Развитие естественно-научной грамотности учащихся на уроках химии | Мартыненко Виктория Васильевна. Работа №346541. Номер работы: №346541
Аннотация: В статье рассматривается развитие естественно-научной грамотности у учащихся на уроках химии. Показано, как формирование научного мышления, навыков критического анализа и умения применять знания на практике помогает школьникам лучше понимать окружающий мир. Описаны подходы, методы и приемы, которые способствуют повышению уровня естественно-научной грамотности у школьников, такие как лабораторные работы, исследовательская деятельность и межпредметные связи.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, научное мышление, критическое мышление, лабораторные работы, исследовательская деятельность, межпредметные связи.
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ХИМИИ
Мартыненко Виктория Васильевна, учитель химии,
ГБОУ ЛНР "Сычанская ООШ"
Аннотация: В статье рассматривается развитие естественно-научной грамотности у учащихся на уроках химии. Показано, как формирование научного мышления, навыков критического анализа и умения применять знания на практике помогает школьникам лучше понимать окружающий мир. Описаны подходы, методы и приемы, которые способствуют повышению уровня естественно-научной грамотности у школьников, такие как лабораторные работы, исследовательская деятельность и межпредметные связи.
Ключевые слова: естественно-научная грамотность, химия, научное мышление, критическое мышление, лабораторные работы, исследовательская деятельность, межпредметные связи.
Развитие естественно-научной грамотности является одной из ключевых задач современного образования. Естественно-научная грамотность включает в себя не только знание фактов и законов естественных наук, но и способность критически анализировать информацию, применять полученные знания в реальной жизни, а также принимать обоснованные решения на основе научных данных. Уроки химии играют важную роль в этом процессе, так как химия — это наука, тесно связанная с окружающим миром и жизнедеятельностью человека.
Одним из главных аспектов формирования естественно-научной грамотности является развитие у учащихся научного мышления. На уроках химии школьники учатся не просто запоминать формулы и реакции, а понимать, как и почему происходят химические процессы. Важно, чтобы учащиеся научились задавать вопросы, искать на них ответы с помощью научных методов, проверять гипотезы и делать выводы на основе проведенных экспериментов. Это способствует развитию критического мышления и помогает школьникам воспринимать окружающий мир как сложную систему, в которой всё взаимосвязано.
Лабораторные работы являются важным элементом в развитии естественно-научной грамотности на уроках химии. Эксперименты позволяют учащимся на практике увидеть и понять законы химии. Выполняя лабораторные задания, школьники учатся работать с химическими веществами и оборудованием, развивают навыки проведения научных исследований, формируют умения анализировать полученные данные и делать выводы. Лабораторные работы также способствуют развитию навыков самостоятельной работы и командного взаимодействия, что важно для будущей профессиональной деятельности.
Исследовательская деятельность на уроках химии также играет важную роль в формировании естественно-научной грамотности. В ходе таких занятий учащиеся имеют возможность самостоятельно проводить эксперименты, изучать научные проблемы, анализировать их с точки зрения химии и находить решения. Например, можно предложить школьникам исследовать влияние химических веществ на окружающую среду или провести анализ качества питьевой воды. Такие задания не только помогают лучше усвоить химические знания, но и формируют у учащихся понимание важности науки для решения практических задач.
Интеграция химии с другими учебными дисциплинами также способствует развитию естественно-научной грамотности. Химия тесно связана с биологией, физикой, экологией и даже географией. Например, учащиеся могут изучать биохимические процессы в живых организмах или исследовать химический состав атмосферы и его влияние на климатические изменения. Такие межпредметные задания помогают школьникам видеть взаимосвязь между различными науками, что расширяет их кругозор и развивает системное мышление.
Развитие естественно-научной грамотности также связано с формированием у учащихся умения применять полученные знания на практике. На уроках химии школьники могут изучать, как научные открытия и технологии применяются в повседневной жизни. Например, изучение химических свойств материалов может помочь учащимся понять, какие вещества безопасны для использования в быту, а какие представляют опасность для здоровья и окружающей среды. Это способствует формированию экологической ответственности и осознанного отношения к использованию природных ресурсов.
Особое внимание следует уделить развитию у учащихся навыков анализа и оценки информации. В современном мире школьники сталкиваются с огромным потоком информации, в том числе и научной, которая не всегда достоверна. На уроках химии учитель может помочь ученикам развить навыки критического анализа данных, научить их отличать научные факты от мнений, а также оценивать достоверность источников. Это важный аспект естественно-научной грамотности, который помогает учащимся ориентироваться в информации и принимать обоснованные решения.
Современные образовательные технологии могут значительно усилить процесс формирования естественно-научной грамотности. Использование интерактивных методов обучения, таких как виртуальные лаборатории, мультимедийные презентации, а также программное обеспечение для моделирования химических процессов, помогает сделать обучение более интересным и наглядным. Это не только повышает мотивацию учащихся, но и позволяет глубже понять и усвоить материал.
В заключение следует отметить, что развитие естественно-научной грамотности на уроках химии — это важная задача, которая требует системного подхода. Учителю необходимо использовать разнообразные методы и подходы, такие как лабораторные работы, исследовательская деятельность, интеграция с другими науками и современные образовательные технологии. Это поможет школьникам не только лучше понять химию, но и развить навыки, необходимые для решения реальных задач в жизни и профессиональной деятельности. Естественно-научная грамотность является ключевым элементом формирования у учащихся целостного восприятия мира и способности принимать обоснованные решения, что особенно важно в условиях современной быстро меняющейся реальности.
Список литературы
Г
оловнер
, В. Н. Химия: организация внеурочной и внешкольной деятельности: Методическое пособие / В. Н.
Головнер
. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2022. — 352 с.
Естественнонаучная грамотность: Пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / Л. И. Асанова [и др.]. — М.: Академия
Минпросвещения
России, 2021. — 84 с.
Зеленцова В
.
А
.
,
Павлютенко
А
.
И
.
Формирование у обучающихся естественно-научной грамотности на уроках химии
// Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2023. №1 (17). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-estestvenno-nauchnoy-gramotnosti-na-urokah-himii (дата обращения: 09.10.2024).
Одинцова И.Н.
Естественнонаучная грамотность на уроках химии
// Старт в науке. – 2024. – № 3-1.;
URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=2409 (дата обращения: 09.10.2024).