Развитие эмоциональной устойчивости средствами физической культуры у детей в коррекционной школе | Чернецова София Викторовна. Работа №347707
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития эмоциональной устойчивости у детей, обучающихся в коррекционных школах, через использование средств физической культуры. Особое внимание уделяется влиянию физической активности на снижение уровня тревожности, развитие самоконтроля и улучшение психоэмоционального состояния детей с особыми образовательными потребностями. Также обсуждаются методы и формы занятий, способствующие повышению эмоциональной устойчивости, и даны практические рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, физическая культура, коррекционная школа, дети с ОВЗ, психоэмоциональное состояние, адаптивная физическая культура.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Чернецова София Викторовна,
учитель МКОУ г. Искитима Новосибирской области
"Коррекционная школа № 7"
Аннотация. В статье рассматриваются возможности развития эмоциональной устойчивости у детей, обучающихся в коррекционных школах, через использование средств физической культуры. Особое внимание уделяется влиянию физической активности на снижение уровня тревожности, развитие самоконтроля и улучшение психоэмоционального состояния детей с особыми образовательными потребностями. Также обсуждаются методы и формы занятий, способствующие повышению эмоциональной устойчивости, и даны практические рекомендации для педагогов.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, физическая культура, коррекционная школа, дети с ОВЗ, психоэмоциональное состояние, адаптивная физическая культура.
Эмоциональная устойчивость — это способность человека эффективно справляться с эмоциональными и стрессовыми ситуациями, сохранять спокойствие и самообладание в трудных условиях. Для детей, обучающихся в коррекционных школах, развитие эмоциональной устойчивости является важным компонентом их адаптации в обществе и успешного усвоения образовательного процесса. Эти дети часто сталкиваются с повышенной тревожностью, низкой самооценкой, страхом неудач и трудностями в социальном взаимодействии.
Одним из эффективных средств формирования эмоциональной устойчивости у таких детей является физическая культура. Физическая активность оказывает благотворное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка, способствуя снижению уровня стресса и тревожности, улучшению настроения и повышению уверенности в своих силах.
Рассмотрим роль физической культуры в развитии эмоциональной устойчивости.
Физические упражнения способствуют высвобождению эндорфинов — "гормонов счастья", которые улучшают эмоциональное состояние и помогают снизить уровень стресса. Регулярные занятия физической культурой могут помочь детям в коррекционных школах снизить тревожность и преодолеть чувство беспокойства, которое часто возникает в связи с их учебными или социальными трудностями.
В процессе выполнения физических упражнений дети учатся контролировать свои движения, дыхание и реакцию на физическую нагрузку. Этот опыт самоконтроля на физическом уровне способствует развитию самодисциплины и эмоционального контроля в повседневной жизни. Способность справляться с эмоциональными вспышками и регулировать свое поведение является важным шагом на пути к эмоциональной устойчивости.
Командные виды спорта и игровые упражнения помогают детям с ОВЗ развивать навыки общения, учат работать в группе и доверять другим людям. Игры создают положительный эмоциональный фон и помогают детям испытывать радость от взаимодействия с окружающими. Это особенно важно для детей, испытывающих трудности в установлении контактов, поскольку групповые занятия позволяют им преодолеть чувство одиночества и неуверенности.
Физическая культура требует от детей проявления настойчивости, преодоления трудностей и достижения целей. Постепенное увеличение физической нагрузки и постановка достижимых задач помогают детям развивать силу воли и способность не сдаваться перед сложностями. Это умение переносится на другие сферы жизни и способствует развитию эмоциональной стойкости при столкновении с проблемами или стрессовыми ситуациями.
Включение в программу физической культуры упражнений на релаксацию, таких как дыхательные практики, растяжка или йога, помогает детям научиться расслабляться и контролировать свое эмоциональное состояние. Эти упражнения способствуют снижению напряженности и тревожности, повышению концентрации внимания и улучшению общего психоэмоционального фона.
Отметим методы развития эмоциональной устойчивости средствами физической культуры.
1. Важным элементом физической культуры в коррекционных школах являются игровые упражнения, которые помогают детям выразить свои эмоции через движение. Использование таких игр, как эстафеты, подвижные игры с мячом, помогает снять эмоциональное напряжение, улучшить настроение и повысить активность детей. Игровые формы позволяют вовлечь ребенка в процесс занятий, не вызывая страха или тревоги перед сложными физическими заданиями.
2. Упражнения, направленные на развитие координации и баланса, требуют сосредоточенности и самоконтроля. Это могут быть занятия с использованием спортивного инвентаря (гимнастические мячи, маты) или простые упражнения, такие как ходьба по прямой линии, удержание равновесия на одной ноге и т.д. Такие занятия развивают способность к саморегуляции, что является важным элементом эмоциональной устойчивости.
3. Дыхательные техники помогают детям управлять своими эмоциями и справляться с тревогой. Простые дыхательные упражнения, такие как глубокие вдохи и медленные выдохи, могут быть использованы как часть занятия по физической культуре. Они помогают детям успокоиться в моменты эмоционального напряжения и служат эффективным инструментом для управления стрессом.
4. Занятия в группах способствуют формированию у детей навыков сотрудничества, коммуникации и доверия к окружающим. Важно, чтобы учитель создавал поддерживающую атмосферу, где каждый ребенок чувствует себя важным участником команды. Это помогает детям преодолеть чувство неуверенности и страха перед взаимодействием с другими, развивая при этом эмоциональную устойчивость.
Приведем практические рекомендации для педагогов:
- Учителю необходимо формировать на занятиях позитивную и поддерживающую атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и уверенно. Важно поощрять успехи каждого ребенка, независимо от его физических возможностей, и создавать условия для положительного эмоционального опыта.
- Включение в занятия элементов релаксации и дыхательных упражнений способствует снятию напряжения и улучшению эмоционального состояния детей. Такие упражнения можно проводить как в начале, так и в конце урока для создания эмоционального равновесия.
- Для детей с ОВЗ важно адаптировать игры и упражнения под их возможности. Учитель должен использовать такие формы физической активности, которые будут учитывать уровень физической подготовки и эмоционального состояния детей, избегая ситуаций, вызывающих чувство фрустрации или страха.
В заключение отметим, что физическая культура является важным средством для развития эмоциональной устойчивости у детей, обучающихся в коррекционных школах. Через физические упражнения дети не только укрепляют свое физическое здоровье, но и учатся управлять своими эмоциями, справляться со стрессом и тревогой. Индивидуальный подход, поддержка со стороны учителя и использование различных форм физической активности способствуют формированию эмоционально устойчивой и психологически стабильной личности ребенка.
Список литературы
Григорьева, Е. В. Физическая культура и эмоциональная стабильность у детей с ОВЗ. Журнал "Специальная педагогика", 2021, № 3.
Лебедева, А. Н. Развитие психоэмоционального состояния через физические упражнения. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2023.
Новикова, Т. П., Ковалева, Ю. С. Адаптивная физическая культура как средство коррекционной работы с детьми. —
СПб.:
Лань, 20
20.