Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 17.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие экологического мышления учащихся через системно-деятельностный подход | Кастрикина Анна Анатольевна. Работа №331611

Дата публикации:
Автор:
Описание:

     Знания по экологии и экологическое мышления становят становятся всё более востребованными в среде учащихся. Статья посвещена актуальной проблеме - развитие экологического мышления у учащихся. Автор обобщает свой педагогический опыт, в котором раскрывает роль системно-деятельностного подхода и практико-ориентированной деятельности в экологическом образовании. Описывая различные образовательные технологии, учитель предлагает использовать такие задания, которые максимально проявят экологическую грамотность и экологическое мышление школьников, научат их самостоятельности, инициативности. 

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

 

А.А. Кастрикина - учитель биологии

МБОУ СОШ №1, г. Тимашевск, Краснодарский край

В настоящее время экологические проблемы влияют на все сферы жизни людей: науку и производство, политику и экономику, энергетику, строительство, здравоохранение и образование. Знания в области экологии чрезвычайно разнообразны и многоаспектны: от конкретных сведений о практике природопользования до мировоззренческих обобщений, интеграции в область научного знания. Развитая экологическая культура предполагает умение по достоинству оценить каждый компонент природы и становится необходимым условием сохранения и развития современной цивилизации. Она проявляется как совокупность идейных и моральных установок, социально-нравственных ценностей, норм и правил, обеспечивающих устойчивое развитие окружающей среды, экологическую безопасность и рациональное природопользование. В экологическом образовании по-новому происходит отбор учебного содержания, ведь от уровня экологической культуры общества в целом и каждого гражданина в частности сегодня зависит сохранение природы и само существование человека. В процессе экологического образования формируется опыт освоения обучающимися социальных ролей: гражданина России, субъекта экологически безопасного образа жизни, экологически ответственного члена общества, субъекта экологического просвещения. Запрос государства - воспитать в современной школе экологически мыслящего, экологически грамотного и экологически культурного человека, который способен жить в гармонии с окружающим миром в интересах биосферосовместимого устойчивого развития цивилизации.

Основным документом, определяющим педагогическую деятельность в сфере экологического образования, является документ «Концепция экологического образования в системе общего образования», который был одобрен федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 29 апреля 2022 г. № 2/22). Документ представляет собой систему взглядов на совершенствование экологического образования, направленного на формирование основ экологической культуры, обучающихся в сфере общего образования Российской Федерации, он регулирует единые требования к отбору экологической терминологии, преемственности между уровнями образования, возможностям сетевого взаимодействия между различными образовательными организациями.

Развитие экологического мышления, экологической грамотности и экологической культуры у учащихся должно осуществляться системно и на постоянной основе, проходя «красной нитью», через содержание основного учебного предмета. Экологическая грамотность реализуется через формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы)) от 26 декабря 2017 г. ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, что полностью соответствует целям и задачам экологического образования, объединяет читательскую, математическую, естественно-научную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Экологическое образование, осуществляемое в урочной и внеурочной деятельности по биологии, качественно повышает знание учащимися основного учебного предмета, при этом, актуализируются и эффективно используются межпредметные связи с химией, физикой, географией, историей, обществознанием, экономикой. Практико-ориентированная деятельность и системно-деятельностный подход вовлекают учащихся в деятельность, где максимально эффективно будут проявляться приобретенные компетенции. В результате существенно углубляется личный актив знаний и умений учащегося, который свидетельствует о развитии экологической грамотности, экологической культуры, экологического мышления.

