Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. | Коноплий Арина Васильевна. Работа №346902
Во введении в данной статье рассматривается сущность понятия эмоционального интеллекта, значимость способности понимать себя и других для созревания личности.
В основной части описывается инструментарий для развития эмоционального интеллекта, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители.
В заключении отражены основные выводы по теме.
Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста
В настоящее время актуален вопрос о значительном злоупотреблении детьми цифровым миром, представленным в формате игр, видео-блогов и тд, оказывающим в большинстве не положительное влияние на развитие ребенка. Один из страдающих аспектов, который мы бы хотели затронуть в этой статье-эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект-это способность человека распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения собеседника, его мотивацию и желания.
Отечественный психолог Л.С. Выготский в своих работах писал о важности способности понимать других и о ее влиянии на понимание самого себя: «Ребёнок научается понимать других, и только потом научается понимать себя». Поэтому нельзя переоценить значимость развития эмоционального интеллекта для созревания полноценной личности ребенка. Инструментарий для этого будет представлен ниже.
В качестве развития эмоционального интеллекта могут использоваться сюжетно-ролевые игры или этюды, в которых будут разыгрываться различные ситуации. Детям необходимо проживать свои роли, а педагогу провоцировать детей на рефлексию, направленную как на себя, так и на действия и эмоции других. Например, детям необходимо помочь плачущему мальчику, если он потерял мячик. Или же можно использовать различные карточки с изображениями эмоций, вытягивая которые ребенок мимикой показать их, а дети в свою очередь угадать изображаемую эмоцию.
Занятия творческой деятельностью также способствуют развитию эмоционального интеллекта. Это может быть как изучение продуктов изобразительного искусства, так и непосредственное занятие творчеством, например, можно предложить детям нарисовать собственное настроение.
Чтение произведений детям играет значимую роль для воспитания в детях эмпатии и в целом изучении чувств, эмоций, пороков и тд. Это обусловлено тем, что в каждой сказке есть своя мораль, где каждый персонаж, переживающий определенные чувства, наделен своими качествами. Поэтому важно анализировать вместе с ребенком те или иные поступки героев и их мотивы. На книжных полках вы можете встретить авторов, которые специализируется на написании рассказов, представляющих собой в основе те или иные чувства и эмоции. Например, книги «Я ужасно злюсь», «Что ты чувствуешь» и тд.
Также есть множество настольных игр, специальных пособий для изучения эмоций. Такой формат может использоваться не только специалистами дошкольных учреждений, но и родителями ребенка.
Важным аспектом является понимание того, что развитие и воспитание ребенка начинается с семьи, и развитие эмоционального интеллекта не исключение. Роль родителей в своих книгах подчеркивал американский психолог Джон Готтман: «В основе развития эмоционального интеллекта ребенка лежит способность родителей осознавать свои собственные чувства». Поэтому необходимо выражать эмоции в коммуникации со своим ребенком, а также давать ему проживать свои, вселяя мысль о том, что все эмоции и чувства важны для нас.
Таким образом, есть множество инструментов для развития эмоционального интеллекта ребенка: творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность, произведения художественной литературы, коммуникация со взрослыми и сверстниками и тд. Главное осознать значимость способности понимать себя и других, умения выразить свои чувства для созревания полноценной личности, ощущающей себя комфортно как в социуме, так и в минуты уединения.