Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников: практические методы и упражнения | Чепурова Екатерина Николаевна. Работа №352478. Номер работы: №352478
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект включает способность распознавать, выражать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства других. В статье рассматриваются значимость работы с эмоциями в раннем возрасте, практические методы и упражнения, которые помогают детям развивать эмоциональную сферу, а также роль воспитателя в этом процессе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоции, развитие личности, методы воспитания, практические упражнения.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Чепурова Екатерина Николаевна, воспитатель
МБДОУ "ДСКВ № 42" Планета детства" г. Юрга,
Кемеровская область
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Эмоциональный интеллект включает способность распознавать, выражать и управлять своими эмоциями, а также понимать чувства других. В статье рассматриваются значимость работы с эмоциями в раннем возрасте, практические методы и упражнения, которые помогают детям развивать эмоциональную сферу, а также роль воспитателя в этом процессе.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, эмоции, развитие личности, методы воспитания, практические упражнения.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) — это способность осознавать свои эмоции, управлять ими и понимать чувства других людей. Дошкольный возраст — это важный период для формирования эмоциональных навыков, поскольку именно в это время дети начинают осознавать и выражать свои эмоции, учатся взаимодействовать с окружающими.
Для гармоничного развития ребенка недостаточно развивать только интеллектуальные способности. Эмоциональный интеллект помогает детям адаптироваться в социуме, строить доверительные отношения, справляться с трудными ситуациями. Роль воспитателя в этом процессе заключается в создании условий, где дети могут безопасно исследовать свои эмоции и учиться их выражать.
Выделим задачи и значимость развития эмоционального интеллекта.
1. Формирование эмоциональной осознанности. Дети учатся распознавать и называть свои эмоции: радость, грусть, страх, гнев.
2. Умение управлять эмоциями. Знание и практика помогают детям находить способы справляться с негативными чувствами, не причиняя вреда себе и другим.
3. Развитие эмпатии. Умение понимать и сопереживать другим людям является ключевым навыком для успешного взаимодействия в коллективе.
4. Повышение уверенности в себе. Дети, которые умеют выражать свои эмоции и управлять ими, чувствуют себя более уверенно.
Рассмотрим практические методы развития эмоционального интеллекта.
1. Игра "Что я чувствую?".
- Описание: Воспитатель показывает карточки с изображением лиц, выражающих разные эмоции (радость, злость, грусть, удивление).
- Задача детей: Определить эмоцию, назвать ее и рассказать, когда они сами так себя чувствовали.
2. Творческая деятельность.
- Рисование эмоций: Детям предлагается нарисовать, как выглядит их радость, грусть или страх.
- Аппликация: Создание коллажа "Моя радость" из ярких картинок или цветов.
3. Чтение и обсуждение сказок.
- Метод: После прочтения сказки воспитатель задает вопросы: "Почему герой грустил?", "Что помогло ему справиться с трудностями?", "Как бы ты поступил на его месте?"
- Пример: Чтение сказки "Три поросенка" с акцентом на чувства героев.
4. Упражнение "Зеркало эмоций".
- Описание: Один ребенок показывает эмоцию с помощью мимики, остальные пытаются повторить.
- Цель: Развитие навыков распознавания и выражения эмоций.
5. Дыхательные техники для управления эмоциями.
- Пример: "Дыхание как у дракона" — дети представляют, что выпускают изо рта огонь, медленно выдыхая через рот. Это помогает успокоиться.
- Цель: Обучение детей управлению гневом или волнением.
6. Игровые ситуации для развития эмпатии.
- Игра "Почини сердечко": Каждый ребенок пишет или рисует на бумажном сердечке, как он может помочь другу, который грустит.
7. Ролевая игра "Как помочь другу?".
- Описание: Детям предлагаются ситуации, в которых их товарищу нужна помощь (он потерял игрушку, ему грустно, он расстроен).
- Задача: Разыграть, как можно поддержать друга.
Приведем пример занятия на развитие эмоционального интеллекта.
Тема: "Мир эмоций: учимся понимать себя и других".
1. Цель: Развивать у детей умение распознавать эмоции и управлять ими.
2. Ход занятия:
- Вступление: Игра "Назови настроение" — воспитатель показывает карточки с эмоциями, дети называют их.
- Основная часть:
- Чтение рассказа "Зайчик, который боялся темноты".
- Обсуждение чувств зайчика и способов, как можно преодолеть страх.
- Упражнение "Нарисуй радость" — дети изображают свою радость с помощью цветов и форм.
- Заключение: Игра "Обними друга" — дети делятся теплыми словами и жестами.
3. Итог: Обсуждение, чему они научились за занятие.
Приведем рекомендации для воспитателей.
1. Дети должны чувствовать, что их эмоции принимаются и понимаются, что они могут выражать свои чувства без страха быть осужденными.
2. Важно ежедневно включать в занятия элементы, развивающие эмоциональный интеллект: обсуждение, игры, рефлексию.
3. Воспитатель сам должен демонстрировать навыки эмоциональной осознанности: говорить о своих чувствах, проявлять эмпатию, конструктивно реагировать на сложные ситуации.
4. Развитие эмоционального интеллекта можно включать в художественное творчество, физкультуру, музыкальные занятия, чтение.
В заключение отметим, что эмоциональный интеллект является важным компонентом гармоничного развития личности ребенка. Формирование навыков распознавания и выражения эмоций, управление ими и понимание чувств других людей помогает дошкольникам адаптироваться в социуме, развивать уверенность в себе и строить отношения с окружающими.
Использование разнообразных методов и упражнений, таких как игры, творческая деятельность, дыхательные практики, а также личный пример воспитателя создают условия для развития эмоциональной сферы ребенка. Систематическая работа с эмоциями в дошкольном возрасте закладывает фундамент для дальнейшего успешного обучения и жизни.
Список литературы
1. Ермолаева М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников //Дошкольное воспитание, 2018. - № 9. - С.21.
3. Прохорова, М. Л. Влияние сказок на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / М. Л. Прохорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 404-406.