Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие эмоциональной и социальной компетентности у детей с ЗПР | Мяннанова Гельнур Амировна. Работа №353668

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития эмоциональной и социальной компетентности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны теоретические аспекты проблемы, представлены исследования, а также основные методы и технологии, применяемые в коррекционной педагогике. Уделено внимание практическим рекомендациям для педагогов, направленным на развитие этих навыков у детей с ЗПР. 

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, социальная компетентность, задержка психического развития, коррекционная педагогика, развитие личности, межличностное взаимодействие. 

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ЗПР

 

Мяннанова Гельнур Амировна, учитель

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Школа-интернат №89" г. Ульяновск

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития эмоциональной и социальной компетентности у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Описаны теоретические аспекты проблемы, представлены исследования, а также основные методы и технологии, применяемые в коррекционной педагогике. Уделено внимание практическим рекомендациям для педагогов, направленным на развитие этих навыков у детей с ЗПР.

Ключевые слова: эмоциональная компетентность, социальная компетентность, задержка психического развития, коррекционная педагогика, развитие личности, межличностное взаимодействие.

 

Развитие эмоциональной и социальной компетентности является важным аспектом коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР). Эти дети часто испытывают трудности в понимании и выражении эмоций, установлении контактов с окружающими, что негативно сказывается на их успешности в учебной деятельности и социальных взаимодействиях.

По мнению Л.С. Выготского, эмоции играют ключевую роль в психическом развитии ребенка, а их развитие тесно связано с когнитивными и социальными процессами. Современные исследования, такие как работы В.В. Лебединского и А.Г. Асмолова, подтверждают, что развитие эмоциональной и социальной компетентности способствует улучшению общего психологического состояния детей с ЗПР и повышает их адаптационные способности.

Эмоциональная компетентность включает в себя способность понимать, выражать и регулировать собственные эмоции, а также распознавать эмоции других людей. Социальная компетентность определяется как умение строить межличностные отношения, взаимодействовать с окружающими, соблюдать социальные нормы и правила.

Особенности детей с ЗПР в этой области:

- Недостаточное развитие эмпатии (трудности в понимании чувств других людей).

- Проблемы в регулировании эмоций, частая смена настроения.

- Трудности в установлении и поддержании контактов с окружающими.

Согласно исследованиям Лебединского, нарушения в эмоционально-волевой сфере у детей с ЗПР обусловлены замедленным развитием нейропсихологических процессов, что требует специального подхода в обучении и воспитании.

Методы и технологии развития эмоциональной и социальной компетентности:

1. Игра является универсальным инструментом коррекционной работы. Ролевые и драматические игры помогают детям освоить социальные роли, развивают эмпатию и навыки общения.

2. Использование упражнений, направленных на распознавание и выражение эмоций (например, через рисунки, мимику, театрализацию).

3. Рисование, лепка, музыка и другие формы творческой деятельности позволяют детям выразить свои чувства, осознать и проработать внутренние конфликты.

4. Использование материалов разной фактуры, песка, воды помогает детям расслабиться, а также улучшает восприятие своего тела и окружающего мира.

5. Работа в группах позволяет детям развивать навыки взаимодействия, учиться соблюдать социальные правила и учитывать потребности других участников.

6. Методика "эмоциональных часов". Разработанная Т.А. Репиной, эта методика предполагает использование визуальных образов эмоций (например, картинки с изображением "счастья", "грусти"), что помогает детям распознавать эмоции и учиться их регулировать.

Примеры упражнений:

1. "Эмоциональный светофор". Ребенку показывают три цвета: зеленый — "я спокоен", желтый — "я немного взволнован", красный — "я расстроен". Дети учатся определять свое эмоциональное состояние.

2. "Угадай эмоцию". Педагог изображает разные эмоции мимикой, а ребенок пытается их назвать. Затем дети выполняют это задание в парах.

3. "Дерево дружбы". Дети создают коллективную аппликацию, где каждый листочек или цветок символизирует положительное взаимодействие с окружающими.

Согласно исследованиям Е.О. Смирновой, применение игровых и арт-терапевтических методов способствует улучшению эмоциональной регуляции у детей с ЗПР. Было выявлено, что регулярные занятия в группах повышают уровень социальной адаптации, укрепляют уверенность детей в себе и улучшают их взаимоотношения со сверстниками.

Работа Т.В. Волковой показывает, что использование методов театральной педагогики (драматизация, инсценировка) развивает у детей способность к эмпатии, укрепляет их эмоционально-волевую сферу.

Исследования А.Г. Асмолова подтверждают, что интеграция коррекционных методов в повседневную школьную жизнь способствует повышению уровня социальной компетентности детей с ЗПР, что впоследствии оказывает положительное влияние на их обучение и социализацию.

В заключение отметим, что развитие эмоциональной и социальной компетентности у детей с ЗПР — важная и сложная задача, требующая систематической работы педагога. Применение игровых технологий, арт-терапии и групповых занятий помогает детям осваивать основные навыки общения и регулирования эмоций. Успешное внедрение этих методов возможно только при учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и тесном взаимодействии педагогов, психологов и родителей.

 

Список литературы

Акатов, Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студ.

высш

. учеб. заведений / Л. И. Акатов. — М.:

Владос

, 2018. — 220 с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций - М., 2014.

Гаврилушкина

, О. П. Обучение и воспитание умственно отсталых школьников / О.

П.Гаврилушкина

, Н. Д. Соколова. — М.: АСТ, 2017. — 172 с. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. — М.: АСТ, 2017. — 96 с.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×