РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ. | Вяткина Елена Николаевна. Работа №343519. Номер работы: №343519
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем учреждении должны быть созданы определенные условия.
В группе необходимо выделить достаточно места для активного движения, физкультурных пособий и тренажеров. Идеально, если есть физкультурный зал для занятий. В нем должны быть гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На участке учреждения есть оборудованная физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, «полосой препятствий», гимнастическими стенками, мишенями для попадания в цель.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, а также на основе анамнеза развития ребенка.
Особое внимание следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия являются составной частью физической культуры. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего дня. Для этого необходимо:
- Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;
- Рациональная, не перегревающая одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Сон при открытых форточках;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя . прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав);
Хождение босиком в группе при температуре пола + 18 градусов и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет дневной сон. Перед сном создать детям спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна. Первыми за обеденный стол сажаются дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель. Спальное помещение перед сном проветривается. Для быстрого засыпания детей используются элементы аутотренинга.
Учитель-Логопед (дефектолог) ЦССВ МАЯК
Вяткина Елена Николаевна
Уже более 8 я работаю в учреждении которое воспитывает детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Контингент детей разный. в основном это дети с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети проживают в нашем учреждении с рождения и имеют двигательную депривацию.Этот вид депривации связан с ограничением пространства и характерен для учреждений данного типа, где возможности движения воспитанников длительное время ограничены рамками манежа. Нахождение ребенка в условиях хронической гиподинамии приводит к развитию эмоциональной вялости. Симптомом двигательной депривации является также и компенсаторная двигательная активность: раскачивание тела вперед - назад, резкие беспокойные движения головы из стороны в сторону на подушке перед засыпанием, стереотипные движения руками. Эти движения достаточно быстро закрепляются и препятствуют нормальному развитию всей двигательной сферы. Таким образом, у детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа, в силу ограниченности возможности реализовать свою активность, часто наблюдается выраженная моторная отсталость.Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Что же такое здоровье? Обратимся к Словарю русского языка С. И. Ожегова: Правильная, нормальная деятельность организма. Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Сегодня модным стало слово гиподинамия. Многие понимают его упрощенно - как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе: Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности. Наши дети испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в учреждениях закрытого типа большую часть времени дети проводят в статичном положении (за столами, у телевизора). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности.
Основными задачами по физическому воспитанию детей являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей;
- Формирование двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- Создание условий для реализации потребности детей в двигательной деятельности;
- Обеспечение физического и психического благополучия. Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания.
Следовательно, можно выделить три составляющие здоровья: рациональный режим, закаливание и движение.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении в нашем учреждении должны быть созданы определенные условия.
В группе необходимо выделить достаточно места для активного движения, физкультурных пособий и тренажеров. Идеально, если есть физкультурный зал для занятий. В нем должны быть гимнастические стенки с наборами приставных досок и лестниц, бумы и скамейки, дуги, кубы, мишени, мелкий спортивный инвентарь и игрушки. Все это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
На участке учреждения есть оборудованная физкультурная площадка с зонами для подвижных и спортивных игр, беговыми дорожками, полосой препятствий, гимнастическими стенками, мишенями для попадания в цель.
Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья, а также на основе анамнеза развития ребенка.
Особое внимание следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия являются составной частью физической культуры. Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течение всего дня. Для этого необходимо:
- Четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;
- Рациональная, не перегревающая одежда детей;
- Соблюдение режима прогулок во все времена года;
- Сон при открытых форточках;
Гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя . прохладной водой, полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных трав);
Хождение босиком в группе при температуре пола + 18 градусов и занятия босиком утренней гимнастикой и физкультурой.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет дневной сон. Перед сном создать детям спокойную обстановку, исключить шумные игры за 30 минут до сна. Первыми за обеденный стол сажаются дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем их первыми укладывать в постель. Спальное помещение перед сном проветривается. Для быстрого засыпания детей используются элементы аутотренинга.
