Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 19.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ через арт-терапевтические техники | Плитка Любовь Борисовна. Работа №350210

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются возможности арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные арт-терапевтические методы, направленные на помощь детям в осознании и выражении эмоций, развитии эмпатии и способности к саморегуляции. Рассматривается значимость эмоционального интеллекта для успешной социализации детей с ОВЗ и преодоления ими психологических барьеров. Уделено внимание роли педагога-психолога в организации коррекционно-развивающей работы с детьми через арт-терапевтические практики, помогающие улучшить их эмоциональное благополучие.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети с ОВЗ, арт-терапия, саморегуляция, социальная адаптация, психологическое развитие, педагог-психолог.

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ

 

Плитка Любовь Борисовна, педагог-психолог

МБДОУ детский сад № 31 «Солнышко» станицы Березанской муниципального образования Выселковский район

 

Аннотация. В статье рассматриваются возможности арт-терапии в развитии эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны основные арт-терапевтические методы, направленные на помощь детям в осознании и выражении эмоций, развитии эмпатии и способности к саморегуляции. Рассматривается значимость эмоционального интеллекта для успешной социализации детей с ОВЗ и преодоления ими психологических барьеров. Уделено внимание роли педагога-психолога в организации коррекционно-развивающей работы с детьми через арт-терапевтические практики, помогающие улучшить их эмоциональное благополучие.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дети с ОВЗ, арт-терапия, саморегуляция, социальная адаптация, психологическое развитие, педагог-психолог.

 

Развитие эмоционального интеллекта играет важнейшую роль в психологическом и социальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать и контролировать собственные эмоции, воспринимать и реагировать на чувства других, что помогает детям адаптироваться в социальной среде, улучшает их навыки общения и способствует общему психическому благополучию. У детей с ОВЗ часто наблюдаются затруднения в эмоциональном развитии, которые проявляются в трудностях с идентификацией собственных чувств, недостаточной эмпатии и неспособности контролировать свои эмоциональные реакции. Для преодоления этих проблем педагоги-психологи широко применяют арт-терапевтические техники, которые создают безопасные условия для выражения эмоций, помогают детям разобраться в своих чувствах и учат находить гармонию во внутреннем мире.

Арт-терапия, основанная на использовании различных художественных средств, способствует самовыражению ребенка, создает пространство для исследования его эмоций и их визуализации. Искусство является естественным средством для самовыражения, и многие дети с ОВЗ легче взаимодействуют с миром именно через образы и формы. Техники арт-терапии помогают снизить напряжение, учат детей взаимодействовать с эмоциями и дают им возможность проявить внутренний мир, не используя вербальные средства. Для детей с ОВЗ, которые могут испытывать трудности с речью или выражением мыслей, художественное творчество становится важной возможностью коммуникации и эмоциональной разрядки.

Развитие эмоционального интеллекта через арт-терапевтические практики направлено, прежде всего, на то, чтобы помочь детям научиться различать и осознавать свои эмоции. Под руководством педагога-психолога дети учатся выражать различные эмоциональные состояния через рисунки, живопись, лепку и другие творческие методы. Например, при рисовании ребенок может использовать разные цвета и формы, которые помогут ему выразить страх, радость, грусть или гнев. Это способствует осознанию собственных переживаний, помогает справляться с отрицательными эмоциями и учит выбирать способы для их выражения, приемлемые в социальной среде.

Одним из важных аспектов арт-терапии является возможность развития у детей навыков эмпатии и способности распознавать эмоции других людей. Эмпатия как часть эмоционального интеллекта способствует формированию у ребенка умения понимать чувства других, реагировать на чужие эмоции, что особенно важно для успешного общения. Через совместное творчество, наблюдение за работами других детей, обсуждение рисунков и скульптур дети учатся понимать и интерпретировать эмоциональные состояния окружающих, что помогает им выстраивать более гармоничные отношения с одноклассниками и взрослыми.

Помимо осознания эмоций и эмпатии, важным элементом эмоционального интеллекта является саморегуляция. Саморегуляция — это способность контролировать свои эмоции и реакции, что является важным навыком для социализации. Многие дети с ОВЗ испытывают трудности в управлении своими эмоциями, что может приводить к агрессии, тревожности или замкнутости. Арт-терапия, создавая условия для выражения эмоций, одновременно учит детей осознавать и контролировать их. Например, техники работы с глиной или пластилином помогают ребенку выплеснуть накопленное напряжение и успокоиться, что является важным шагом в освоении навыков саморегуляции. Педагог-психолог, наблюдая за процессом творчества, может направлять ребенка, помогая ему осознанно подходить к своим действиям и эмоциям.

Особое внимание в рамках арт-терапии уделяется работе с негативными эмоциями, такими как гнев, тревога и страх. Дети с ОВЗ часто испытывают сильные эмоциональные реакции, которые они не всегда способны адекватно выразить или понять. Арт-терапевтические упражнения помогают ребенку выразить свои страхи и тревоги в безопасной форме, что способствует снижению их интенсивности. Использование таких техник, как рисование на тему «Мой страх» или создание «карты эмоций», помогает ребенку выплеснуть негативные переживания, осознать их и научиться управлять ими. Эта работа помогает детям научиться распознавать свои эмоции и принимать их, что является важным этапом в развитии эмоционального интеллекта.

Педагог-психолог играет ключевую роль в организации арт-терапевтической работы с детьми с ОВЗ. В процессе занятий он помогает детям понять смысл их художественных образов, направляет и поддерживает их эмоциональное развитие. Важным аспектом работы является создание доверительной и безопасной среды, в которой ребенок может свободно выражать свои чувства и получать поддержку. Педагог-психолог деликатно помогает ребенку осознавать и интерпретировать свои произведения, учит называть эмоции и понимать, как они влияют на его поведение. Такое взаимодействие способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, помогает ему адаптироваться к эмоционально насыщенной среде и снижает уровень тревожности.

Таким образом, использование арт-терапии для развития эмоционального интеллекта у детей с ОВЗ имеет важное значение для их успешной социальной адаптации и психического благополучия. Арт-терапевтические практики, позволяя детям осознать и выразить свои чувства, способствуют формированию у них навыков эмпатии, саморегуляции и умения распознавать эмоции других. Развитие эмоционального интеллекта через художественное творчество помогает детям с ОВЗ лучше справляться с трудностями, адаптироваться к окружающему миру и устанавливать более гармоничные взаимоотношения с окружающими. Педагог-психолог, организуя работу с использованием арт-терапевтических техник, создает условия для комплексного развития ребенка, что способствует его успешной интеграции в общество.

 

Список литературы

1. Войтенко Е. И. Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ / Е. И. Войтенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 216-218.

2. Нечаева С. Н. Тандем арт-терапевтических техник и метода наблюдения в работе психолога с детьми в дошкольном учреждении / С. Н. Нечаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 164-167.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×