Развитие эмоционального интеллекта агрессивных младших школьников посредством театрализации на уроках литературного чтения | Букреева Виталина Викторовна . Работа №354587
Данная статья посвящена анализу влияния уровня развития на агрессивное поведение младших школьников. Исследования явления эмоционального интеллекта доказывают, что развитие эмоционального интеллекта младших школьников актуально. Эмоциональный интеллект как феномен рассматривается исследователями по-разному, соответственно, выделяются нетипичные компоненты, которые требуют изучения и применения на практике. Систематическая работа над компонентами эмоционального интеллекта способствует развитию эмоционального интеллекта младших школьников, что в результате приводит к нивелированию их агрессивного поведения.
Букреева В.В.
студент 4 курса. напр. «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование»
Кухтерина Г.В.
Научный руководитель, доц. к.п.н.. ТюмГУ, г. Тюмень
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА АГРЕССИВНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Аннотация: Данная статья посвящена анализу влияния уровня развития на агрессивное поведение младших школьников. Исследования явления эмоционального интеллекта доказывают, что развитие эмоционального интеллекта младших школьников актуально. Эмоциональный интеллект как феномен рассматривается исследователями по-разному, соответственно, выделяются нетипичные компоненты, которые требуют изучения и применения на практике. Систематическая работа над компонентами эмоционального интеллекта способствует развитию эмоционального интеллекта младших школьников, что в результате приводит к нивелированию их агрессивного поведения.
Ключевые слова: интеллект, эмоциональный интеллект, агрессивность, агрессивное поведение, контроль эмоций, управление эмоциями, младший школьный возраст
С каждым днем мы все больше убеждаемся в том, что фундаментальные этические принципы личности базируются на эмоциональном потенциален. Глобальная тенденция проблем с эмоциональной сферой у нынешнего поколения детей по сравнению с предыдущим укрепляет свои позиции. Дети стали более одинокие и подавленные, более раздражительные и трудно управляемые, более агрессивные и вспыльчивые.
Рассмотрение и популяризация данного вопроса является актуальным и необходимым по нескольким причинам. Во-первых, младшие школьники могут неправильно интерпретировать свои и чужие эмоции в условиях современности, соответственно, они не будут способны выстраивать свои поведенческие модели. Во-вторых, процесс социализации напрямую зависит от уровня развития эмоционального интеллекта. Уровень развития эмоционального интеллекта может свидетельствовать о сформированности личности ребенка, обладающую такими особенностями, как: способность идентифицировать свои и чужие эмоции, умение реагировать на стрессовые ситуации, понимать причину появления эмоций и управлять ими.
Тема социального интеллекта определена в наибольшей степени западными исследователями. Среди исследователей, внесших вклад в развитие и исследовании данного вопроса, можно выделить ряд ученых – Д. Гоулман, Р. Бар-Она, П. Сэловея, Дж. Майера.
Понятие интеллекта как объект научного исследования было введен в науку антропологом Ф. Гальтоном в конце XIX в. На протяжении XX в. были выдвинуты следующие подходы к пониманию сущности интеллекта: как способности обучатся (Ч. Спирмен., С.Колвин., А. Бине); как способности оперировать абстракциями (Э.Торндайк, Дж. Петерсон, Л. Термен); как способности адаптироваться к новым условиям (Ж. Пиаже, В. Штерн).
Подходов к феномену «эмоциональный интеллект» много. Предлагаются различные трактовки в понимании данного явления, выделяются разнообразные характерные черты. Однако мы решили опираться на определение Дж. Майера и П. Сэловея, поскольку нам необходимо проанализировать не только индивидуальное развитие агрессивных младших школьников, но и их социальную активность, способность к социализации и эмпатии к окружающим людям.
Далее рассмотрим составляющие эмоционального интеллекта. Первой моделью в истории изучения эмоционального интеллекта является концепция Дж. Майера и П. Сэловея. Согласно концепции Дж. Майера и П. Сэловея выделяется иерархия из четырех компонентов эмоционального интеллекта, где каждый компонент можно применить как к межличностному эмоциональному интеллекту, так и к личностному [Майер, 1999 ,стр.4].
Кто такой агрессивный младший школьник? Агрессивное поведение подразумевает под собой определённую усвоенную личностью в процессе социализации поведенческую реакцию [Ковалев, 1980, cтр. 222]. Необходимо отметить, что в группе риска находятся две группы детей: сами агрессивные дети и дети, на которых направленно данное деструктивное воздействие.
Согласно психоанализу З. Фрейда, «ребенок развивается при уравновешенности деструктивных и конструктивных вовлечений» [Фрейд, 1992, стр. 34]. Каждая личность обладает признаками агрессивного поведения. Действительно, агрессивность может служить способом защиты для ребенка, отстаиванием своих прав. В противном случае ребенок желает навредить своему оппоненту. Агрессивных младших школьников объединяет невнимательность к сверстникам, неспособность идентифицировать их эмоции и понимать их.
