Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников | Назарова Вера Андреевна. Работа №349813

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества.Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества. 

Развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников

Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества. В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна). Дизайн должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - то есть общего развития ребенка.

На основании полученных данных эксперимента разработана программа «Полёт фантазии», включающая цикл занятий, целью которой является развитие эстетических компонентов креативности, чувство стиля, чувство формы и ассоциативности у младших школьников средствами дизайн-технологий.

Предлагаемый комплекс занятий разработан в соответствии с гипотезой: процесс развития эстетических компонентов креативности (форма, стиль, метафора) у младших школьников в дизайн-деятельности может быть эффективным при соблюдении следующих условий:

учете данных педагогической диагностики, направленной на изучение эстетических компонентов и параметров креативности у младших школьников;

отборе содержания дизайн-материала и дизайн-технологий для обогащения дизайнерского опыта младших школьников;

разработке цикла дизайн-занятий, направленных на развитие эстетических компонентов креативности;

включении в дизайн-занятия дизайнерских проблемных ситуаций, раскрывающих духовно-содержательное начало вещей через их дизайнерские качества.

Таким образом, предполагается, что реализация предложенной программы позволит получить положительные результаты в развитии эстетических компонентов креативности у младших школьников.

Задачи проекта:

- повысить уровень развития эстетических компонентов креативности посредством дизайн занятий;

- формирование у учащихся эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности младшего школьника;

- овладение образным языком дизайн-деятельности посредством формирования знаний, умений и навыков в области дизайна;

- расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления;

- формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).

Принципы построения программы:

В качестве предмета дизайн-деятельности предлагаются различные материалы, доступные для преобразования в младшем школьном возрасте (бумага, картон, фольга, фетр, цветная бумага, ткань и др.). Соответственно, существуют и разные дизайн-технологии: аппликация (обрывание), коллаж, мозаика, макетирование, бумагопластика, конструирование, роспись по бумаги, оригами, эскизирование и стилизация.

В систему занятий были включены различные дизайн - объекты: одежда, интерьер, сувениры, украшения. Все занятия распределены в соответствии с основными видами дизайна - дизайн одежды, дизайн интерьера, предметный дизайн по следующим формам творческой деятельности: индивидуальная и коллективная.

Объем программы: занятия рассчитаны на детей 9-10 лет, всего 11 занятий, продолжительность каждого 45 минут.

Структура и содержание программы:

Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: архитектура, дизайн одежды и декоративно-прикладное искусство, в рамках трех стилей: барокко, классицизм и ампир.

1 блок. Архитектура. Данный блок предполагает ознакомление детей с такими понятия как "стиль в архитектуре", "эскиз", "макет", "цвет", "фактура", "конструирование". Происходит развитие детского представления о стилях архитектуры города Санкт-Петербурга. На занятиях ориентируется внимание детей на оформление облика зданий. Дети начинают присматриваться к градостроительству Санкт-Петербурга. Создаются макеты домиков, используя подручные материалы (коробка, бумага).

2 блок. Дизайн одежды. Работа по этому направлению предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Это формирует у детей внимание и интерес к своему внешнему виду, ведется работа с понятиями - "Цвет и силуэт", "Цвет и настроение", знакомство с видами ткани. На занятиях дети рисуют эскизы костюмов; также дети узнают, что макияж, одежа и прическа очень много могут рассказать о человеке. Вместе с педагогом дети создают модели (рисунки, аппликации).

3 блок. Декоративно-прикладное искусство. Этот блок имеет непосредственное значение для развития ассоциативного мышления. На занятиях школьники рассматривают узоры на посуде, знакомятся со значением узоров и орнаментов на посуде, с известными мастерами. Дети создают индивидуальные узоры и орнаменты на посуде.

Циклы: "Причудливый барокко", "Величественный классицизм", "Легкий ампир".

В цикле "Причудливый барокко" мы предложили следующие виды занятий:

1 занятие: "Пышный город"

2 занятие: "Новые костюмы"

3 занятие: "Сложность линий"

В цикле "Величественный классицизм. Картина времени" следующие занятия:

1 занятие: "Петербургские ансамбли"

2 занятие: "Праздничное платье"

3 занятие: "Мир идеалов"

Цикл "Легкий ампир" включает в себя занятия:

1 занятие: "Торжественная архитектура"

2 занятие: "Дизайн одежды"

3 занятие: "Плавность орнаментов"

Предложенная программа представляет собой начальный этап в развитии эстетических компонентов креативности, так как структура эстетического симптомокомплекса креативности состоит не только из трех параметров, а так же представленная модель будет зависеть от возрастных особенностей личности.

Таким образом, можно предположить, что реализация предложенного проекта позволит улучшить уровень развития эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы, ассоциативность).

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×