Специфика экологического мышления проявляется в умении делать выбор на основе научных знаний и экологических ценностей, прогнозировать условия практического решения проблемы. Критическое мышление - одна из составляющих функциональной грамотности, которая должна быть в арсенале каждого экологически грамотного человека. Обучение на основе естественно-научной грамотности помогает учащимся прогнозировать последствия вмешательства в природные системы, синтезировать научные знания и социальный опыт, изучать возможности науки и практики, разумно решать экологические проблемы, развивать экологическое критическое мышление. Экологическое мышление должно быть критичным, но это качество мышления следует развивать. Дело в том, что ребенок на окружающий мир изначально не смотрит критично, потому что он видит то, что существует с его рождения и это ему кажется нормальным. В силу своего малого возраста, он не может заметить столь явно изменения в природе, которые замечает взрослый. Ребенок многое принимает на веру, так как считает, что взрослые все делают изначально правильно. Но это далеко не так. Поэтому требуется развивать критическое мышление сначала на близких и понятных примерах, которые прежде всего надо искать в своей стране, в своем регионе, в своем районе, в своем городе. Следует изучать сразу несколько информационных источников, освещающих изучаемый экологический вопрос, для более объективного понимания проблемы. Обсуждение экологической проблемы должно быть всесторонним, с разных позиций (причины, откуда появилась, кому выгодна, как влияет на человека и природу, к чему приводит, как решить). Ребенок должен учиться прогнозировать развитие экологической ситуации. Обязательным является обучение выражению своего личного мнения и отношения к объекту или процессу. Осознанное подключение к волонтерской экологической работе, прикладные формы работы способствуют осознанному отношению к природе, пониманию последствий необдуманных действий. Всё это развивает экологически ответственное мировоззрение, систему взглядов, оценок, суждений об устройстве окружающего мира. Разные учащиеся проявляют разные направления одаренности: творческую, интеллектуальную, организаторскую. Поэтому нужно создать условия для их максимального проявления. Педагогическое сопровождение помогает учащимся реализовать себя в различных видах учебной деятельности. Многие учащиеся желают участвовать в экологической деятельности, которая проводится в рамках кружка «Юные экологи» (5-6 классы), внеурочной деятельности «Естественно-научная деятельность» (7-8 классы), на уроках предмета «Проектная деятельность» (9 класс), на элективных курсах авторской программы «Прикладная биология» (10-11 классы). В ходе занятий проводятся исследования водоемов методом биоиндикации, химический анализ качества воды, исследование биоразнообразия биогеоценозов, лихеноиндикация, исследование загрязненности среды методом мониторинга.

Важным является использование в урочной и внеурочной деятельности групповых, парных, бригадных форм работы, что приучает учащихся решать ситуации и проблемы коллективно, распределять обязанности и выполнять задания внутри малых групп максимально эффективно. Взаимопомощь, сопереживание за общий результат, проявление самостоятельности и инициативы способствует развитию эмпатии, развитию планетарного уровня экологического мышления. формирует единое мировоззрение. Это учит мыслить глобально, а действовать локально, действовать в интересах человечества.

Системно-деятельностный подход и практико-ориентированная деятельность формируют экологическое мышление, делают его осознанным и ответственным. Этому способствуют такие виды деятельности как исследовательская деятельность, проблемное обучение, проектное обучение, игровые и интерактивные технологии, цифровые технологии и медиатехнологии. Рассмотрим, как это реализуется на практике.

Стоит выделить проблемное обучение как главную методическую основу для формирования экологического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное, систематизировать, делать выводы, находить пути разрешения проблемных ситуаций. Такой подход можно сочетать с эвристическим методом, применять на разных типах уроков, на разных этапах урока. Как правило это затрагивает эмоционально-волевую сферу учащегося, вызывает удивление, желание проявить себя действием, высказать мнение. Проблемное обучение уроке реализовывается через проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы. Методы можно применять при изучении тем требующих масштабного мышления. Проблемные вопросы: «Откуда люди узнали состав атмосферы в палеозое?», «Чем похоже и чем отличается экологическое влияние автомобиля и коровы?», «Откуда приходят кислотные дожди?», «Почему невозможно остановить глобальное загрязнение окружающей среды?». Интересно при решении проблемных ситуаций предлагать неверные решения, несколько вариантов решения, ошибочные пути решения, чтобы учащиеся могли выбрать наиболее рациональный способ и дали обоснование причинам и путям решения этих проблем. Приём «Перепутанные логические цепочки» активизирует познавательную активность учащихся, обучают выявлять причинно-следственные связи, повышает их внимательность и ответственность за ответ. Например, учащиеся с удивлением реагируют на вопросы и активно подбирают знания, чтобы ответить на вопросы: «Было ли загрязнение окружающей среды во времена динозавров?», «Почему одни растения называют сорняками, а другие нет?», «Может ли взорваться Черное море?». Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний, развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной и интересной, оно ориентирует на комплексное использование знаний из разных наук. Важно и то, что решение проблем на уроках, приучают учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования экологического мышления.