Характерологическими особенностями агрессивных детей являются следующие критерии: сверхчувствительность к негативному отношению к себе, обвинение окружающих в своих неудачах, слабо развитый контроль над своими эмоциями, неустойчивы, имеют рассеянное внимание и в отношениях могут проявлять низкий уровень эмпатии.
Опираясь на фундаментальную литературу, мы можем сделать вывод, что все дети могут обладать выше перечисленными качествами, однако вопрос заключается в степени выраженности и способности управлять своими эмоциями. Так, мы можем выявить закономерность уровня агрессии и уровня развития компонентов эмоционального интеллекта у младших школьников.
Эффективным инструментом развития эмоционального интеллекта является театрализация. Ведь именно в театрализованной деятельности ребенок учиться идентифицировать и проявлять эмоции, принимая на себя разнообразные роли героев художественных произведений.
В свою очередь Н.Н. Евреинов говорил о том, что «театрализация как творческий метод может быть активно использована в работе с детьми в образовательных учреждениях» [1, С. 7]. Мы можем согласиться с высказыванием Н.Н Евреинова, ведь именно в театре дети могут проявить себя, раскрыть таланты и реализовать творческие способности. Театрализация способствует развитию базовых умений взаимодействия с окружающими людьми.
Театрализованная деятельность способствует формированию нравственной модели поведения, обогащению культурной и духовной жизни, знакомству с литературным искусством и творчеством. Наиболее значимая направленность театрализованной деятельности в рамках нашего исследования – приобретение навыка воплощения определенных эмоциональных реакций и переживаний младшего школьника. Данная отличительная особенность театрализованной деятельности коррелирует с компонентами эмоционального интеллекта, а именно – идентификация, понимание, использование и управление эмоциями, что свидетельствует о прямой взаимосвязи выбранного нами инструмента для развития эмоционально-волевой сферы младшего школьника.
Исходя из актуальности исследования, мы можем определить противоречие между необходимостью знания особенностей эмоционального интеллекта младших школьников и недостаточной информации об особенностях сформированности эмоционального интеллекта у учащихся с высоким и низким уровнем агрессии.
Противоречие определяет цель нашего исследования – определить, действительно ли агрессивные младшие школьники имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта по сравнению со своими сверстниками.
Приняв во внимание все вышеперечисленное, мы можем обозначить гипотезу: По сравнению со сверстниками у агрессивных младших школьников можно отметить сниженный уровень развития компонентов эмоционального интеллекта: идентификация, понимание, использование и управление.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования:
теоретические
методы:
теоретико-логический,
сравнительно-
сопоставительный
анализ
психолого-педагогической
литературы
по
теме
исследования;
эмпирические
методы:
наблюдение,
беседа,
описание,
анализ
продуктов
деятельности
;
количественные методы обработки данных: первичная и вторичная
обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МАОУ СОШ №7, г.Тюмень. Общий объем выборки составляет – 53 (3 «А» класс - 25 человек, 3 «Б» класс - 28 человек).
Для определения уровня развития эмоционального интеллекта и его компонентов у младших школьников были использованы следующие методики: опросник «Эмоциональный интеллект» Стэнли Холла, проективная методика М. А. Нгуен «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», тест эмоционального интеллекта Шутте. Для определения статистически значимых различий между результатами агрессивных и неагрессивных младших школьников по каждому компоненту был использован математический метод расчета U критерия Манна-Уитни.
Результаты исследования
На основе диагностической модели был реализован констатирующий этап исследования на базе образовательного учреждения МАОУ СОШ №7, по результатам которой мы имеет возможность перейти к их анализу и интерпретации.
Нами была проведена диагностика всех компонентов эмоционального интеллекта среди агрессивных и неагрессивных младших школьников.
высокийсреднийнизкий10%(1)агрессивные60% (6)30% (3)37.5% (6)неагрессивные50% (8)20% (2)
Рис. 1 Уровни сформированности эмоционального интеллекта агрессивных и неагрессивных младших школьников
(апрель 2024, агрессивные n=10, неагрессивные n=16, количество)
Данные результаты свидетельствуют нам о том, что более развитый эмоциональный интеллект у неагрессивных школьников, чем у агрессивных. Высокий уровень эмоционального интеллекта неагрессивных детей значительно превышает количество агрессивных учеников. Соответственно, большее количество агрессивных учеников имеют низкий уровень развития эмоционального интеллекта по сравнению со сверстниками. Так, развитие эмоционального интеллекта позволит нивелировать агрессивное поведение у младших школьников при комплексном развитии каждого из компонентов эмоционального интеллекта. Однако некоторые агрессивные дети идентифицируют и понимают эмоции, но не способны их использовать без негативного влияния и управлять ими. Об этом свидетельствует результат высокого уровня агрессивных младших школьников.
