобщуюбеседу, приучаютсявоспринимать информациюивысказываться.
Следуетотметить, чтодетипредпочитают упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).
Вначалеработы нужнопостояннонаправлятьдетей, помогатьорганизовыватьтуили инуюигру. Новпоследующем, детисамиорганизовывают и играют в игры, а также самостоятельно вступают в диалог друг с другом и воспитателем.
Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка иразвития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения.
Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.
Овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь. Важность проблемы развития диалогической речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами.
Скачать работу
Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.
Для диалога характерны: сравнительно быстрый обмен речью, когда каждый компонент обмена является репликой и одна реплика в высшей степени обусловлена другой. Обмен происходит вне какого-нибудь предварительного обдумывания; компоненты не имеют особой заданности; в построении реплик нет никакой предумышленной связности, и они в высшей степени кратки.
Диалогическуюречьотличает краткостьвысказыванийспреобладанием простыхпредложений,широкое использованиевнеречевых средств (жестов, мимики).
Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий.
Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. В игре у детей формируются:
Умения пользоваться в диалоге различными видами реплик (вопросами, сообщениями, побуждениями) и соответствующими им ответными реакциями.
Умения соблюдать элементарные правила поведения в диалоге:
–соблюдать очередность в разговоре;
–выслушивать собеседника, не перебивая поддерживать общую тему разговора, не отвлекаться от нее;
–не говорить с полным ртом;
–говорить спокойно, доброжелательным тоном.
Поэтому необходимо:
1. Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).
2. Развивать диалогическое общение в сюжетно – ролевой игре не прямо, а оказывая развивающее влияние на саму игру через создание предметно-игровой среды, через участие взрослого в детских играх в качестве партнера.
3. Включать в игру по любой тематике эпизоды телефонных разговоров, различных персонажей для активизации ролевого диалога.. Деятельность педагога должна быть направлена на развитие диалогических умений необходимых ребёнку для общения и формирования связной диалогической речи в дошкольном возрасте. Диалог - сложнаяформасоциального взаимодействия. Участвоватьвдиалоге иногдабываеттруднее,чем строитьмонологическоевысказывание. Обдумываниесвоихреплик, вопросов происходитодновременносвосприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять в след за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определённый эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать её нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.
Таким образом,основная цель развития диалогической речи удошкольника–научить их пользоваться диалогом какформой общения. Дляэтогонедопустимо сводитьзадачи обучения диалогу лишь к освоению вопросно-ответной формы.
Основным методомформирования диалогической речи в повседневной жизни и на занятиях являетсяразговор воспитателя с детьми
(неподготовленный диалог).
По мнению Е. И.Тихеевой, потребность разговаривать с другими людьми, делится с ними своими мыслями, чувствами и переживаниями присуща человеку. Ребёнку же она присуща ещё в большей мере. Воспитатель разговаривает с детьми по любому поводу, в разное время, коллективно и индивидуально. Для коллективных разговоров лучшим временем является прогулка. Для индивидуальных лучше подходят утренние и вечерние часы. Иногда разговоры возникают по инициативе ребенка, который подходит к воспитателю с каким - нибудь вопросом или сообщением, но не надо ждать этого. Воспитатель должен быть сам инициатором интересных разговоров. Разговоры могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Преднамеренные разговоры планируются воспитателем заранее. Непреднамеренные – воспитатель не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр, режимных процессов.
Для разговоров с детьми воспитатель использует все моменты жизни детского сада. Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей.
Для формирования диалогической речи используетсяприём словесныхпоручений.Можно дать ребёнку поручение – попросить у помощника воспитателя тряпочку для мытья кубиков, передать что-либо родителям и т. д. Воспитатель просит повторить поручение, что необходимо для усвоения информации и ее лучшего запоминания. После выполнения поручения надо узнать у ребёнка, как он с ним справился.
Одним из методовформирования диалогической речи являетсячтение литературных произведений. Чтение даёт детям образцы диалогического взаимодействия. Диалоги с использованием вопросов и ответов позволяют дошкольникам освоить не только форму различных высказываний, но и правила очерёдности, усвоить различные виды интонации, помочь в развитии логики разговора.
Целенаправленное обучение диалогической речи происходит в специально организованныхречевых ситуацияхнаправленных на формирование навыков составления диалога по речевой ситуации. Это развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения.
Эффективным методомразвития диалогической речи являютсяразнообразные игры(сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, игры-инсценировки и игры-драматизации).
Сюжетно-ролевые игрыспособствуют формированию и закреплению диалогических умений. По мнению Н. Я.Михайленко и Н. А.Коротковой, чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
Дидактические игрызакрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А. К.Бондаренко, О. С.Ушакова и другие): Факты, Согласен, не согласен, Магазин, Разговор по телефону, В гостях у куклы.
Полезно использоватьподвижные игры, которые содержат диалоги (Гуси - гуси, Обыкновенные жмурки, Коршун, Краски и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно(1).
Игры - инсценировки и игры-драматизацииобъединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию, и тем самым преодолевает свойственный возрасту эгоцентризм. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Игры - инсценировки доступны ужемладшимдошкольникам, они готовят основу для драматизации, в которых дети координируют игровые действия с партнёром и упражняются в диалогах, заимствованных из литературных произведений.
К новымформам организации диалогадетей со сверстниками относятся: работа с подгруппами, организации пространства общения, не дисциплинарные формы привлечения и удержания внимания, игровая и коммуникативная мотивация занятия.
Методами иприёмами развития диалогаявляются групповыебеседы, деятельность кооперативного типа (совместное рисование,аппликация, конструирование, художественный труд).
