Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста | Туголукова Алена Сергеевна . Работа №352791. Номер работы: №352791
В данной статье раскрыто понятие математического развития дошкольников.
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений.
Туголукова Алена Сергеевна
МАДОУ Детский сад «Родничок» г. Советский, воспитатель
«Развитие элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста»
В данной статье раскрыто понятие математического развития дошкольников.
Математическому развитию отводится значительное место в умственном развитии детей дошкольного возраста. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений.
Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.
Установлено, что вовлечение детей дошкольного возраста в разные виды математической деятельности в процессе обучения направлено в основном на раскрытие связей и отношений, то есть на достижение не только непосредственного практического результата (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, решение арифметических задач и т. п.), но и широкого развивающего эффекта.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что нормально развивающиеся дети к концу дошкольного периода в основном переходят от конкретного понятийного мышления к абстрактному понятийному мышлению. У них формируются мыслительные операции, необходимые для овладения основами научных понятий. Вместе с тем качественная перестройка мыслительных процессов дошкольников возможна лишь при особой организации обучения, в процессе которого у детей развивается способность точнее и полнее воспринимать окружающий мир, выделять признаки предметов и явлений, раскрывать их связи, замечать свойства, интерпретировать наблюдаемое. В этом случае формируются мыслительные действия, создаются внутренние условия для перехода к новым формам памяти, мышления, воображения.
Для того чтобы обеспечить математическое развитие детей в дошкольном возрасте и тем самым решить задачи их умственного воспитания, следует сформировать у них предпосылки математического мышления, отдельные логические структуры: сенсорные процессы, словарь и связную речь, систему элементарных математических представлений, начальные формы учебной деятельности и т. п.
Многие исследователи (Г.С. Костюк, Н.А. Менчинская, М.И. Моро, А.А. Свечников, Л.Н. Скаткин и др.) отмечают, что для математического развития детей необходим комплексный подход к решению всех проблем. Поэтому встает вопрос о таком обучении, которое обеспечило бы формирование у ребенка всех необходимых операционных структур, составляющих фундамент его готовности к школьному обучению математике.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребенка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. А для того чтобы этот обоюдный процесс «пошел», необходимо обеспечить ребенку условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо.
В то же время, работа на геометрическом материале (базовыми компонентами которого являются фигуры и тела, расположенные на плоскости и в пространстве) позволяет на начальных этапах опираться на сенсорные способности ребенка, поскольку адекватные модели практически всех геометрических объектов можно дать ребенку в руки для непосредственного исследования и экспериментирования уже на этапе раннего детства. Работа с абстрактными математическими понятиями, в частности, с числом и его символом – цифрой, не дает необходимой «пищи» для развития сенсомоторного типа интеллекта, являющегося ведущим типом мышления в раннем возрасте.
Работа с геометрическими моделями позволяет плавно выстроить и подготовить переход на наглядно-действенный уровень, включая в упражнения для малыша работу с вещественными моделями и их изображениями, например: сначала ребенок конструирует модель, ориентируясь на образец и способ действия педагога, но постепенно переходит на конструирование по рисунку, затем по контуру и т.п.