Многих учащихся привлекает участие в исследовательской деятельности, в подготовке научно-исследовательской работы. Исследовательская деятельность способствует самосовершенствованию и саморазвитию ученика, так как содействует формированию у него готовности к самостоятельным решениям и действиям, а также ответственности, целеустремленности и настойчивости в достижении целей. Результатом занятий исследовательской деятельностью является самоутверждение в глазах других людей, повышение статуса своей личности. Учащиеся охотно работают как группами, так и индивидуально. Популярны темы научно-исследовательских работ, которые посвещены изучению экологии родного края: «Экологический мониторинг реки Кирпили», «Исследование состава вредителей тополя чёрного», «Негативные факторы, влияющие на рост и развитие березы бородавчатой в Краснодарском крае», «Исследование биоразнообразия сорняков в агроценозах», «Исследование разнообразия грибов-паразитов», «Исследование разных способов хранения чеснока», «Выращивание мяты перечной в домашних условиях». Учащиеся интересуются качеством пищевых продуктов, поэтому популярны темы: «Исследование качества молока и молочных продуктов», «Исследование качества пакетированного чая», «Исследования качества зубных паст», «Исследование пищевых добавок», «Исследование влияния разных сортов мыла на кожу человека». Учащихся интересуют вопросы сохранения здоровья, поэтому они выбирают темы: «Исследование влияния цифровой среды на состояние здоровья человека», «Исследование влияния на зрение различных факторов среды», «Исследование влияния шумового загрязнения среды на режим сна и работоспособность». Эти исследовательские работы потом представляются на различных конкурсах. При исследованиях активно применяются технологические программы и гаджеты «РобикЛаб», которые расширяют возможности учащихся при определении рН, электропроводности, температуры объектов среды и делает научно-исследовательскую работу более насыщенной методами исследования, что повышает ее ценность. Ознакомительные экскурсии на пищевые производства консервного и сахарного заводов, исследовательские экскурсии в агробиоценозы комплекса «Прогресс», в экосистему реки, в продуктовые магазины помогают учащимся осмыслить экологические понятия, видеть результаты воздействия на природу человеческой деятельности, объективно оценить экологическую ситуацию.

Проектное обучение делает экологическое мышление конструктивным, системным, учащийся учится ответственности за результаты своего труда. Метод проекта усиливает мотивацию учащегося, он ясно видит конечную цель проекта, его общественную значимость. Экологические проекты могут быть научно-исследовательские, организационные, социальные, групповые и индивидуальные, кратковременные и долгосрочные. Научно-исследовательская деятельность осуществляется и в виде мини-проектов, которые можно сделать в течение урока по темам: «Экологические проблемы питания в городе», «Как помочь бездомным животным в городской среде», «Бытовые отходы и их утилизация». Как правило, такие темы потом увлекают учащихся, они продолжают над ними работать и потом представляют на конкурсах разных уровней: «Эврика», «Экологический мониторинг», «Юннат», «ЮИОС», МСХАУК, «Семейные экологические проекты». Темы проектов разные: «Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы», «Исследование экологических проблем школьного сквера», «Исследование разнообразия лишайников в городском парке», «Влияние промышленности на экологию среды», «Экология и здоровье человека». Одаренные учащиеся активно участвуют в разнообразных конкурсах творческой направленности «Зеленая планета», «Экологический рисунок», «Моя малая родина: экология, природа, этнос», «Экостиль». Осуществляют учебно-педагогические проекты, в ходе которых проводят лекционную работу в классах «Польза и вред батарейки», «Сбор макулатуры – спасение леса». Учащиеся как эковолонтеры - активные участники экологических проектов и экоакций «Чистые берега», «Кормушка», «День Земли», «Посади дерево». Экологическое мышление учащихся активно развивается в условиях общественно-значимой деятельности.

