Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры | Вануйто Светлана Николаевна. Работа №350880. Номер работы: №350880
Аннотация. В статье рассмотрены методы и приёмы экологического воспитания дошкольников через дидактические игры. Приведены примеры игр и заданий, направленных на развитие у детей интереса к природе, формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде. Описано, как игровые методы помогают в доступной форме прививать детям основы экологического сознания, развивать наблюдательность и ответственное отношение к природе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, дидактические игры, природа, бережное отношение, наблюдательность, экологическое сознание.
Развитие экологического воспитания дошкольников через дидактические игры
Вануйто Светлана Николаевна, воспитатель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сюнай-салинская начальная школа-детский сад», п. Сюнай-сале
Аннотация. В статье рассмотрены методы и приёмы экологического воспитания дошкольников через дидактические игры. Приведены примеры игр и заданий, направленных на развитие у детей интереса к природе, формирование экологической культуры и бережного отношения к окружающей среде. Описано, как игровые методы помогают в доступной форме прививать детям основы экологического сознания, развивать наблюдательность и ответственное отношение к природе.
Ключевые слова: экологическое воспитание, дошкольники, дидактические игры, природа, бережное отношение, наблюдательность, экологическое сознание.
Экологическое воспитание является важной составляющей образовательного процесса в дошкольных учреждениях, так как именно в детском возрасте закладываются основы бережного отношения к природе и окружающему миру. Через наблюдение за растениями, животными, явлениями природы у детей формируется понимание значимости экосистемы, а игровые формы обучения помогают сделать этот процесс увлекательным и доступным. Использование дидактических игр позволяет прививать экологические знания естественным образом, через эмоции и заинтересованность детей, что особенно важно в дошкольном возрасте. Дидактическая игра служит эффективным средством для формирования интереса к природе и изучению простейших экологических закономерностей. Она позволяет ребенку стать активным участником учебного процесса, а не просто наблюдателем.
Для организации процесса экологического воспитания воспитателю необходимо подбирать игры, соответствующие возрасту детей, и включать разнообразные игровые методы. Например, дидактическая игра «Кто где живёт?» направлена на знакомство детей с животным миром и его разнообразием. В ходе игры детям предлагается подобрать животное к его среде обитания: птиц — к гнёздам, рыб — к водоёмам, лесных зверей — к лесу. Такая игра помогает детям не только запомнить обитателей различных природных зон, но и осознать, что каждое живое существо имеет своё место в природе. Это, в свою очередь, закладывает уважение к животным и понимание их уникальности.
Игра «Что сначала, что потом?» учит детей видеть причинно-следственные связи в природе. Детям показывают карточки с изображением различных стадий роста растений, и они должны расположить их в правильной последовательности — от семени до взрослого растения. Эта игра способствует пониманию детьми важности естественных процессов и показывает, что на каждый этап требуется время и условия, за которыми нужно следить и заботиться. Такой подход формирует уважительное отношение к растениям, учит детей бережно обращаться с ними и ухаживать за природой.
На занятиях, посвящённых экологическому воспитанию, можно использовать и подвижные игры, которые привлекают детей и делают процесс обучения более активным и запоминающимся. Например, игра «Путешествие капельки» помогает детям узнать о круговороте воды в природе. В процессе игры дети превращаются в капельки, которые поднимаются в облака, падают дождём и возвращаются на землю. Эта игра помогает в доступной форме объяснить дошкольникам важное экологическое явление, а также развить их воображение и понимание природных процессов.
Экологическое воспитание в форме дидактических игр может быть интегрировано в повседневную жизнь детского сада. Например, ежедневные прогулки на улице могут стать частью такого воспитания, если включить элементы игры. На прогулке воспитатель может предложить детям игру «Найди и покажи», в которой дети ищут и показывают листочки, веточки, камешки, рассказывают, чем они отличаются друг от друга. Эта игра помогает развивать наблюдательность и интерес к миру вокруг, учит детей замечать красоту природы и уважать её.
Ещё один важный аспект экологического воспитания — это обучение детей заботе о растениях. В игровой форме можно организовать задание «Наш огород», где дети вместе с воспитателем ухаживают за растениями: поливают их, следят за их ростом. Детям можно поручить роли «садовников», и каждый ребёнок будет отвечать за определённое растение. Это помогает воспитывать ответственность и развивать навыки заботы, учит дошкольников тому, что от их действий зависит состояние окружающих живых существ.
Для формирования бережного отношения к природе полезна также игра «Уберём наш лес». В этой игре воспитатель раскладывает по игровой зоне искусственные предметы, имитирующие мусор (бумага, пластик и т. п.), и предлагает детям «очистить лес». Дети собирают мусор, разделяют его по категориям (например, пластик отдельно, бумагу отдельно), и воспитатель объясняет, как правильно сортировать отходы и почему важно поддерживать чистоту в природе. В ходе такой игры дети учатся основам экологического поведения, получают представление о загрязнении окружающей среды и способах её защиты.
Помимо этого, воспитатели могут использовать познавательные игры, например, «Загадки природы», где детям предлагаются вопросы о животных, растениях или природных явлениях. Дети, отгадывая загадки, вспоминают уже знакомые им элементы природы, что развивает память и умение обобщать. В процессе такой игры воспитатель может дать больше информации о каждом предмете или существе, помочь детям глубже понять их ценность для природы.
Чтобы экологическое воспитание было более эффективным, важно вовлекать в этот процесс родителей. На родительских собраниях воспитатель может рассказать о значимости экологического воспитания и предложить игры, которые родители смогут проводить дома. Например, дома можно поиграть в игру «Маленький садовник», где ребёнок вместе с родителями будет ухаживать за домашними растениями. Это позволяет закрепить экологические привычки и формирует ответственное отношение к окружающему миру.
Таким образом, экологическое воспитание дошкольников через дидактические игры позволяет создать у детей позитивное отношение к природе, развивает наблюдательность и формирует основы экологической культуры. Игровой подход делает процесс обучения более интересным и понятным для детей, способствует усвоению знаний на эмоциональном уровне и побуждает детей к бережному отношению к миру вокруг. Воспитателю важно грамотно подбирать и проводить игры, чтобы каждый ребёнок мог осознать свою роль в охране природы, почувствовал себя её другом и защитником.
Список литературы
Антонов В.
П.,
Кольчикова
Н.
В. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2019. №27. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/puti-i-sredstva-ekologicheskogo-obrazovaniya-i-vospitaniya-doshkolnikov
Борокина
В.
А.,
Ханова
Т.
Г. Особенности формирования познавательного отношения детей к природе // Проблемы современного педагогического образования.
2020. №67-1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-poznavatelnogo-otnosheniya-detey-k-prirode
Елецкая Н.
М. Экологическое воспитание дошкольников посредством развития познавательного интереса к природе / Н. М. Елецкая, С. С. Зайцева. — Текст
:
непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 38 (433). — С. 205-207. — URL:
https://moluch.ru/archive/433/94980/