Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие эмоционального интеллекта у детей: как помочь малышам понять свои эмоции | Топольян Лена Рафиковна. Работа №349410

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, который является важной основой для полноценного личностного развития. Выделяются этапы и методы, направленные на развитие эмоциональной грамотности, навыков самоконтроля и эмпатии. Представлены практические рекомендации для воспитателей, направленные на помощь детям в понимании и управлении своими эмоциями, что способствует укреплению позитивной атмосферы в группе и успешной социализации детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольное воспитание, эмоции, самоконтроль, эмпатия, эмоциональная грамотность, воспитатель.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ: КАК ПОМОЧЬ МАЛЫШАМ ПОНЯТЬ СВОИ ЭМОЦИИ

 

Топольян Лена Рафиковна, воспитатель

МБДОУ №28 Радуга, Краснодарский край, с. Гай-Кодзор

 

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, который является важной основой для полноценного личностного развития. Выделяются этапы и методы, направленные на развитие эмоциональной грамотности, навыков самоконтроля и эмпатии. Представлены практические рекомендации для воспитателей, направленные на помощь детям в понимании и управлении своими эмоциями, что способствует укреплению позитивной атмосферы в группе и успешной социализации детей.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольное воспитание, эмоции, самоконтроль, эмпатия, эмоциональная грамотность, воспитатель.

 

Эмоциональный интеллект — это способность понимать и контролировать свои эмоции, а также чувствовать и учитывать эмоциональные состояния окружающих. В дошкольном возрасте дети только начинают осознавать свои чувства и осваивать навыки управления ими. Формирование эмоционального интеллекта на этом этапе помогает детям лучше взаимодействовать с другими, решать конфликты и адаптироваться к социальным ситуациям. Воспитатели играют важную роль в этом процессе, помогая детям разобраться в своих эмоциях и учиться управлять ими.

Значение развития эмоционального интеллекта у детей

Эмоциональный интеллект важен для полноценного развития ребенка, поскольку он способствует:

Развитию навыков саморегуляции — дети учатся контролировать свои эмоции и поведение, что улучшает атмосферу в группе и помогает избежать конфликтов.

Формированию эмпатии — умение сопереживать позволяет детям лучше понимать чувства других людей и строить позитивные взаимоотношения.

Развитию коммуникативных навыков — дети начинают лучше взаимодействовать друг с другом, учатся выражать свои эмоции конструктивно и находить общий язык со сверстниками.

Социализации — дети, развивающие эмоциональный интеллект, легче адаптируются в коллективе, что в дальнейшем улучшает их учебные и социальные навыки.

Методы и подходы к развитию эмоционального интеллекта

1. Игра как основа для развития эмоциональной грамотности

Игра — естественная форма познания мира для детей, и эмоциональная составляющая игры позволяет ребенку осваивать навыки саморегуляции и эмпатии:

Ролевые игры. Примером является игра «Как бы ты поступил?», в которой детям предлагаются различные ситуации, требующие эмоционального отклика, например, как помочь другу, который грустит.

Настольные игры с эмоциональным уклоном. В таких играх детям предлагают выбрать карточку с изображением эмоций (радость, грусть, удивление и др.) и обсудить, как и когда они испытывали эти чувства.

2. Чтение и обсуждение сказок и историй

Чтение и обсуждение сказок помогает детям не только слушать и запоминать, но и анализировать действия персонажей, что способствует развитию эмпатии и навыков осмысления эмоций:

Обсуждение чувств персонажей. После прочтения сказки воспитатель может задать вопросы, например: «Как ты думаешь, что чувствовал персонаж?», «Как бы ты поступил на его месте?».

Выражение собственных эмоций через персонажей. Иногда детям сложно напрямую говорить о своих чувствах. Используя пример сказочных героев, воспитатель помогает детям осознать и выразить свои эмоции.

3. Тренировка навыков самоконтроля через простые упражнения

Для детей важно научиться распознавать эмоции и контролировать их проявления. Это можно сделать через такие упражнения:

Метод «Пауза и дыхание». Когда дети чувствуют гнев или обиду, воспитатель предлагает им сделать паузу и глубоко вдохнуть, что помогает снизить эмоциональное напряжение.

Метод «Цветовой круг эмоций». Используя круг, разделенный на сектора разного цвета (каждый цвет соответствует определенной эмоции), воспитатель просит ребенка указать на сектор, отражающий его чувство в данный момент. Это помогает ребенку понять свои эмоции и обосновать их.

4. Игра «Что я чувствую?»

Эта игра помогает детям научиться различать и правильно называть свои эмоции. Воспитатель подготавливает карточки с изображением лиц, выражающих разные эмоции, и предлагает детям выбрать ту, которая отражает их настроение. Важно поощрять детей объяснять, почему они испытывают эту эмоцию.

5. Развитие эмпатии через практические задания

Эмпатия является важной составляющей эмоционального интеллекта, поэтому рекомендуется регулярно проводить занятия, развивающие способность сопереживать:

Игра «Помоги другу». Воспитатель предлагает детям подумать, как они могли бы помочь другу, оказавшемуся в трудной ситуации.

Постановка на место другого. Воспитатель описывает ситуацию, и дети представляют себя на месте персонажа, после чего делятся, как бы они поступили.

Роль воспитателя в развитии эмоционального интеллекта

Воспитатель играет ключевую роль в развитии эмоционального интеллекта детей, выступая примером для подражания и предоставляя детям возможность выражать свои эмоции. Ключевые аспекты его работы включают:

Личный пример. Воспитатель должен быть внимателен к собственным эмоциям, так как дети часто копируют поведение взрослых.

Создание безопасной атмосферы. Поддержка и понимание со стороны воспитателя способствуют тому, что дети чувствуют себя свободно в выражении своих эмоций.

Постоянное общение. Воспитатель должен поощрять детей рассказывать о своих чувствах и переживаниях, что помогает им лучше осознавать собственные эмоции и понимать других.

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста требует систематической работы и участия воспитателя. Используя игровые методы, обсуждение сказок, ролевые игры и упражнения на самоконтроль, воспитатели помогают детям понять свои эмоции и научиться управлять ими. В результате дети становятся более чуткими к другим, лучше адаптируются в коллективе и легче преодолевают трудности. Развивая эмоциональный интеллект у детей, воспитатели формируют основу для их успешной социализации и гармоничного личностного развития.

 

Список литературы

Гиниятуллина

Эльмира

Дамировна

Развитие эмоционального интеллекта дошкольника //

Universum

: психология и образование.

2019. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-doshkolnika

Голованов В. П. Эмоциональный интелл

ект детей как важнейший навык будущего // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.

2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnyy-intellekt-detey-kak-vazhneyshiy-navyk-buduschego

Формирование и развитие эмоционального инте

ллекта у детей дошкольного возраста / Н. В. Иванова, Е. В. Попова, О. А.

Шибякина

[и др.]. —

Текст :

непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 2 (50). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/216/7044/

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×