Применение интерактивных технологий является обязательным для развития экологического мышления, в процессе коммуникации с другими учениками, учащийся может высказать своё мнение, осмыслить деятельность других участников, оценить значимость рассматриваемой темы. Интерактивные технологии можно применять как фрагмент урока или организационную форму проведения. Это могут быть дискуссии, дебаты, круглые столы, конференции. Перед проведением учащимся объясняют правила ведения дискуссии или дебатов. Технологии интересны в обсуждении актуальных вопросов современности по следующим темам: «Что ждёт человечество через 100 лет?», «Есть ли альтернатива двигателю внутреннего сгорания?», «Пища из насекомых - единственный выход?». Круглые столы и конференции требуют предварительной подготовки со стороны учащихся согласно той роли, которую они будут осуществлять в процессе мероприятия (эколог, врач, диетолог, инженер), поэтому учащиеся изучают вопрос с помощью различных информационных источников. Темами круглых столов для учащихся могут быть: «Очищение берегов реки от бытовых отходов», «Организация экологического месячника». Актуальны темы для конференций учащихся: «Экология питания школьника. Фастфуд или здоровая пища?», «Экология человека в современном мире», «Значение экологических знаний для защиты будущего». Для развития экологического мышления учащегося ценным является осознание себя частью сообщества, которое может обсуждать проблемные темы, искать причины и пути решения проблемных вопросов.

Игровые методы и технологии доступны для понимания детей, поэтому активно применяются в разных вариантах как фрагменты урочной и внеурочной деятельности. Сложная экологическая информация легче и качественнее усваивается учащимися в процессе игры. Кроме того, применение игровых технологий помогает обрабатывать большой объем знаний. Интеллектуальные игры, экологические викторины, экологические квесты проводятся и как проверка знаний на уроке, и как актуализация знаний для создания мини-проекта. Ролевые, ситуационные или сюжетные игры интересно проводить с элементами костюмов героев (профессор, судья, врач), с игровыми атрибутами («черный ящик», «зоологическое» домино). В тренировочных играх «Кто быстрее?» учащиеся с удовольствием участвуют, выполняя простые виды деятельности, например, составление экологического кроссворда из 5 слов, составление четверостишья о природе.

