Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии в условиях реализации ФГОС | Соловей Мария Владимировна. Работа №354508
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение естественнонаучной грамотности в образовательном процессе по биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализированы ключевые подходы и методики, способствующие развитию естественнонаучной грамотности среди учащихся 5–11 классов. Особое внимание уделено практико-ориентированным заданиям, проектной деятельности и интеграции современных образовательных технологий. Приводятся примеры заданий и рекомендаций для учителей биологии.
Ключевые слова: биология, естественнонаучная грамотность, ФГОС, проектная деятельность, компетентностный подход, практико-ориентированные задания.
РАЗВИТИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Соловей Мария Владимировна, учитель биологии
ГБОУ " Школа №32 г.о. Донецк", ДНР г. Донецк
Аннотация. В статье рассматривается роль и значение естественнонаучной грамотности в образовательном процессе по биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Проанализированы ключевые подходы и методики, способствующие развитию естественнонаучной грамотности среди учащихся 5–11 классов. Особое внимание уделено практико-ориентированным заданиям, проектной деятельности и интеграции современных образовательных технологий. Приводятся примеры заданий и рекомендаций для учителей биологии.
Ключевые слова: биология, естественнонаучная грамотность, ФГОС, проектная деятельность, компетентностный подход, практико-ориентированные задания.
Естественнонаучная грамотность является одной из ключевых компетенций, необходимых современному человеку для успешного функционирования в быстро меняющемся мире. Согласно требованиям ФГОС, преподавание биологии в школе должно не только формировать знания учащихся, но и развивать навыки анализа, критического мышления и применения знаний в реальной жизни. Это требует от учителя биологии изменений в подходах к преподаванию, акцентирования внимания на практическом применении знаний и формировании исследовательских навыков.
Понятие и значимость естественнонаучной грамотности
Естественнонаучная грамотность — это способность человека применять научные знания для объяснения природных явлений, формулировать обоснованные выводы, принимать решения, основываясь на научных данных. В контексте школьного обучения биология предоставляет уникальные возможности для развития этой грамотности через изучение окружающего мира, живых организмов и процессов, протекающих в природе.
Основные составляющие естественнонаучной грамотности:
Знания и понимание естественнонаучных концепций. Учащиеся должны осознавать базовые биологические законы и теории.
Научное мышление и методология. Умение проводить эксперименты, анализировать данные, делать выводы.
Применение знаний в реальной жизни. Решение экологических, медицинских и социальных задач на основе биологических знаний.
Методы развития естественнонаучной грамотности на уроках биологии
Для реализации задач ФГОС учителю биологии важно внедрять методы, способствующие активному участию учащихся в образовательном процессе. Ключевыми направлениями работы являются:
Практико-ориентированные задания
Практическая направленность обучения позволяет учащимся лучше усвоить материал и понять его значимость. Например:
Исследование локальных экосистем (сбор образцов растений, изучение биоразнообразия).
Решение кейсов, связанных с реальными экологическими проблемами (загрязнение водоёмов, сохранение редких видов).
Проведение опытов, таких как изучение фотосинтеза или дыхания растений.
Проектная деятельность
В условиях реализации ФГОС проектная деятельность играет ключевую роль. Она позволяет ученикам самостоятельно исследовать выбранные темы и решать задачи, требующие межпредметного подхода. Примеры проектов:
Создание гербария редких растений региона с описанием их экологической роли.
Разработка и проведение урока для младших классов на тему защиты окружающей среды.
Изучение влияния антропогенного фактора на здоровье человека.
Интеграция современных образовательных технологий
Использование цифровых ресурсов повышает интерес учащихся и позволяет изучать сложные биологические процессы наглядно. Это могут быть:
Виртуальные лаборатории для моделирования экспериментов.
Приложения для определения видов растений и животных.
Работа с образовательными платформами, такими как "Российская электронная школа" или "ЯКласс".
Формирование исследовательских навыков
Исследовательская деятельность помогает учащимся осваивать научный метод. Например:
Проведение экспериментов: изучение влияния света на рост растений, определение уровня pH в различных жидкостях.
Анализ статистических данных, таких как численность популяций или влияние загрязнения на природу.
Межпредметные связи
Для формирования целостного представления об окружающем мире важно интегрировать знания из других предметов. Например:
Связь с химией (биохимические процессы в организме).
Связь с географией (изучение экосистем разных регионов).
Связь с математикой (анализ данных, построение графиков).
Примеры заданий для разных классов
5–7 классы
Проведение наблюдений за ростом растений в разных условиях (освещение, влажность).
Подготовка презентации на тему: "Как животные приспосабливаются к своей среде обитания".
8–9 классы
Анализ качества воды из местных источников с использованием тест-полосок.
Исследование влияния различных факторов на активность ферментов (например, температуры).
10–11 классы
Разработка экологического проекта: изучение уровня загрязнения воздуха в городе.
Проведение эксперимента на изучение наследственных признаков у растений.
Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии — важнейшая задача в условиях реализации ФГОС. Она позволяет не только повысить уровень знаний учащихся, но и подготовить их к жизни в современном обществе, где способность мыслить научно и принимать обоснованные решения играет ключевую роль. Использование практико-ориентированных заданий, проектной деятельности и современных технологий позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и эффективным.
Для учителя биологии важно непрерывно совершенствовать свои методические подходы, адаптироваться к новым требованиям образовательных стандартов и учитывать интересы учащихся. Только так можно достичь гармоничного сочетания теоретических знаний и их практического применения, формируя естественнонаучную грамотность будущего поколения.
Список литературы
Никишова Елена Александровна Формирование у обучающихся читательской и естественнонаучной грамотности при изучении биологии // Педагогические измерения. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-obuchayuschihsya-chitatelskoy-i-estestvennonauchnoy-gramotnosti-pri-izuchenii-biologii
Пентин А. Ю., Никифоров Г. Г., Никишова Е. А. Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-otsenke-estestvennonauchnoy-gramotnosti
Филиппова Полина Анатольевна, Завальцева Ольга Александровна, Мишина Ольга Степановна Технологии формирования компетенций естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках биологии в школе // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №75-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-formirovaniya-kompetentsiy-estestvennonauchnoy-gramotnosti-u-obuchayuschihsya-na-urokah-biologii-v-shkole