После сна у ребенка необходимо воспитывать потребность в движении. Утренняя зарядка помогает подготовить организм к дневному бодрствованию, дисциплинирует, помогает выработать собранность, умение преодолевать лень. Если не обращать на это внимание, то в более старшем возрасте ребенок уже не захочет делать зарядку, а взрослый никогда не будет ее делать. Очень полезно делать зарядку на свежем воздухе или при открытом окне. В зарядке можно не добиваться особой точности движений, поэтому следующие за ходьбой упражнения могут быть имитационными, можно вносить игровые элементы (охота, поездка на транспорте, подтягивание, полет птицы, приседания - курочка клюет зернышки; наклоны - деревья качаются или насос, дровосек и др.). Продолжительность зарядки 5-6 минут.
Если обстоятельства не позволяют провести с детьми зарядку утром, проведите ее после дневного сна. Если ребенок болен, не следует забывать о движениях - можно делать дыхательную гимнастику и некоторые движения в положении сидя.
Одной из самых действенных закаливающих процедур является прогулка. Необходимо менять последовательность видов деятельности детей на прогулке, в зависимости от характера предыдущего занятия и погодных условий. Если на занятии дети сидели, прогулка начинается с пробежки, подвижной игры. После физкультурных и музыкальных занятий - с наблюдения, спокойных игр.
Особое значение придается развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. В каждом возрасте физкультурные занятия имеют разную направленность:
Маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием, обучить приемам элементарной страховки;
В среднем возрасте - развить физические качества (выносливость и силу);
В старшем возрасте - сформировать потребность в движении, развить двигательные способности и самостоятельность.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: занятия по традиционной схеме; занятие, состоящее из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия - тренировки в основных видах движений; ритмическая гимнастика - занятия, состоящие из танцевальных движений; занятия - соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей; самостоятельные занятия.
В процессе занятий детям постоянно приходится быть активными и в то же время сдерживать некоторые свои проявления. Упражнения, в которых по одному сигналу надо выполнять какое-либо действие, а по другому - прекращать его, помогают развитию активного торможения. Постепенно у детей развивается согласованность в работе мышц, умение управлять своими движениями. Благодаря многократному повторению дети начинают выполнять движения легко, без особых затруднений. У детей образуются двигательные навыки.С помощью занятий воспитатель влияет на нравственное, умственное и художественное развитие детей. Необходимо стараемся так проводить занятие, чтобы у детей развивались смелость, уверенность в своих силах, являлось желание помогать друг другу.
На занятиях дети быстро усваивают такие понятия, как вперед, назад, рядом, около, направо, налево, в сторону. Они закрепляют свои знания в счете, строясь по два, по три. Дети умеют построиться в круг, в колонну, в шеренгу, действуя с флажками, мячами, и др. пособиями, дети упражняются в различении цвета, размеров.
Вопрос о том, как проводить занятия, как объяснять и показывать детям игры и упражнения, является одним из труднейших в практике воспитателя.
Длительная работа с детьми подтверждает, что на физкультурных занятиях дети нуждаются и в показе, и в словесных инструкциях.
Показ облегчает ребенку правильное выполнение упражнения, помогает осуществить требования воспитателя. При введении новых упражнений необходимо пользоваться показом. Когда убеждаешься, что упражнение уже усвоено, то применять словесные указания.
Недостаточно эмоциональная речь воспитателя не пригодна для детей. Однако наблюдения показывают, что и простая разговорная речь, особенно медлительная, вялая, неблагоприятно влияет на детей: они начинают выполнять упражнения вяло, снижается их интерес к занятиям. Объяснение воспитателя должны быть краткими и точными; они должны помогать детям правильно выполнить задание.
Улучшение качества движений во многом зависит от количества повторений, от дозировки каждого упражнения.
Умелое сочетание двигательных заданий с отдыхом, чередование того и другого сохраняет силы, внимание детей на более продолжительное время. В зависимости от характера упражнения и игр, состояния детей, занятие бывает у длиннее или короче на несколько минут.
Важный и основной раздел физкультурных занятий и прогулок - подвижные игры. Игра должна вызывать у детей чувство радости, бодрости и поэтому не следует принуждать детей к игре, участвуют в ней только желающие.
С детьми, достигшими полутора лет рекомендуется играть в простые по построению и правилам подвижные игры.
