РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ | Гаджиева Светлана Загидовна . Работа №326090
Применяя разные виды деятельности на музыкальном занятии, педагог не только развивает у школьников чувство ритма, артикуляцию, мелкую моторику, координацию движений, внимание, которые носят образовательный характер, но и создает терапевтический эффект, который направлен на снятие эмоционального напряжения, тем самым формирует у ученика умение развивать положительные эмоции.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста, которые активно работают над развитием эмоционального восприятия посредством музыки, применяют в работе различные эмоциональные приемы (разнохарактерные песни, занятия с участием сказочных персонажей, проводят беседы (на примере добра и зла), слушание музыки и т.д.)
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар»
Управление дошкольного образования АМО ГО «Сыктывкар»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 81» г. Сыктывкара (МАОУ «Прогимназия № 81»)
РЕКОМЕНДОВАНО
Старшим воспитателем
МАОУ «Прогимназия № 81» Викулиной Н.Б.
28.02.2021г.
СОГЛАСОВАНО
Методическим объединением
специалистов МАОУ
«Прогимназия № 81»
28.02.2021 г. протокол № 1
ПРИНЯТО
Педагогическим советом МАОУ«Прогимназия №81»
28.02.2021г. протокол № 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА РЕБЕНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Составитель:
Учитель музыки
МАОУ «Прогимназия № 81»
Гаджиева Светлана Загидовна
г. Сыктывкар 2023 год
Аннотация
Данная методическая разработка подготовлена с учётом требований ФГОС и составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».
Технологическая карта музыкального занятия составлена с применением следующих приемов: пения, слушания, рисования.
Применяя разные виды деятельности на музыкальном занятии, педагог не только развивает у школьников чувство ритма, артикуляцию, мелкую моторику, координацию движений, внимание, которые носят образовательный характер, но и создает терапевтический эффект, который направлен на снятие эмоционального напряжения, тем самым формирует у ученика умение развивать положительные эмоции.
Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми младшего школьного возраста, которые активно работают над развитием эмоционального восприятия посредством музыки, применяют в работе различные эмоциональные приемы (разнохарактерные песни, занятия с участием сказочных персонажей, проводят беседы (на примере добра и зла), слушание музыки и т.д.)
Содержание
1. Введение
4
2.Тезариус
6
3. Основная часть
7
3.1. Теоретическая часть
7
3.2. Практическая часть
12
4. Заключение
17
5. Список используемой литературы
18
Введение
«Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему…»
Джанни Родари.
«Эмоциональная отзывчивость – это катализатор мышления, поскольку облагораживает ум, эстетезируя его»
И.Кант
Музыка способна оказывать влияние на этическую сторону души, и поскольку она обладает таким быть свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в младшем школьном возрасте является формирование основ личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Школьник учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь школьника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства. Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у школьника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки. Ученик учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.
Актуальность:
Младший школьный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Поэтому развитие эмоционального восприятия младших школьников посредством музыки на сегодняшний день является одним из ведущих направлений воспитания подрастающего поколения.
Цель методической разработки:
Повышение своего теоретического, научно – методического, профессионального уровня; совершенствование условий для эмоционального восприятия развития младших школьников посредством музыки. Распространение профессионального мастерства и компетентность с требованиями ФГОС.
Задачи:
- систематически развивать эмоциональное восприятие прекрасного у обучающихся посредством музыки и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни;
- приобщать обучающихся к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку посильно вносить элементы прекрасного в окружающую среду, общественные отношения;
- развивать художественно-творческие способности;
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
- обогащать и расширять художественный опыт детей;
- продолжать развивать у обучающихся младшего школьного возраста умение передавать настроение в разных видах деятельности.
- развивать творческие способности и поиск новых форм организации взаимодействия педагога и обучающегося;
- разработать технологическую карту занятия с применением разных видов деятельности;
- пополнить собственную методическую копилку;
- определять пути развития своей педагогической деятельности для реализации требований ФГОС.
2. Тезариус
Технологическая карта урока/занятия – это современная форма методической продукции, которая обеспечивает качественное и эффективное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Слушание – это рецептивный вид речевой деятельности, при помощи которого реализуется процесс приема и последующей переработки речевого сообщения на основе функционирования слухового анализатора. Так же, как и говорение, слушание относится к видам речевой деятельности, которые осуществляют устное общение в любых ситуациях и сферах коммуникации.
Эвритмия – искусство художественного движения.
Мотивация – это способность человека удовлетворять свои потребности посредством какой-либо деятельности, а так же динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность.
Эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждый из которых имеет вои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу.
Эмоция – это нечто, что переживается как чувство, мотивирует, организует и направляет мышление действия.
