Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры | Лихарева Наталья Александровна. Работа №347740. Номер работы: №347740

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста через использование дидактических игр. Подчеркивается важность экологического образования для формирования у детей основ экологической культуры, бережного отношения к природе и осознанного взаимодействия с окружающей средой. Описаны преимущества дидактических игр как эффективного инструмента для вовлечения детей в процесс экологического воспитания, а также предложены примеры игр, способствующих экологическому развитию дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, дидактические игры, природа, экология, воспитатель.

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Лихарева Наталья Александровна, воспитатель

ГБОУ «Школа № 2025», г. Москва

Аннотация. В статье рассматриваются особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста через использование дидактических игр. Подчеркивается важность экологического образования для формирования у детей основ экологической культуры, бережного отношения к природе и осознанного взаимодействия с окружающей средой. Описаны преимущества дидактических игр как эффективного инструмента для вовлечения детей в процесс экологического воспитания, а также предложены примеры игр, способствующих экологическому развитию дошкольников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, дидактические игры, природа, экология, воспитатель.

Экологическое воспитание становится всё более важным направлением в образовательной работе с дошкольниками. В условиях стремительного ухудшения состояния окружающей среды особенно важно закладывать основы экологической культуры с раннего возраста. На этапе дошкольного детства дети развивают первые представления о природе, её элементах и взаимодействии с ней. Воспитатель играет ключевую роль в том, чтобы объяснить детям важность бережного отношения к природе и осознанного взаимодействия с окружающей средой. Одним из эффективных методов экологического воспитания являются дидактические игры, которые сочетают в себе развивающие и обучающие элементы, привлекая внимание детей и формируя их экологические представления.

Значение экологического воспитания в дошкольном возрасте: Экологическое воспитание в дошкольном возрасте нацелено на формирование у детей осознанного отношения к природе и её ресурсам, развитие любви к окружающему миру и воспитание бережного обращения с природными объектами. Это важный этап, на котором закладываются основы экологического сознания, такие как понимание взаимосвязи между живыми существами, важность охраны природы и необходимость поддержания чистоты окружающей среды.

Раннее экологическое воспитание помогает детям научиться:

Осознавать свою роль в экосистеме и то, как их действия влияют на природу.

Заботиться о живых существах, включая животных, растения и людей.

Развивать чувство ответственности за окружающую среду.

Уважать природу и бережно относиться к её ресурсам.

Дидактические игры помогают сделать процесс освоения этих знаний увлекательным и эффективным, ведь через игру дети учатся быстрее и с большим интересом.

Роль дидактических игр в экологическом воспитании: Дидактические игры являются мощным инструментом воспитателя для развития у дошкольников экологических знаний и навыков. Они способствуют вовлечению детей в активный познавательный процесс, стимулируют их интерес к изучению природы, формируют позитивное отношение к окружающему миру. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста становится оптимальной формой организации образовательной деятельности, включая экологическое воспитание.

Основные преимущества дидактических игр для экологического воспитания:

Развлечение и обучение: Игра делает процесс обучения ненавязчивым и увлекательным. Дети легче усваивают информацию, когда она подана в игровой форме.

Активное участие: В играх дети активно вовлекаются в процесс, что способствует лучшему пониманию экологических понятий и идей.

Эмоциональное вовлечение: Через дидактические игры дети не просто получают знания, но и эмоционально переживают их, что способствует более глубокому закреплению экологических принципов.

Коллективное взаимодействие: Игры помогают развивать социальные навыки и сотрудничество, что важно для формирования ответственности за окружающую среду.

Примеры дидактических игр для экологического воспитания дошкольников:

Игра «Что такое природа?»

Цель игры — научить детей отличать природные объекты от искусственных, формируя у них базовые экологические знания. Воспитатель показывает картинки с изображениями природы (лес, река, животные) и объектов, созданных человеком (машины, здания), а дети должны выбрать, что относится к природе.

Игра «Поможем планете»

Эта игра нацелена на развитие понимания важности охраны окружающей среды. Воспитатель предлагает детям собрать мусор на условном «пляже» или «лесной поляне» с помощью игрушек или картинок. После уборки можно обсудить, почему важно поддерживать чистоту и как это влияет на природу и её обитателей.

Игра «Кто где живёт?»

Цель — развить у детей представление о разнообразии экосистем и их обитателях. Дети должны соотнести картинки с изображениями животных с их природной средой обитания: лес, море, пустыня и т.д. После каждой правильной пары можно обсудить, как животные адаптировались к своим условиям и почему важно сохранять их среды обитания.

Игра «Полезные и вредные поступки»

Воспитатель предлагает детям разные ситуации (например, «выключить свет, когда выходишь из комнаты», «не выбросить фантик на улице») и просит оценить, полезные ли они для окружающей среды или вредные. Игра учит дошкольников оценивать свои действия с точки зрения их влияния на природу.

Игра «Сажаем дерево»

Эта практическая игра позволяет детям научиться ухаживать за растениями. Дети могут посадить семена или небольшие саженцы, следить за их ростом, поливать и ухаживать за ними. Игра не только учит основам экологии, но и воспитывает у детей любовь и уважение к природе.

Рекомендации по организации экологического воспитания через игры:

Для эффективного использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников воспитателю следует:

Интегрировать игры в повседневную деятельность. Игры должны быть не только запланированным мероприятием, но и частью повседневной жизни детского сада, чтобы дети могли естественно впитывать знания о природе.

Разнообразить формы игровых занятий. Использование различных форм игры — от настольных игр до активных ролевых и практических занятий на свежем воздухе — помогает детям осваивать материал через разные каналы восприятия.

Систематически повторять экологические темы. Регулярное повторение игр на экологическую тематику поможет детям лучше усвоить материал и закрепить экологические привычки.

Поощрять самостоятельные исследования. Важно давать детям возможность самостоятельно взаимодействовать с природой, наблюдать за растениями и животными, задавать вопросы и находить ответы.

Экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры — это эффективный и увлекательный метод формирования у детей основ экологической культуры. Игра позволяет детям не только узнавать больше о природе и её законах, но и эмоционально вовлекаться в процесс, формируя бережное отношение к окружающему миру. Воспитатель, используя дидактические игры, помогает детям научиться понимать ценность природы, что закладывает основу для их дальнейшего экологически ответственного поведения.

Список литературы

Амет-Уста З.Р., Кулик Ю.А. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста // Форум молодых ученых. 2018. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-2

Бутвина О.Ю., Бариева Л.М. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста // Форум молодых ученых. 2019. №4 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ткачук Л.Г. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста // Форум молодых ученых. 2019. №6 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-ekologicheskogo-obrazovaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-1

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×