В играх с малышами основная роль отводится воспитателю, которая должна организовать игру, непосредственно участвовать в ней и в ходе игры направлять поведение детей. Надо не только планировать игры, но и вести учет их: кто из детей участвовал в игре, кого приходилось привлекать, кто нарушал правила и почему, кто нуждался в особом внимании воспитателя, как дети выполняли движения, каковы достижения и недочеты в движениях детей. Это помогает воспитателю видеть каждого ребенка в игре, влиять на развитие его моторики, на поведение.
Группировка игр по возрастам относительна. Участие ребенка в той или иной игре зависит от его развития, моторных навыков и умений. Старшим детям (3-4 года) хорошо дать перед новой игрой ее словесные объяснения: во что будем играть, как, кого, будем изображать, что нам нужно для игры, где будем играть, в каком месте мы устроим домик, конюшню или гнездышко. Дети участвуют в обсуждении этих вопросов, сами говорят. Хорошо говорящим детям предлагается объяснить другим детям ту или другую несложную игру. В интересах развития языка очень рекомендуются игры с текстом (Например, Совушка-сова, Кони, Птицы, Воробушки, Лохматый пес, Гуси- гуси и др.). Эти игры следует вести так, чтобы в течение игры стишок повторялся несколько раз. Стишок разбивает весь игровой процесс на отдельные действия, дает детям передышку.
Многие игры требуют определенных аксессуаров (головные уборы, вожжи, доски, строительный материал, орудия труда и т. п.). Весь этот материал должен быть тщательно подобран, и храниться в определенном месте, чтобы быть в любую минуту к услугам воспитателя и детей.
В играх детей воспитателю принадлежит большая и активная роль. Она не только организует игру, но ведет детей за собой своими действиями показывает, что им делать, служит примером. Новые игры вводятся постепенно, старые - закрепляются, периодически повторяются и постепенно сами собой отмирают. Дети требуют частого повторения игр, пришедшихся им по вкусу, и в этом им не следует отказывать, но при непременном условии постепенного введения новых, более сложных игр, способствующих их дальнейшему развитию.
В нашем учреждении также развернута работа по адаптивной физической реабилитация — которая является компонентом адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность детей с ОВЗ, помогает восстановлению у воспитанников временно утраченных функций (помимо тех, которые утрачены или разрушены на длительный срок или навсегда в связи с основным заболеванием, например, являющимся причиной инвалидности). Благодаря всем компонентам двигательного развития в нашем учреждении, мы видим положительные результаты развития наших детей.
У наших воспитанников формируется и обогащается:
оптимальная двигательная активность;
потребность в двигательной активности;
умение использовать комплексы физических упражнений и приемы самомассажа.
инициатива самостоятельной двигательной деятельности;
двигательный опыт и культура движений;
умение правильно показывать то или иное движение по просьбе взрослого;
пассивный и активный словарь названиями видов и способов движений, упражнений, игр.
психомоторные способности;
стремление соблюдать двигательный режим.
интерес к организации по собственной инициативе подвижных игр и простейших соревнований со сверстниками;
Все специалисты нашего учреждения работают в сплоченной междисциплинарной команде и применяют индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Этот подход дает стабильную положительную динамику развития наших воспитанников. Кроме того, не следует забывать, что физическое воспитание - это не только занятие физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей.По мере взросления детей все большее значение приобретает самостоятельная двигательная активность, которую мы развиваем у наших воспитанников ежедневно в различных режимных моментах и играх - занятия, что позволяет нашим воспитанникам быть более успешными и улучшает их жизненные компетенции.
Список литературы:
1.Фурманов, И.А. Психология депривированного ребёнка: пособие для психологов и педагогов / И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010
2.Шабалина С.А. Влияние материнской депривации на жизнедеятельность детей. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2011.
3.Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Мед. изд-во Авиценум, 2009.
4.Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
5.Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
6.Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет / Авт.-сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.
7.Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний,старший дошкольный возраст / авт. – сост. О.В. Музыка. – Волгоград: Учитель, 2010.
8.Личность в условиях психической депривации: Учебное пособие для студентов вузов – СПб.: Питер, 2009