3. Основная часть
3.1. Теоретическая часть
«Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение»
Аристотель
Эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни ребенка.
Л.С. Выготский
Эмоциональное развитие – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эмоциональное развитие тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей. Воспитание человека, всесторонне развитого человека - задача сложная, актуальная.
Особое место в повышении уровня эмоционального развития подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей.
В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают:
как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д.
как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие;
как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений.
Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается:
как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров;
как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом;
как способность эмоционального сопереживания музыке;
как эмоциональный отклик на произведения искусства.
Эмоциональное воспитание ребенка не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами. Задачи этого воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка-школьника. Научить ребенка различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.
Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Форма выражается в совокупности звуков, красок, линий. Однако восприятие становится эмоциональным только тогда, когда оно эстетично окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эмоциональное восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным.
Эмоциональное развитие у младших школьников является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон. Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые, способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
С первых месяцев нормально развивающийся ребенок отвечает на характер музыки так называемым «комплексом оживления», радуется или успокаивается. Реагирует на звуки музыки непроизвольными движениями, возгласами. Постепенно двигательные реакции становятся произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. Проявления эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуховых ощущений позволяют осуществлять музыкальное воспитание с самого раннего возраста. В этот период уже закладываются основы музыкального мышления и памяти. В.Е. Каган установлено, что к трем месяцам девочки больше реагируют на мелодичную музыку, а мальчики на прерывистые звуки.
Второй год жизни: При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: веселое оживление или спокойное настроение. Различают общее настроение музыки, ее характер, следовательно, воспринимают эмоциональное ее содержание.
Третий и четвертый год жизни: В силу неустойчивости внимания дети лучше воспринимают небольшие, яркие по своим образам произведения, особенно песни. Способны очень активно откликаться на музыку, вслушиваться в интонации, настроение песен, активно переживая и воспроизводя интонации.
Пятый год жизни: Имеют некоторую эмоциональную устойчивость, очень живо, иногда бурно и весело откликаются на плясовую мелодию. Произведения легкого подвижного характера вызывают у них более спокойное состояние. Появляется заинтересованность содержанием произведений, рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чем рассказывает музыка.
Шестой и седьмой год жизни: На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в его выразительных средствах, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему.
Б.М. Теплов считает, что эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности – восприятии, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а, следовательно, и его выражения.
Одним из важнейших средств формирования и развитие эмоциональной отзывчивости детей является восприятие (слушание) музыки. Это один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее. Ребенок идет к освоению смысла своих действий через чувства, ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок способен сосредотачивать свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминать событие со всеми деталями и нюансами.
Впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго. Для успешного эмоционального развития ребёнка, музыкальному руководителю необходимо правильно подбирать и применять различные виды и формы занятий и развлечений.
Педагог должен учить ребенка воспринимать и понимать красоту, эмоционально откликаться на нее, развивать представление о разных эмоциях. Это работа кропотливая, требующая умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка прекрасным, всячески облагораживать его окружение.
Современными исследователями доказано, что первоначальные формы эмоциональной отзывчивости выявляются довольно рано. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.
Приемы, используемые педагогом на музыкальных занятиях при работе над развитием восприятия эмоций;
исполнение разнохарактерных песен с применением жестов, пласт
ики, сопереживания или иных
чувств
;
чтение четверостиший
с
жестами;
ролевые игры
;
слушание музыки
;
декламация и "телесная игра".
С
пособ "телесной игры" заключается в образовании
ребенком разнообразных звуков
(хлопки, шлепки, щелчки, топот и т. д.).
Э
то способ простейшей инструментальной импровизации. "
Т
елесная игра" позволяет более интенсивно переживать ощущение эвритмии в разнообразных декламационно-двигательных, музыкально - двигательных упражнениях и играх, усиливает ощущение темпа, динамики и выразительности движения, способствует вокальной и речевой активно
сти, вызывает чувство оптимизма;
элементы арт-терапии
;
музыкальные игры
;
общение со сказочными персонажами.
Процесс развития эмоционального восприятия посредством музыки включает в себя три этапа:
1.Внимание детей сосредоточено на тексте и сюжете стихотворения, интонирование осуществляется как подражание речевой пластике педагога.
2. Внимание обращается на ритм, движение, уточняется рисунок интонации.
3. Свободный характер исполнения с возможными самостоятельными вариантами интонирования, особым вниманием к восприятию поэтически-музыкального образа.
