Развитие экологического мышления у студентов: как привить осознанность и ответственность | Шащенко Ирина Григорьевна. Работа №349546
Аннотация. Статья посвящена развитию экологического мышления у студентов как ключевого компонента формирования ответственного отношения к окружающей среде. Автор рассматривает, как через образовательный процесс можно привить осознанность и экологическую ответственность, предлагая конкретные примеры и методики. Особое внимание уделяется внедрению активных и практических форм обучения, таким как проекты и исследования, а также воспитанию экологической культуры через вовлечение студентов в волонтёрскую и экологическую деятельность.
Ключевые слова: экологическое мышление, экологическая осознанность, ответственность, студенты, биология, практические методы, экопросвещение, экологическое образование.
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ: КАК ПРИВИТЬ ОСОЗНАННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Шащенко Ирина Григорьевна, преподаватель
КГБПОУ «Назаровский аграрный техникум им. А.Ф. Вепрева»
Аннотация. Статья посвящена развитию экологического мышления у студентов как ключевого компонента формирования ответственного отношения к окружающей среде. Автор рассматривает, как через образовательный процесс можно привить осознанность и экологическую ответственность, предлагая конкретные примеры и методики. Особое внимание уделяется внедрению активных и практических форм обучения, таким как проекты и исследования, а также воспитанию экологической культуры через вовлечение студентов в волонтёрскую и экологическую деятельность.
Ключевые слова: экологическое мышление, экологическая осознанность, ответственность, студенты, биология, практические методы, экопросвещение, экологическое образование.
Формирование экологического мышления у студентов является одной из приоритетных задач современного образования. В условиях обострения экологических проблем и роста антропогенной нагрузки на природу именно молодое поколение должно стать носителем экологических ценностей. Экологическое мышление включает в себя не только знания об окружающей среде, но и понимание взаимосвязей в природе, умение оценивать последствия человеческой деятельности и стремление к практическому участию в сохранении экосистем. Учитель биологии играет важную роль в воспитании экологической ответственности, прививая студентам не просто знания, но и экологическую осознанность как основу для ответственного поведения.
Важнейшим элементом развития экологического мышления является создание у студентов эмоциональной связи с природой. Без осознанного понимания того, что природа – это часть нашей жизни, сложно говорить о развитии экологической ответственности. На занятиях по биологии учитель может использовать методики, направленные на вовлечение студентов в изучение местных экосистем. Например, проведение полевых исследований на территории учебного заведения или в близлежащих природных зонах позволяет студентам на практике увидеть разнообразие живых организмов и оценить их значение для экосистемы. В ходе таких исследований студенты наблюдают за видами растений и животных, изучают антропогенное воздействие и предлагают пути улучшения экологической ситуации.
Кроме того, проекты по экологическому мониторингу становятся важным инструментом в формировании ответственности за окружающую среду. Например, студенты могут участвовать в проектах по мониторингу состояния водоёмов или почвы, выявляя загрязнения и предлагая меры по их устранению. Участие в таких проектах позволяет развить критическое мышление, системный подход и умение работать в команде. Примером успешной практики может служить проект, реализованный группой студентов, который заключался в исследовании загрязнённости реки в окрестностях учебного заведения. В ходе проекта студенты не только проанализировали качество воды, но и организовали экологическую акцию по уборке прибрежной зоны и высадке растений для восстановления биобаланса.
Для успешного привития экологической ответственности важно также использовать интерактивные методы обучения. Одним из таких методов является ролевая игра, в которой студенты моделируют различные экологические ситуации и ищут пути решения проблем. Например, в рамках урока можно организовать игру, где участники выступают в роли представителей разных сторон – экологов, промышленников, местных жителей и властей. Цель игры – прийти к компромиссу, который позволит сократить негативное воздействие на окружающую среду и сохранить экологическое равновесие. Такие игры развивают у студентов умение видеть проблему с разных точек зрения и принимать взвешенные решения.
Особую роль в формировании экологического мышления играют мероприятия вне учебных занятий, такие как экологические акции и волонтёрская деятельность. Студенты, участвующие в уборке территорий, высадке деревьев или сборе вторсырья, начинают осознавать свою роль в решении экологических проблем. Практический опыт становится мощным стимулом для формирования устойчивых привычек в повседневной жизни. Учитель биологии может инициировать такие мероприятия, вовлекая студентов и сотрудничая с экологическими организациями и местными властями. Например, в рамках одного из экологических проектов студенты организовали акцию по сбору макулатуры в своём колледже, а вырученные средства направили на озеленение школьного двора. Этот опыт показал студентам, что даже небольшие усилия могут внести вклад в улучшение окружающей среды.
Кроме практических мероприятий, важным элементом экологического воспитания является обсуждение актуальных экологических проблем на занятиях. Учитель биологии может проводить тематические уроки, посвящённые вопросам изменения климата, загрязнения атмосферы и воды, вырубки лесов и исчезновения видов. Важно давать студентам возможность не только изучать научные данные, но и обсуждать эти проблемы, высказывать своё мнение и предлагать пути решения. Обсуждение глобальных проблем помогает студентам сформировать понимание, что они являются частью мирового сообщества и могут вносить свой вклад в сохранение планеты.
Использование современных технологий также способствует развитию экологического мышления у студентов. В образовательном процессе можно активно применять цифровые ресурсы: интерактивные карты, видеоролики о природе, онлайн-курсы и мобильные приложения. Например, с помощью приложений для распознавания растений и животных студенты могут самостоятельно изучать местную флору и фауну, что повышает их интерес к биологии и экологии. Интерактивные платформы позволяют организовать совместные проекты с другими учебными заведениями, что расширяет кругозор студентов и укрепляет их осознание глобальности экологических проблем.
Развитие экологического мышления требует системного подхода, в котором важно учитывать как учебную, так и внеучебную деятельность. Учитель биологии должен создавать условия для формирования у студентов экологической осознанности, направляя их на поиск практических решений и участие в экологических инициативах. Важно помнить, что экологическая ответственность формируется не только через знания, но и через опыт, эмоции и личные переживания. Только осознав свою связь с природой, студенты смогут стать активными участниками экологического движения и внести вклад в сохранение нашей планеты.
Таким образом, развитие экологического мышления у студентов – это не просто передача знаний, а воспитание сознательного отношения к природе и формирование навыков ответственного поведения. Учитель биологии играет ключевую роль в этом процессе, применяя разнообразные методы и подходы. Проекты, ролевые игры, волонтёрская деятельность и использование цифровых ресурсов – всё это помогает привить студентам экологическую осознанность и ответственность. Только так можно воспитать поколение, способное решать экологические проблемы и заботиться о будущем планеты.
Список литературы
Жменёва
Е. К., Колыванова Л. А. Ф
ормирование экологического мышления студентов в условиях профессиональной подготовки
// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2023. №
88.
Сафонова Т
.
Н
.
Становление и развитие экологического сознания и экологической культуры у студентов // Гуманитарные
науки .
2019. №2 (46).
Шушпанова, Д. В. Формирование экологического мышления у студентов вузов во время внеаудиторных занятий / Д. В. Шушпанова. —
Текст:
непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 8 (142). — С. 382-386.