Развитие элементарных навыков soft-skills у детей дошкольного возраста | Воронкова Елена Николаевна. Работа №350766
Аннотация. В статье рассматривается важность развития элементарных навыков soft-skills у детей дошкольного возраста. Отмечается, что эти навыки, такие как коммуникация, эмпатия, работа в команде и самоконтроль, являются основой для формирования успешной личности в будущем. В статье приводятся рекомендации для воспитателей по интеграции занятий, направленных на развитие soft-skills в повседневную деятельность, а также примеры игр и упражнений, способствующих развитию этих навыков.
Ключевые слова: soft-skills, дошкольное образование, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, работа в команде, эмпатия, самоконтроль, ранний возраст.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ НАВЫКОВ SOFT-SKILLS У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Воронкова Елена Николаевна, воспитатель
МБДОУ Детский сад "Сказка", Хабаровский край, п. Октябрьский
Аннотация. В статье рассматривается важность развития элементарных навыков soft-skills у детей дошкольного возраста. Отмечается, что эти навыки, такие как коммуникация, эмпатия, работа в команде и самоконтроль, являются основой для формирования успешной личности в будущем. В статье приводятся рекомендации для воспитателей по интеграции занятий, направленных на развитие soft-skills в повседневную деятельность, а также примеры игр и упражнений, способствующих развитию этих навыков.
Ключевые слова: soft-skills, дошкольное образование, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект, работа в команде, эмпатия, самоконтроль, ранний возраст.
В современном мире, где активно развивается технологический прогресс и меняются требования к личностным качествам, воспитание гармонично развитых детей, обладающих не только умственными, но и социальными навыками, становится важной задачей дошкольного образования. Одним из ключевых аспектов подготовки ребенка к жизни в обществе является развитие soft-skills — навыков, которые помогают человеку эффективно взаимодействовать с окружающими и адаптироваться к социальной среде. Эти навыки включают в себя такие компоненты, как коммуникативные способности, умение работать в коллективе, эмоциональный интеллект, самоорганизация и решительность.
1. Значение soft-skills в дошкольном возрасте
Soft-skills — это набор межличностных, коммуникативных и эмоциональных навыков, которые, в отличие от hard-skills, не связаны напрямую с профессиональной деятельностью, но играют важную роль в личностной и социальной жизни человека. В дошкольном возрасте формируются основы этих навыков, которые в будущем станут важными для социальной адаптации ребенка в школе и в обществе в целом.
Исследования показывают, что именно ранний возраст является ключевым периодом для развития таких навыков, как эмпатия, самообладание, способность к сотрудничеству и конструктивному разрешению конфликтов. Эти умения лежат в основе успешных межличностных отношений и социальной интеграции в более старшем возрасте.
2. Основные soft-skills, которые нужно развивать у дошкольников
Наиболее важными элементами soft-skills для детей дошкольного возраста являются:
2.1. Коммуникативные навыки
Умение слушать и говорить с другими людьми — основа эффективного взаимодействия в коллективе. Дети должны научиться делиться своими мыслями и эмоциями, задавать вопросы и отвечать на них, а также уважать чужое мнение. Развитие этих навыков также включает в себя умение соблюдать правила общения, такие как очередь на разговор, вежливость и умение поддерживать диалог.
2.2. Эмпатия и эмоциональный интеллект
Эмпатия — это способность понимать чувства других людей и сопереживать им. Для детей дошкольного возраста важно не только научиться распознавать эмоции окружающих, но и осознавать свои собственные чувства, учиться их контролировать. Эмоциональный интеллект помогает детям выстраивать более гармоничные отношения с ровесниками, а также способствует формированию внутренней уверенности.
2.3. Умение работать в команде
Работа в группе — это способность принимать участие в совместной деятельности, делить ответственность, поддерживать друг друга. Дети учат сотрудничеству в процессе игры, при выполнении коллективных заданий, в ситуациях, требующих от них согласования действий с другими детьми.
2.4. Самоконтроль и принятие решений
Дошкольники еще не всегда умеют контролировать свои эмоции и импульсивные желания. Однако именно на этом этапе важно формировать у детей навыки саморегуляции. Это включает в себя способность откладывать немедленное удовлетворение своих желаний ради более важной цели и умение спокойно реагировать на неудачи.
3. Роль воспитателя в развитии soft-skills
Воспитатели играют важную роль в развитии этих навыков у детей. Они должны не только обучать детей элементарным социальным нормам и правилам, но и создавать условия, в которых дети могут развивать свои soft-skills через практическое взаимодействие.
3.1. Игры и упражнения для развития soft-skills
Для эффективного развития этих навыков можно использовать различные игровые методики. Например, ролевые игры позволяют детям научиться взаимодействовать с другими, примерять разные социальные роли и находить способы разрешения конфликтных ситуаций. Также полезны игры на развитие эмпатии, такие как "Скажи, что ты чувствуешь", где дети учат распознавать эмоции на лицах других людей.
Другим полезным инструментом являются коллективные задания, такие как сбор конструктора, игра в командные игры, которые учат детей работать в группе, делиться задачами и помогать друг другу.
3.2. Создание развивающей среды
Помимо игр, важно, чтобы воспитатель формировал подходящую развивающую среду, в которой дети могут свободно общаться, обмениваться идеями и работать вместе. Организация свободного времени, в том числе времени для общения с ровесниками, способствует формированию у детей навыков конструктивного общения и сотрудничества.
4. Практическая реализация на примере
Один из примеров — игра "Составь картинку". Для этого дети получают несколько частей картинки и должны объединиться в группы для того, чтобы собрать картину. В ходе этой игры они учат друг друга, как сотрудничать, договариваться о действиях и делиться результатами труда. Важно, чтобы воспитатель вовремя вмешивался, если возникнут спорные моменты, и помогал детям искать компромиссы.
Другой пример — игра "Эмоции". Воспитатель показывает картинки с изображением разных эмоций и предлагает детям угадать, что чувствует человек на изображении. Эта игра помогает развивать эмпатию, учит детей распознавать эмоции других и выражать свои собственные чувства.
Развитие soft-skills у детей дошкольного возраста — это неотъемлемая часть их общего развития и подготовки к жизни в обществе. С помощью игр, упражнений и правильной организации развивающей среды воспитатели могут эффективно способствовать формированию у детей навыков общения, эмпатии, работы в коллективе и самоконтроля. Эти навыки, в свою очередь, помогут детям не только успешно адаптироваться в школьной среде, но и стать уверенными и гармоничными личностями в будущем.
Список литературы
Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар : Новация, 2019. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/
Развитие soft skills у детей дошкольного возраста / И. В. Цапарина, Е. Н. Паршина, В. М. Горбунова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 396-399. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93094
Тавед И. А., Емельянова И. Е. Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста в ДОО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2022. №3 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sotsialnogo-intellekta-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-doo