Развитие эмоциональной сферы детей младшего возраста через приобщение к русской народной сказке | Харькова Наталья Геннадьевна. Работа №351299
Развитие эмоциональной сферы детей младшего возаста через приобщение к русской народной сказке. Приобщить родителей через сказку общаться, обяснять ребенку простые для взрослого темы. Приобщая ребенка к сказки, взрослые помогают ребенку проще раскрыть те темы которые ему в силу возраста, не понятны.
БДОУ г. Омска ЦРР«Детский сад № 284»
Развитие эмоциональной сферы детей младшего возраста через приобщение к русской народной сказке.
Актуальность:
Одним из средств эмоционального развития ребенка является устное народное творчество. Сказки являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии эмоций и речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор. Целенаправленное и систематическое использование сказок в детском саду позволит заложить фундамент эмоционального и психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Задачи:
— развивать умение выразить эмоции мимикой и жестами;
— закрепить знание русских народных сказок;
— создать положительный эмоциональный фон в группе;
— воспитывать у детей положительные эмоции при чтении русских народных сказок.
Методы ознакомления со сказкой
Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю – чтение сказки воспитателем. Многие русские народные сказки, на которых воспитывалась я сама и мои дети, я рассказываю своим воспитанникам наизусть по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.
В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.
В своей работе применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми. Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.
Полнота восприятия сказки во многом зависит от того, как она прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесёт он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и своё отношение к событиям. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жесты.
Не менее важным направлением работы приобщению детей к сказке является вовлечение родителей в этот процесс.
Психологи утверждают, что сказки, которые родители читают своим детям, не только развивают у ребенка воображение, расширяют кругозор, но и духовно его обогащают. Кроме всего прочего, ритуал чтения сказок, сближает родителей с детьми, позволяя им полноценно общаться.
Для закрепления восприятия сказки использую продуктивные виды деятельности: рисование, аппликации, лепка, а также прослушивание музыкальных произведений. Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника.
Так же важна совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям.
Именно родители, являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовных ценностей.
Для родителей я провела консультацию «Ребёнок в семье и детском саду». Целью консультации, стало раскрытие содержания успешности и самореализации воспитания детей, как в детском саду так и в семье, «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании» с целью активизировать педагогические умения родителей в развитии ребенка в семье. В ходе бесед многие родители по-другому взглянули на роль сказки в жизни и становлении ребёнка.
Немаловажная роль в воспитании духовно-нравственной личности является совместная деятельность детей и родителей.
В начале моей педагогической деятельности родительская активность была мала и многие неохотно откликались на подобные просьбы. Но затем родители, слыша отзывы о пользе совместной работы от других родителей, стали менять своё мнение и понемногу начали включаться в работу. Так же с помощью родителей обогащается предметно-пространственная среда группы: театр по сказке «Колобок» совместные рисунки колобка, затем главный герой сказки ребёнок.
Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребёнок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.
Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам, задавая такие вопросы как:
Нравится ли вам герой сказки?
Что сделал герой сказки?
Какой поступок он совершил?
Как герой повёл себя по отношению к другим героям?
В ней ребенок исполняет роль сказочного персонажа. Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость. В таких случаях ребёнок-дошкольник исполняет роль сказочного персонажа, хотя я практикую и роль рассказчика. У детей роль рассказчика-ведущего вызывает чувство гордости и ответственности.
Вывод:
В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.