Тексты для речевых игр подбираются простые, соответствующие возрасту дошкольников, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки, колыбельные. Особое внимание уделяется обыгрыванию различных слогов, звукоподражанию, словам, Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а восприятию эмоций. Также успешно использую стихи Агнии Барто, Ирины Токмаковой, Елены Благининой и другие. Представленные материалы могут использоваться не только на музыкальных, но и физкультурных занятиях, в утренней гимнастике, в подвижных играх и во время прогулок воспитателями, инструкторами по физическому развитию.
Игры, применяемые, для формирования эмоций;
игра:
«
П
ередай настроение
»
;
р
ечевая игра со звучащими жестами;
и
гра с музыкальными инструментами;
к
оммуникативная игра;
тактильн
ая
игра (например « Мы поссоримся»)
.
Таким образом - игры, стихи, знакомство с персонажами, слушание музыки, пение, предполагают творческую свободу и приучают ребенка осмысленно относиться к различным проявлениям эмоций.
Занятия должны носить непринужденный характер, без каких – либо замечаний детям и только с положительной оценкой.
3.2. Практическая часть
Технологическая карта музыкального занятия (НОД) в младшей школьной возрастной группе: «Как люблю тебя я, мама».
Класс: 1.
Тема: «Как люблю тебя я, мама».
Автор: Гаджиева Светлана Загидовна, музыкальный руководитель МАОУ «Прогимназия № 81» высшей квалификационной категории.
ЦЕЛЬ: Развитие восприятия эмоциональной отзывчивости - как основы творческих способностей у детей младшего школьного возраста посредством музыки.
Задачи:
Образовательные:
- развивать навыки слушания музыкальных произведений;
- познакомить детей с музыкальным произведением П.И. Чайковского «Мама», как с первоначальными сведениями о классической музыке;
- продолжать активно осваивать опыт музыкальной деятельности.
Развивающие:
- развивать ритмичность и выразительность движений, совершенствовать навыки танцевальных движений под музыку, развивать воображение, творческую активность, эмоциональную отзывчивость во всех видах музыкальной деятельности;
- развивать музыкальный вкус в процессе накопления слуховых впечатлений;
- развивать творческое воображение в процессе восприятия музыки;
- развивать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- развивать умение выразительной передачи образа через музыкальные движения, жесты, мимику.
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
Воспитательные:
- воспитывать чувство любви и понимания к музыке, как к виду искусства;
- воспитывать умение сопереживать характеру музыки при исполнении, различать средства музыкальной выразительности;
- воспитывать нравственные качества детей
Предлагаемая технология: чтение/слушание, здоровьесберегающая.
Оборудование:
нотный материал к песенному репертуару,
музыкальный центр,
компьютер,
фортепиано.
Технологическая карта музыкального занятия
Этапы занятия
Деятельность музыкального руководителя
Деятельность воспитанника
1.Организационный этап
Цель: Создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствует школьников.
Приветствуют педагога.
2.Постановка цели и задач занятия.
Цель: Мотивация к деятельности ученика.
Приемы: рассказ педагога,
Диалог с обучающимися.
Приемы: Беседа, рассуждения ребят, рассказ педагога, слушание музыки.
Приемы: Беседа, рассуждения ребят, рассказ педагога, проговаривание текста, исполнение песни.
- Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о очень важной теме, которая близка каждому человеку. А что эта за тема, вы попробуете понять, когда отгадаете мои загадки.
Вы готовы?
1.Борщ в тарелке вкусный самый,
Так готовит только…..
2. Перед сном, надев пижаму,
Почитать мы просим…
Абсолютно верно – маму.
Так значит, о ком мы будем говорить с вами сегодня?
И тему нашего занятия мы назовем:
«Как люблю тебя я, мама»
В преддверии весеннего праздника 8 марта мы будем говорить о самом близком, родном и дорогом для каждого - человеке. О маме
Ребята, послушайте мудрые высказывания, которые были придуманы народом о маме:
-«При солнышке тепло, при матери добро».
- «Мать как солнышко: и пожалеет и обогреет, и путь укажет».
- с кем сравнивали маму в народе?
Слово «мама» - одно из самых древних слов на земле и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. Это говорит о том, что все люди почитают и любят своих мам. О мамах сказано немало нежных слов, спето много песен и написано много стихов.
- А как ласково вы называете свою маму?
- А как ласково вас называет мама?
- А какие песни о маме вы знаете?
Молодцы!
Ребята, а сейчас мы послушаем музыкальное произведение Петра Ильича Чайковского, которое называется «Мама».
(Показывает портрет композитора)
П.И.Чайковский - человек, который создавал музыку. Людей, которые сочиняют музыку, называют композиторами. П.И.Чайковский писал абсолютно разную музыку; и веселую и грустную. И среди множества его произведений одно из произведений он посвятил маме, которую очень любил. Мама была для него самым дорогим и близким человеком.