Диалог для ребёнка является первой школой овладения родной речью, школой общения, он, по существу, является основой развивающейся личности. Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребенка особых социально – речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Особенности связной диалогической речи изучались целым рядом исследователей: Д. Б.Элькониным, А. Г.Рузской, Т. Слама-Казаку, которые отмечают, что основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний являются подготовительными этапами.
Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми в детском саду по повышению диалогическихнавыков иумений,нужно создать необходимые педагогические условия: - организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются мини-театр, мини-библиотеку, создали уголок для свободной изодеятельности. Пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно создается доброжелательная атмосфера в группе
1. Занятия для активизации общения можно проводить 2 раза в месяц:
2. Игры и упражнения, формирующие речевой этикет.
Незнайкаучитсяздороваться,
Быстроответить,
Незнайка раздает игрушки,
Мы идем на прогулку,
Незнайка учится просить,
Исправьте Незнайку.
3. Игры парами
Разрезныекартинки (предметы одежды), Да или нет, Кто как кричит, Кому что нужно?, Съедобное – несъедобное, Магазин
4. Сюжетно-ролевые игры:
Дочки-матери, Магазин, Парикмахерская, Поликлиника.
5. Дидактические игры:
Факты, Согласен – не согласен, Не говорить да и нет.
6. Подвижные игры: Коршун, Гуси – гуси, Краски.
7. Игры – инсценировки: русская народная сказка Теремок, русская народная сказка Репка, русская народная сказка Волк и козлята.
8.. Тематика разговоров: Как ты провел выходной день, Твоя любимая книга, Твоя любимая игрушка, Весна, Твой любимый сказочный герой, Как бы ты встретил новенького.
Также необходимо организоватьработупо развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста в процессе повседневного общения. Работу проводят с детьми с низким и средним уровнем диалогических умений.
Для того, чтобыповыситьречевой этикетдетям можнопредложить упражнения, например:
Незнайка хвастает, что девочка просила его застегнуть пальто, а он ответил: Вот ещё! Сама застёгивай!. Воспитатель стыдит его и спрашивает: Дети, кто не может сам застегнуть пальто или куртку? Завязать шапку, шарф? Завязать шнурки? Оля, кого ты попросишь помочь тебе? А ты Владик?
Атеперь, когдамыпойдёмодеваться, будьтевсе внимательныдруг кдругу. Незабудьте правильно проситьилиблагодаритьза помощь, а Незнайка послушает и поучитсяДетидоговариваются, ктокомубудет помогать, кому поможет воспитатель.
НапрогулкеНезнайка интересуется:
Незнайка: Оля, кого ты попросилапомочь тебе?
Оля: Я попросилапомочь мне Надежду Николаевну.
Незнайка: Какты говорила?
Оля: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, застегнуть куртку.
Незнайка: Владик ктотебе помогалодеваться?
Владик: Мнепомогала одеватьсяНадежда Николаевна.
Незнайка: Какты просил?
Владик: Надежда Николаевна, помогите мне, пожалуйста, завязать шнурки.
Незнайка: Чтосказал потом?
Владик: Спасибо!
Так же с детьми проводятся игры парами, например такая игра – Кому что нужно?
Так же с детьми можно провести ряд индивидуальных разговоров на тему Моя любимая книга, Как я провёл выходной день, Любимая игрушка
Для автоматизации речевыхштамповиспользуются речевыеупражнения, которыевводят детейвразличныеситуации, близкие креальным.
Например:
- Квам вечеромпришлигости,каквы снимипоздороваетесь?
- УКристины развязалсябант. Онаподошла квоспитательнице.Чтоейнужно сказать?
- Представьте, чтовыразбилитарелку, и мама будет огорчена. Что бы вы ей сказали?
Послетого как дети хорошо усвоили речевой материал по данной теме, сформировалось умение применять его в соответствующих ситуациях, проводится тематическая групповая беседа с четырьмя - шестью детьми, продолжительностью 10-15 минут, включающая 7-10 вопросов.
Например:
- Умеете ливызнакомиться?
- Знакомились ливыскем-нибудь? Скем? Где?Кактыэтосделал? Что сказал? Чтоответил?
- Что выговоритекогдахотитепознакомиться?
- Как познакомитьсясовзрослым?
- Скем бывыхотелипознакомиться ( из сказочных героев) Что бы вы хотели узнать у него? Во что поиграть?
Вовремябеседывоспитатель обращаетсякнесколькимдетям соднимитемжевопросом. Такимобразом,детивовлекаются вобщуюбеседу, приучаютсявоспринимать информациюивысказываться.
Следуетотметить, чтодетипредпочитают упражнения, построенные на игровых и сказочных ситуациях, а также упражнения с использованием наглядности (игрушки).
Вначалеработы нужнопостояннонаправлятьдетей, помогатьорганизовыватьтуили инуюигру. Новпоследующем, детисамиорганизовывают и играют в игры, а также самостоятельно вступают в диалог друг с другом и воспитателем.
Дошкольное детство – уникальный период для усвоения родного языка иразвития ребенка. Полноценное речевое развитие детей является условием их воспитания и обучения.
Речевое развитие включает процесс формирования у детей языковых обобщений и элементарного осознания ими языковых явлений. Можно сказать, что развитие речи – это процесс глубокого освоения языковых функций, значений языковых знаков, правил и способов их сочетания и употребления. Ориентировка детей в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений за языком, для экспериментирования над языком, для речевого саморазвития.
Овладение речью – важнейшая сторона развития дошкольника, связанная со всеми линиями его психического развития. Школой усвоения всех сторон речи для детей является диалогическая речь. Важность проблемы развития диалогической речи дошкольников подчеркивается многими педагогами и психологами.