Далее мы перейдем к рассмотрению статистически значимых различий между результатами компонентов эмоционального интеллекта (Таблица 2)
Таблица 2
Критическое значение U Манна -Уитни
Статистическая значимость
Идентификация эмоций
20, 5 ≤ 23
Различия уровня признака статистически значимы
Понимание эмоций
16 ≤ 24
Различия уровня признака статистически значимы
Использование эмоций
19 ≤ 27
Различия уровня признака статистически значимы
Управление эмоциями
22 ≤ 31
Различия уровня признака статистически значимы
Вывод. Проведенный нами эксперимент по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта среди агрессивных и неагрессивных младших школьников доказал выдвинутую ранее нами гипотезу о том, что более высокий уровень развития явления имеют неагрессивные дети. Данный феномен можно обосновать тем, что неагрессивные дети имеют более развитую способность идентификации, использования, понимания и управления эмоциями. Помимо этого неагрессивные дети способны понимать не только собственные, но и эмоции окружающих их людей, что значительно влияет на понимание и использование эмоционального интеллекта в жизни.
Однако полученные результаты свидетельствуют о том, что не все компоненты эмоционального интеллекта агрессивных детей развиты на низком уровне. Так, некоторые агрессивные дети могут идентифицировать и определять эмоциональную реакцию, но не способны управлять ими, поскольку не осведомлены о способах регуляции негативных эмоции. Это говорит о том, что данные компоненты необходимо развивать по отдельности, применяя разные методы и способы работы над компонентом.
Заключение.
Развитие эмоционального интеллекта посредством развития коммуникативных умений детей является приоритетной задачей и одним из основных общеобразовательных задач, зафиксированных в ФГОС НОО.
В рамках исследования нами была проанализирована психолого- педагогическая литература, различные трактовки явления и разнообразные методы повышения уровня эмоционального интеллекта. Нами было выбрано рабочее определение, которое, на наш взгляд, наиболее подробно раскрывает сущность явления. Помимо этого, мы изучили возрастные особенности агрессивных детей, что способствует эффективному развитию изучаемого нами явления. Мы смогли определить, что младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития эмоционально-волевой сферы, поскольку именно в этом возрасте ребенок начинает создавать социальные связи и сталкиваться с конфликтами, которые необходимо решать.
Также мы проанализировали методики, которые используются для выявления уровня развития эмоционального интеллекта и агрессивности младшего школьника. Смогли выбрать наиболее интересные и эффективные для возраста нашей выборки – младший школьник. Так, проведенные диагностики подтвердили нашу гипотезу о том, что неагрессивные младшие школьники имеют более развитый уровень эмоционального интеллекта, чем агрессивные дети. Анализ корреляционных связей между компонентами позволил нам составить примерный план работы с детьми для работы с эмоциональным интеллектом. Безусловно, это нам поможет в будущем эффективно выстроить педагогическую работу с данным явлением. Мы определили, что компоненты понимание и использование будем развивать вместе, а компоненты идентификация и понимание по отдельности, используя разные способы и методы развития.
Таким образом, выполненная нами работа способствует планированию и организации индивидуальной траектории работы, цель которой является повышение уровня эмоционального интеллекта среди младших школьников. Важно отметить, что работа с явлением будет эффективной не только для самого ребенка, но и для выстраивания наиболее эффективной группой работы и психологического климата детского коллектива в целом.
Список литературы
Геращенко, Т. А. Развитие эмоционального интеллекта у младших школьников // Педагогика
и
психология
как
основа
развития
современного
общества:
сб.
науч.
Тр. 2019. С. 39-42. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=39219461 (дата обращения: 29.01.2024)
Голышева И. А.,
Сбитнева
Е. С. Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. // Молодой ученый. – 2016 - №27 – C.659-662.
Кузнецова К.С. Педагогическое сопровождение младших школьников
в процессе формирования эмоционального интеллекта:
дис
. …канд.
пед
. наук. Саратов, 2012. 94 с.
Кузнецова, К. С. Аспекты педагогического сопровождения младших школьников в процессе
формирования
эмоционального
интеллекта
/
К.
С.
Кузнецова
//
«Модели
и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования»: Сб. материалов всероссийской с международным участием науч.- практической
конф
., 19-20 мая 2011 г. / под общ. ред. Т. И. Шукшиной; отв. за
вып
. Л. Г. Паршина. -
Саранск :
Мордов
. гос.
пед
. ин-т, 2011. - С.89-93.
Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – Москва.: Ин-т психологии РАН, 2004. – С. 29 – 36.
Метелёва
Е.Г. Формирование эмоционального интеллекта младших школьников / Научное
сообщество
студентов
XXI
столетия:
сборник
статей
LVII
междунар
.
студ. науч.-
практ
.
конф
. № 9 (57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 30.01.2024)
Никитина Е.Л. Особенности развития эмоционального интеллекта у младших школьников. URL:https://clck.ru/JrgXg (дата обращения: 29.01.2024)
Нуриева, А. Р. Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста / А. Р. Нуриева, Ф. С.
Газизова
, Т. Н. Галич // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61. – С. 142-146.
Самоукина
Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1995. 144 с.
Федеральный Государственный образовательный начального общего образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от
22.09.2011.,
№
2357
/
Министерство
образования
и
науки
Росси
йской Федерации. – Москва: 20