Развитие элементарных конструктивных умений и навыков с детьми раннего возраста через использование игрового набора "Дары Фрёбеля" | Маслова Наталья Викторовна. Работа №347232
Аннотация. В статье рассматривается использование "Даров Фрёбеля" для развития элементарных конструктивных умений и навыков у детей раннего возраста. Игровой набор "Дары Фрёбеля", созданный немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем, представляет собой уникальную систему обучения через игру, способствующую всестороннему развитию ребёнка. Особое внимание уделяется роли конструктивных игр в формировании у детей пространственного мышления, мелкой моторики, творческого воображения и самостоятельности. Описаны основные принципы и методы работы с "Дарами Фрёбеля", а также примеры занятий, направленных на развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста.
Ключевые слова: Дары Фрёбеля, раннее детство, конструктивные умения, игровая деятельность, пространственное мышление, мелкая моторика.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО НАБОРА "ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ"
Маслова Наталья Викторовна,
воспитатель МБДОУ "Детский сад №37", г. Саров
Аннотация. В статье рассматривается использование "Даров Фрёбеля" для развития элементарных конструктивных умений и навыков у детей раннего возраста. Игровой набор "Дары Фрёбеля", созданный немецким педагогом Фридрихом Фрёбелем, представляет собой уникальную систему обучения через игру, способствующую всестороннему развитию ребёнка. Особое внимание уделяется роли конструктивных игр в формировании у детей пространственного мышления, мелкой моторики, творческого воображения и самостоятельности. Описаны основные принципы и методы работы с "Дарами Фрёбеля", а также примеры занятий, направленных на развитие конструктивных навыков у детей младшего возраста.
Ключевые слова: Дары Фрёбеля, раннее детство, конструктивные умения, игровая деятельность, пространственное мышление, мелкая моторика.
Развитие конструктивных умений и навыков у детей раннего возраста имеет важное значение для их дальнейшего интеллектуального и творческого развития. В дошкольном возрасте дети проявляют естественное любопытство к миру, активно исследуют окружающую среду, что делает этот период наиболее благоприятным для закладки основ конструктивного мышления. Использование конструктивных игр, таких как "Дары Фрёбеля", помогает детям не только развивать мелкую моторику, координацию движений, но и формировать логическое мышление, пространственное воображение и способность к созданию простейших моделей и композиций.
Фридрих Фрёбель, основоположник дошкольного образования, разработал систему игровых материалов, известных как "Дары Фрёбеля". Они состоят из различных геометрических форм и блоков, с которыми дети могут играть, создавать конструкции и взаимодействовать с пространственными отношениями. Эти игры были задуманы для постепенного и систематического развития детей через исследование форм, пространственных взаимоотношений и закономерностей.
Конструктивные игры развивают у детей целый ряд навыков, которые играют важную роль в их общем развитии:
1. Пространственное мышление. Работа с геометрическими фигурами позволяет детям изучать отношения между объектами, такие как форма, размер, объём и положение в пространстве. Это помогает развивать у детей чувство пропорции, симметрии и ориентации в пространстве.
2. Мелкая моторика. Игры с мелкими элементами наборов требуют от детей точных и координированных движений пальцев, что способствует развитию моторных навыков, необходимых в дальнейшем для письма и других видов деятельности.
3. Творческое воображение. Конструктивные игры поощряют детей к созданию собственных моделей и композиций, что развивает их креативность и способность к нестандартному мышлению.
4. Логическое мышление. В процессе игры дети сталкиваются с необходимостью принимать решения, выбирать подходящие элементы и комбинировать их для создания желаемого результата, что способствует развитию аналитических навыков.
Основной методологический принцип работы с "Дарами Фрёбеля" заключается в поэтапном обучении детей. Каждое занятие строится на основе постепенного увеличения сложности, что позволяет детям освоить навыки через практику и самостоятельное исследование. Основные этапы использования:
- Знакомство с материалами. На начальном этапе дети изучают геометрические формы (шар, куб, цилиндр и т.д.), знакомятся с их свойствами и учатся сопоставлять различные формы.
- Конструирование по образцу. На втором этапе детям предлагается создать определённую конструкцию по заранее подготовленному образцу. Это упражнение развивает способность детей следовать инструкциям и сосредотачиваться на деталях.
- Свободное конструирование. Дети получают возможность самостоятельно создавать различные конструкции, развивая тем самым творческое мышление и навыки самостоятельного планирования.
- Обсуждение результатов. На последнем этапе занятия дети обсуждают свои постройки, делятся опытом и наблюдениями. Это помогает развивать коммуникативные навыки и способность к самооценке.
Предложим примеры игр с "Дарами Фрёбеля" для развития конструктивных навыков:
1. Игра "Домик для куклы". Детям предлагается построить домик для куклы, используя блоки и геометрические фигуры. В процессе игры дети учатся определять размеры и пропорции, создают простейшие архитектурные конструкции.
2. Игра "Мост через реку". Дети строят мосты, используя набор кубиков и других геометрических фигур. Эта игра развивает чувство равновесия, учит понимать устойчивость конструкции, планировать её форму и размер.
3. Игра "Город". Дети строят миниатюрный город, используя различные фигуры. Эта игра способствует развитию коллективных навыков, пространственного мышления и воображения.
В заключение отметим, что использование "Даров Фрёбеля" является эффективным методом для развития конструктивных умений и навыков у детей раннего возраста. Такие игры способствуют всестороннему развитию детей: они улучшают координацию движений, развивают пространственное и логическое мышление, стимулируют творческое воображение и учат планировать действия. Конструктивные игры на базе "Даров Фрёбеля" создают основу для дальнейшего успешного обучения ребёнка и закладывают важные когнитивные навыки, необходимые в школе и повседневной жизни.
Список литературы
Богуславская, В. Б. (2020). Игровая деятельность дошкольников: теоретические и практические аспекты. Москва: Педагогическое общество России.
Сухомлинская, Л. А. (2018). Игровые методики
Фрёбеля
в современном образовательном процессе. Вестник дошкольного образования, 3(27), 45-53.
Шевцова, М. Н. (2022). Развитие пространственного мышления у детей дошкольного возраста через конструктивные игры. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.