Развитие эмоциональной устойчивости у школьников в условиях учебного стресса | Полубан Анастасия Юрьевна. Работа №345955
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития эмоциональной устойчивости у школьников в условиях учебного стресса. В современных образовательных учреждениях учащиеся сталкиваются с множеством факторов, способствующих возникновению стресса, таких как интенсивная учебная нагрузка, конкуренция и социальные ожидания. Эмоциональная устойчивость играет ключевую роль в способности детей справляться с этими вызовами. В статье рассматриваются основные аспекты формирования эмоциональной устойчивости, методы работы с учащимися, примеры практических упражнений и рекомендации для педагогов и психологов.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, школьники, учебный стресс, педагог-психолог, методы работы, практические упражнения.
Полубан Анастасия Юрьевна, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 62 г. о. Горловка
Аннотация: Статья посвящена проблеме развития эмоциональной устойчивости у школьников в условиях учебного стресса. В современных образовательных учреждениях учащиеся сталкиваются с множеством факторов, способствующих возникновению стресса, таких как интенсивная учебная нагрузка, конкуренция и социальные ожидания. Эмоциональная устойчивость играет ключевую роль в способности детей справляться с этими вызовами. В статье рассматриваются основные аспекты формирования эмоциональной устойчивости, методы работы с учащимися, примеры практических упражнений и рекомендации для педагогов и психологов.
Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, школьники, учебный стресс, педагог-психолог, методы работы, практические упражнения.
Современные школьники сталкиваются с различными источниками стресса, включая высокие требования со стороны родителей и учителей, постоянное соперничество между сверстниками и необходимость выполнять множество задач в ограниченные сроки. Эти факторы могут негативно сказаться на психоэмоциональном состоянии детей, что делает важным вопрос о развитии их эмоциональной устойчивости. Эмоциональная устойчивость позволяет учащимся не только справляться с временными трудностями, но и адаптироваться к изменениям, преодолевать неудачи и находить позитивные аспекты в сложных ситуациях.
Для начала необходимо понять, что же такое эмоциональная устойчивость. Это способность человека противостоять стрессовым ситуациям, сохранять внутренний баланс и позитивный настрой даже в условиях неблагоприятного влияния. В контексте школьной жизни эмоциональная устойчивость помогает детям не только эффективно учиться, но и развивать здоровые социальные связи. Эмоционально устойчивые дети, как правило, легче справляются с экзаменационным давлением, буллингом и другими формами стресса.
Одним из методов работы с эмоциональной устойчивостью является создание безопасной и поддерживающей образовательной среды. Педагоги и психологи должны работать над тем, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и уверенно. Важно, чтобы в классе не было места для агрессии и унижения, а вместо этого царила атмосфера поддержки и взаимопомощи. Например, учителя могут организовать групповую работу, где каждый ученик будет вносить свой вклад и получать положительную обратную связь от сверстников. Это не только укрепляет социальные связи, но и повышает самооценку учащихся.
Также важно научить детей распознавать и управлять своими эмоциями. Простые упражнения на осознанность могут быть очень эффективными. Например, можно предложить учащимся проводить 5 минут в день на медитацию, сосредоточившись на своем дыхании и ощущениях в теле. Такие практики помогают снизить уровень тревожности и улучшают общее самочувствие. Также полезно проводить занятия по развитию навыков эмоционального интеллекта, где ученики смогут обсудить свои чувства, учиться выражать их и находить способы их регулирования.
Другой метод заключается в том, чтобы обучить учащихся стратегиям совладания со стрессом. Это могут быть техники релаксации, такие как глубокое дыхание, прогрессивная мышечная релаксация или визуализация спокойных мест. Например, в моменты сильного стресса учащиеся могут закрыть глаза, глубоко вдохнуть и представить себе уютное место, где они чувствуют себя в безопасности и спокойствии. Такие практики позволяют быстро вернуть эмоциональное состояние в норму.
Важно научить детей видеть неудачи как возможность для роста. Педагоги могут использовать примеры из жизни известных людей, которые столкнулись с трудностями, но смогли преодолеть их благодаря своей настойчивости и стремлению к самосовершенствованию. Обсуждение этих примеров в классе поможет учащимся осознать, что неудачи — это нормальная часть обучения и роста, и что важно уметь извлекать уроки из сложных ситуаций.
Для поддержки эмоциональной устойчивости нужно вовлекать родителей в этот процесс. Педагоги могут организовывать родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы эмоционального благополучия детей и методы, которыми родители могут поддерживать своих детей дома. Например, родители могут быть обучены методам активного слушания и поддержки, а также тому, как создать в семье атмосферу, способствующую открытости и доверию.
Кроме того, важно помнить о значении физической активности для психоэмоционального состояния учащихся. Исследования показывают, что регулярные занятия спортом способствуют снижению уровня стресса и повышению общего эмоционального фона. Поэтому школы могут организовывать дополнительные физкультурные занятия или спортивные кружки, где учащиеся смогут не только заниматься спортом, но и находить новых друзей и единомышленников.
Психологам и педагогам стоит рассмотреть возможность внедрения программ по развитию эмоциональной устойчивости в учебный процесс. Такие программы могут включать различные тренинги и мастер-классы, на которых учащиеся смогут учиться новым навыкам и практикам, направленным на улучшение их эмоционального состояния.
В заключение, развитие эмоциональной устойчивости у школьников в условиях учебного стресса является важной задачей, требующей комплексного подхода. Педагоги и психологи могут сыграть ключевую роль в этом процессе, создавая поддерживающую среду, обучая детей навыкам управления эмоциями и вовлекая родителей в образовательный процесс. Эмоционально устойчивые школьники не только лучше справляются с учебными задачами, но и становятся более социально адаптированными, что в свою очередь способствует созданию здорового и продуктивного учебного процесса. Инвестируя время и усилия в развитие эмоциональной устойчивости, мы помогаем детям не только успешно справляться с текущими вызовами, но и готовим их к будущей взрослой жизни.
Список литературы
Газиева М.В. Современные подходы к проблеме исследования стресса и стрессоустойчивости // МНКО. 2018. №3 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-probleme-issledovaniya-stressa-i-stressoustoychivosti
З.И. Гадаборшева, Ш.И. Булуева, М.Р. Бекова Особенности проявления стрессоустойчивости у школьников и студентов в процессе обучения // МНКО. 2020. №6 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-stressoustoychivosti-u-shkolnikov-i-studentov-v-protsesse-obucheniya
Клячкина Н.Л. Стрессовые факторы и техники их преодоления // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2014. №2 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressovye-faktory-i-tehniki-ih-preodoleniya