Учащимся интересно копировать деятельность взрослых, что помогает им социализироваться, планировать будущую профессиональную деятельность, поэтому с удовольствием принимают участие в деловых и ролевых играх. Урок развивающего контроля можно проводить в виде экологического урока-зачёта, экзамена по экологии, на котором лучшие ученики самостоятельно, согласно критериям, оценивают знания учащихся, которые предварительно проработали материал по теме в парах. Делегирование полномочий учащимся связано с развитием самостоятельности, проявлением деловой инициативы. Активные учащиеся принимают участие в работе Детского экологический совета. Направлять и контролировать деятельность совета требуется, но в тоже время, максимально предоставлять учащимся самостоятельность и возможность импровизации. Учащиеся работают по разным направлениям. Учатся распределять обязанности, проводить заседания, вести тематическую страницу «ДЭС МБОУ СОШ№1» в соцсети «ВКонтакте» с освещением событий по экологической тематике. В рамках ДЭС учащиеся учатся самостоятельно издавать газету «Экологическая» (по сезонам: осенний, зимний, весенний и летний выпуски), готовят статьи, репортажи. Один раз в месяц готовят тексты и самостоятельно выступают в школьной радиорубке по темам «День экологического образования», «День Земли», «Красная книга». Самостоятельно разрабатывают лекции для учащихся, которые озвучивают на классных часах с 1 по 11 класс, темы «Как живут птицы зимой», «Сбор макулатуры спасает лес!». В структуре Детского экологического совета есть учащиеся, которые работают над созданием экологических видеороликов и экомультфильмов в пластилиновой технике, которые создаются для пропаганды экологических знаний среди учащихся школы, направляются для трансляции в социальные сети, детские сообщества школы. Для экомультфильмов «Новогодняя ёлка», «Сбор макулатуры», «Осенняя сказка» учащиеся самостоятельно разрабатывали сценарии, делали персонажей, распределяли обязанности при съемке, видеомонтаже. Такой подход развивает экологическое мышление как осознанную ежедневную деятельность на благо общества и природы. Интересны учащимся и КТД (коллективные творческие дела), которые требуют определенной самостоятельности. Например, акцию по высадке деревьев можно разделить на части, которые будут выполняться как самостоятельные мероприятия, но в целом объединять разрозненную деятельность в единое целое (освещение акции по школьному радио, подготовка объявлений, подготовка подвоза саженцев, организация классов для участия, составление и осуществление плана высадки, оснащение участников, подготовка речи для приветствия участников, создание статьи с фоторепортажем в газету). При продуманной организации со стороны учителя, учащиеся успешно справляются с поставленными задачами. Для решения учебных или ситуационных задач хорошо применять метод «Мозговой штурм». Это могут быть как вопросы очищения берега реки от мусора, так и обсуждение методов исследования экосистемы. Ребятам также нравится участвовать в интерактивах по методу «Трибуна», разрабатывают тексты обращения и озвучивают их в роли директора школы, руководителя предприятия, президента страны. В последнее время учащиеся участвуют в видеоконференциях бизнес-проектов, например, по темам применения разных методов очистки воды, переработки отходов сахарного завода. Традиционным для нашей школы стало участие в краевых экологических слётах и форумах где учащиеся сотрудничают по вопросам исследования окружающей среды, выступают с экологическими проектами, защищают свои экологические идеи.

В современном обществе читательская грамотность и умение работать с информацией становится обязательным условием успешности обучения. Развитие экологического мышления подразумевает и навыки пользования библиографическими источниками, интернет-ресурсами для получения нужной информации, определения ее уникальности и достоверности. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. При работе с текстом учащиеся формируют способность к общему пониманию смысла, заложенного в тексте, и делают выводы на основе поступающей информации. Чтение научной литературы, монографий, справочной литературы, энциклопедий - круг интересов экологически мыслящего человека. Поэтому обсуждение прочитанного и обмен мнениями является традиционным в общении с учащимися.

В эпоху становления информационного общества медиаобразование становится актуальным направлением в современном образовании, отображающим процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве, формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Учащиеся на занятиях учатся анализировать статьи, фотографии, работать с деловой документацией. Учащиеся готовят собственные медиапродукты: статьи, эссе, презентации, видеоролики, заметки для газет, для страничек в соцсетях, чтобы грамотно осуществлять сетевое взаимодействие через Интернет. Медиатехнологии помогают активно использовать возможности средств массовой информации - телевидения, радио, прессы, Интернета.

Системно-деятельностный подход и практико-ориентированная деятельность погружают учащегося в учебную среду где он ищет и находит инструментарий для решения учебных задач. В статье были освещены только некоторые методы, технологии и приемы, которые действенно развивают экологическое мышление. Они универсальны и надпредметны, то есть окажутся полезны в будущем при решении самых различных жизненных ситуаций. Биосферосовместимый образ жизни и минимизация наносимого вреда природе - основные критерии, по которым мы можем определить качество развития экологического мышления у учащегося.

 

Литература:

Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки ; Нац. исслед. ун-т

Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М.С. Добрякова, О.В. Юрченко, Е.Г. Новикова; Наци

ональный исследовательский уни

верситет «Высшая школа экономики», Институт об

разования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018, с. 20-27

Стехов А.В. «Педагогические технологии развития критического и креативного мышления» // Педагогические технологии, 2020, № 4, с. 158-171

Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М.А. Пинская, А.М. Михайлова. – М.: Корпорация «Российский учебник», 2019.

4/2019

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×