После прослушивания
мы поговорим о настроении, которое музыка передала.
После прослушивания пьесы ребята отвечают на вопросы;
- Какое настроение передала вам музыка?
И это, правда. Со своей мамой композитор расстался, когда ему было всего 10 лет, его отправили на учебу в другой город. После этого маму свою он больше не увидел, поэтому через все годы в своей душе он пронес воспоминания о мамочке.
А сейчас я предлагаю вам исполнить уже знакомую для вас песню «Мамина сказка»
Продолжаем работу по развитию дикции, над чистотой интонирования, работу над созданием образа, (покачивание головой, плавные жесты руками, нежное, негромкое исполнение)
Ответы детей:
Да
Ответы детей:
- Маму
Ответы детей:
- О мамочке
- О маме
Ответы детей:
Мама
Ответы детей:
- с солнышком
-с добром
Ответы детей:
- мамулечка
- мамочка
Ответы детей:
- солнышко
- зайка
- птичка
- родной
- самый любимый
Ответы детей:
- Цветы для мамы
-Колыбельная мамы
« Мамина сказка»
Ответы детей:
- грустное
- печальное
Как буд-то с мамой расстается.
Ребята исполняют песню
.Заключительный этап:
Актуализация знаний воспитанников.
Цель: Закрепить полученные знания и установить эмоциональный контакт с педагогом
Приемы: Беседа, рассуждение, высказывание своих мыслей.
Рефлексия
- Ребята, а что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
(Каждому ребенку выдается лист
бумаги и цветные карандаши)
Ребята, попробуйте на листе бумаги нарисовать портрет своей мамы.
Каждой маме будет очень приятно получить портрет из рук своего ребенка.
Ответы детей:
- рассказ о музыканте
- нежная песня
- как говорили о маме
Под плавную музыку(Ф.Шопен «Ноктюрн») ребята рисуют портрет свой мамы.
4. Заключение
Таким образом; развитие эмоционального восприятия посредством музыки, открывает возможности для овладения школьников на раннем этапе почти всем комплексом выразительных средств музыки. Способствует умению откликаться на разные эмоции. Развивает любовь и понимание к окружающему миру, развивает способность правильно реагировать на разного рода поступки и умению правильно их оценивать.
Познавательное развитие
- развивать умение обучающихся наблюдать и анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать.
- развивать познавательные отношения к источникам информации и продолжать приобщать к ним.
Художественно-эстетическое развитие
- добиваться взаимосвязи эмоционального, интеллектуального компонента восприятия детьми произведений искусства, опираясь как на их чувственное восприятие, так и на мышление;
- вырабатывать потребность в постоянном общении с произведениями искусства;
- содействовать накоплению опыта восприятия произведений искусства и эмоциональной отзывчивости на них;
- обращать внимание на средства выразительности, с помощью которых деятели искусства передают состояние природы, характер и настроение своих героев;
- поддерживать стремление детей к творчеству;
- обогащать и расширять художественный опыт детей, поддерживать и направлять эмоционально-эстетическую трактовку образов;
- учить добиваться выразительной передачи образа через форму, строение, пропорции, детали, звуки, движения, жесты, мимику, развивает у детей весь комплекс музыкальных способностей, творческое воображение, эстетическое восприятие музыки, чувство уверенности в себе, своей значимости в коллективе. Дети с удовольствием музицируют, получая радость от общения с музыкой.
Список используемой литературы
http://kolokolchik44ds.ucoz.com/publ/ispolzovanie_innovacionnykh_tekhnologij_v_muzykalnom_vospitanii_doshkolnikov/1-1-0-3
https
://
ru
.
wikipedia
.
org
/
wiki
/Остинато
Баренбойм Л.А. Система музыкального воспитания К.Орфа. М.-Л., 1970г
Богодяж О. Инновационные технологии в развитии музыкальности дошкольников.
www.in-ku.com.ru
.
Боровик Т.А. Пути педагогического творчества. Музыкальный руководитель. - М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004г. №1 с.9-25, №2 с.18-33, №4 с.29-41, №5 с. 23-28, №6 с. 9-14.
Буренина А. Коммуникативные танцы-игры для детей. – С-П.: Ленинградский областной институт развития образования. 2004г.
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М: Просвещение.1983г.
Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детск
их дошкольных учреждений.- СП.
«Композитор», 2005. – 74с.
Леонтьев
А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960.№ 1. - С. 7-17.
Тютюнникова Т. Элементарное
музицирование – «знакомая незнакомка». Дошкольное воспитание. 1997г. №8 с.116-120, 2000г. №5 с.133-141.