Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии в условиях реализации ФГОС | Соловей Мария Владимировна. Работа №354508

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение естественнонаучной грамотности в образовательном процессе по биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализированы ключевые подходы и методики, способствующие развитию естественнонаучной грамотности среди учащихся 5–11 классов. Особое внимание уделено практико-ориентированным заданиям, проектной деятельности и интеграции современных образовательных технологий. Приводятся примеры заданий и рекомендаций для учителей биологии.

Ключевые слова: биология, естественнонаучная грамотность, ФГОС, проектная деятельность, компетентностный подход, практико-ориентированные задания.

РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Соловей Мария Владимировна, учитель биологии

ГБОУ " Школа №32 г.о. Донецк", ДНР г. Донецк

Аннотация. В статье рассматривается роль и значение естественнонаучной грамотности в образовательном процессе по биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализированы ключевые подходы и методики, способствующие развитию естественнонаучной грамотности среди учащихся 5–11 классов. Особое внимание уделено практико-ориентированным заданиям, проектной деятельности и интеграции современных образовательных технологий. Приводятся примеры заданий и рекомендаций для учителей биологии.

Ключевые слова: биология, естественнонаучная грамотность, ФГОС, проектная деятельность, компетентностный подход, практико-ориентированные задания.

Естественнонаучная грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешного функционирования в быстро меняющемся мире. Согласно требованиям ФГОС, преподавание биологии в школе должно не только формировать знания учащихся, но и развивать навыки анализа, критического мышления и применения знаний в реальной жизни. Это требует от учителя биологии изменений в подходах к преподаванию, акцентирования внимания на практическом применении знаний и формировании исследовательских навыков.

Понятие и значимость естественнонаучной грамотности

Естественнонаучная грамотность — это способность человека применять научные знания для объяснения природных явлений, формулировать обоснованные выводы, принимать решения, основываясь на научных данных. В контексте школьного обучения биология предоставляет уникальные возможности для развития этой грамотности через изучение окружающего мира, живых организмов и процессов, протекающих в природе.

Основные составляющие естественнонаучной грамотности:

Знания и понимание естественнонаучных концепций. Учащиеся должны осознавать базовые биологические законы и теории.

Научное мышление и методология. Умение проводить эксперименты, анализировать данные, делать выводы.

Применение знаний в реальной жизни. Решение экологических, медицинских и социальных задач на основе биологических знаний.

Методы развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии

Для реализации задач ФГОС учителю биологии важно внедрять методы, способствующие активному участию учащихся в образовательном процессе. Ключевыми направлениями работы являются:

Практико-ориентированные задания

Практическая направленность обучения позволяет учащимся лучше усвоить материал и понять его значимость. Например:

Исследование локальных экосистем (сбор образцов растений, изучение биоразнообразия).

Решение кейсов, связанных с реальными экологическими проблемами (загрязнение водоёмов, сохранение редких видов).

Проведение опытов, таких как изучение фотосинтеза или дыхания растений.

Проектная деятельность

В условиях реализации ФГОС проектная деятельность играет ключевую роль. Она позволяет ученикам самостоятельно исследовать выбранные темы и решать задачи, требующие межпредметного подхода. Примеры проектов:

Создание гербария редких растений региона с описанием их экологической роли.

Разработка и проведение урока для младших классов на тему защиты окружающей среды.

Изучение влияния антропогенного фактора на здоровье человека.

Интеграция современных образовательных технологий

Использование цифровых ресурсов повышает интерес учащихся и позволяет изучать сложные биологические процессы наглядно. Это могут быть:

Виртуальные лаборатории для моделирования экспериментов.

Приложения для определения видов растений и животных.

Работа с образовательными платформами, такими как "Российская электронная школа" или "ЯКласс".

Формирование исследовательских навыков

Исследовательская деятельность помогает учащимся осваивать научный метод. Например:

Проведение экспериментов: изучение влияния света на рост растений, определение уровня pH в различных жидкостях.

Анализ статистических данных, таких как численность популяций или влияние загрязнения на природу.

Межпредметные связи

Для формирования целостного представления об окружающем мире важно интегрировать знания из других предметов. Например:

Связь с химией (биохимические процессы в организме).

Связь с географией (изучение экосистем разных регионов).

Связь с математикой (анализ данных, построение графиков).

Примеры заданий для разных классов

5–7 классы

Проведение наблюдений за ростом растений в разных условиях (освещение, влажность).

Подготовка презентации на тему: "Как животные приспосабливаются к своей среде обитания".

8–9 классы

Анализ качества воды из местных источников с использованием тест-полосок.

Исследование влияния различных факторов на активность ферментов (например, температуры).

10–11 классы

Разработка экологического проекта: изучение уровня загрязнения воздуха в городе.

Проведение эксперимента на изучение наследственных признаков у растений.

Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии — важнейшая задача в условиях реализации ФГОС. Она позволяет не только повысить уровень знаний учащихся, но и подготовить их к жизни в современном обществе, где способность мыслить научно и принимать обоснованные решения играет ключевую роль. Использование практико-ориентированных заданий, проектной деятельности и современных технологий позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным.

Для учителя биологии важно непрерывно совершенствовать свои методические подходы, адаптироваться к новым требованиям образовательных стандартов и учитывать интересы учащихся. Только так можно достичь гармоничного сочетания теоретических знаний и их практического применения, формируя естественнонаучную грамотность будущего поколения.

Список литературы

Никишова Елена Александровна Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-i-estestvennonauchnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-biologii

Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti

Филиппова Полина Анатольевна, Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна Технологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniya-kompetentsiy-estestvennonauchnoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-na-urokah-biologii-v-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×