Развитие двигательных способностей у дошкольников через игру | Литвинова Оксана Валериевна. Работа №344957
Аннотация: В статье рассматривается использование игры как основного средства развития двигательных способностей дошкольников. Описаны ключевые особенности игровой деятельности, направленные на развитие таких качеств, как ловкость, быстрота, сила и координация. Обсуждается роль инструктора по физической культуре в организации игровых занятий, которые способствуют физическому развитию детей. Приводятся примеры игр, направленных на совершенствование двигательных навыков, а также рассматриваются методы вовлечения детей в игровой процесс для достижения максимального эффекта.
Ключевые слова: двигательные способности, дошкольники, игра, физическое развитие, координация, ловкость, инструктор по физической культуре.
РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Литвинова Оксана Валериевна, инструктор по физической культуре
ГБОУ "Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника"
Аннотация: В статье рассматривается использование игры как основного средства развития двигательных способностей дошкольников. Описаны ключевые особенности игровой деятельности, направленные на развитие таких качеств, как ловкость, быстрота, сила и координация. Обсуждается роль инструктора по физической культуре в организации игровых занятий, которые способствуют физическому развитию детей. Приводятся примеры игр, направленных на совершенствование двигательных навыков, а также рассматриваются методы вовлечения детей в игровой процесс для достижения максимального эффекта.
Ключевые слова: двигательные способности, дошкольники, игра, физическое развитие, координация, ловкость, инструктор по физической культуре.
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, через которую они познают окружающий мир и развивают свои физические и психические способности. Двигательная активность через игру обеспечивает естественное и гармоничное развитие ребенка, способствуя улучшению координации, ловкости, быстроты реакции и общей физической подготовленности. Играя, ребенок учится контролировать свое тело, понимать его возможности и развивать физические качества, необходимые для успешного овладения базовыми движениями, такими как ходьба, бег, прыжки и метания.
Для детей дошкольного возраста движение и игра неразделимы. Именно через игровую деятельность можно наиболее эффективно развивать у детей двигательные способности. Физическое развитие в игровой форме становится естественным процессом, в котором дети активно участвуют, не осознавая, что их обучают. Это снижает психоэмоциональное напряжение и страх перед возможными неудачами, что очень важно для создания благоприятной атмосферы на занятиях по физической культуре.
Игровая деятельность стимулирует физическую активность, направленную на развитие всех основных двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, скорости и координации движений. Например, игры, включающие бег, прыжки, лазание или метание, развивают у детей ловкость, силу и координацию движений. Подвижные игры, требующие быстрого реагирования и перемещения в пространстве, способствуют развитию скорости и быстроты реакции. Важной составляющей таких игр является необходимость быстро адаптироваться к меняющимся условиям и координировать свои действия с другими участниками, что также развивает социальные навыки.
Особое внимание следует уделять организации двигательной активности через игры, направленные на координацию движений. Координационные способности формируются у детей в процессе выполнения разнообразных движений с высокой точностью и контролем. Игры, включающие элементы равновесия, перемещения в пространстве и работы с мячом, помогают детям развивать умение контролировать свое тело в различных условиях. Примеры таких игр могут включать игру в мяч, эстафеты, игры с элементами прыжков через препятствия или игры на внимание.
Роль инструктора по физической культуре в организации игровых занятий является ключевой. Именно он отвечает за создание благоприятных условий для успешного физического развития детей. Инструктор должен не только подбирать игры, соответствующие возрасту и уровню подготовки дошкольников, но и обеспечивать их безопасность, правильную организацию пространства и своевременное объяснение правил. Важно, чтобы игры были разнообразными, динамичными и вызывали у детей интерес. Для этого рекомендуется использовать различные игровые сценарии, включать элементы соревнования и командной работы, что повышает мотивацию детей к активному участию.
При подборе игр инструктор должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В раннем дошкольном возрасте акцент делается на развитие основных движений — ходьбы, бега, прыжков. Для этого подходят простые игры, такие как "Догонялки", "Прятки" или "Кто быстрее добежит". По мере взросления детей и развития их двигательных навыков, можно усложнять задачи, вводя элементы координации, точности и равновесия. Например, игры с мячами различных размеров, эстафеты с препятствиями, игры на меткость (метание мешочков или колец в цель).
Игровая деятельность также способствует развитию пространственного восприятия и ориентации. В процессе игры дети учатся лучше ориентироваться в пространстве, определять направление движения, расстояние до объектов и других участников. Это важно для развития координации движений и общего физического развития ребенка. Примером таких игр могут быть командные игры, требующие перемещения по определенной траектории, либо игры с заданиями на внимание и концентрацию.
Один из важных аспектов игровых занятий — это их эмоциональная составляющая. Игры вызывают у детей положительные эмоции, что способствует снижению уровня тревожности, улучшению психоэмоционального состояния и формированию положительного отношения к физической активности. Это позволяет детям лучше раскрывать свои физические способности, не бояться ошибок и неудач, а также учит взаимодействовать с окружающими, соблюдая правила и нормы поведения в коллективе.
Вовлечение родителей в процесс игровой деятельности также является важным аспектом работы инструктора по физической культуре. Совместные игры детей и родителей могут не только способствовать физическому развитию дошкольников, но и укреплять семейные отношения, формировать у детей положительное отношение к физической активности как к общему семейному делу. Инструктор может предложить родителям простые игры и упражнения, которые можно проводить дома, на прогулках или во время семейных мероприятий, способствуя таким образом формированию у ребенка привычки к регулярным физическим занятиям.
Таким образом, игра является универсальным средством развития двигательных способностей у детей дошкольного возраста. Она позволяет сочетать физическую активность с элементами творчества, социализации и обучения. Инструктор по физической культуре, грамотно организуя игровой процесс, может не только способствовать гармоничному физическому развитию детей, но и формировать у них интерес к здоровому образу жизни и двигательной активности. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать безопасность на занятиях и предлагать разнообразные игры, которые помогут развивать как физические, так и социальные навыки детей. Игровая деятельность — это естественная и эффективная форма обучения, через которую дети с удовольствием постигают основы движения и учатся быть активными и здоровыми.
Список литературы
Коршунова, В. Ю. Подвижные игры как средство физического развития детей среднего дошкольного возраста / Коршунова, В. Ю.— Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1. — С. 54–56.
Подвижные игры как средство формирования двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста / А. С. Рогоза, В. А.
Поддубная
, А. С. Левченко [и др.]. —
Текст :
непосредственный //
Молодой ученый. — 2021. — № 47 (389). — С. 410-412. — URL: https://moluch.ru/archive/389/85752/ (дата обращения: 25.09.2024).
Тарасова И.В. Применение спортивных игр в развитии двигательных качеств у детей дошкольного возраста // Наука-2020. 2019. №5 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sportivnyh-igr-v-razvitii-dvigatelnyh-kachestv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 25.09.2024).