Развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников | Назарова Вера Андреевна. Работа №349813
Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества.Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества.
Развитие эстетических компонентов креативности у младших школьников
Можно предположить, что развитие эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы и ассоциативность) у детей младшего школьного возраста будет эффективным при включении их в творческую деятельность, основанную на дизайн-технологиях. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества. В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна). Дизайн должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - то есть общего развития ребенка.
На основании полученных данных эксперимента разработана программа «Полёт фантазии», включающая цикл занятий, целью которой является развитие эстетических компонентов креативности, чувство стиля, чувство формы и ассоциативности у младших школьников средствами дизайн-технологий.
Предлагаемый комплекс занятий разработан в соответствии с гипотезой: процесс развития эстетических компонентов креативности (форма, стиль, метафора) у младших школьников в дизайн-деятельности может быть эффективным при соблюдении следующих условий:
учете данных педагогической диагностики, направленной на изучение эстетических компонентов и параметров креативности у младших школьников;
отборе содержания дизайн-материала и дизайн-технологий для обогащения дизайнерского опыта младших школьников;
разработке цикла дизайн-занятий, направленных на развитие эстетических компонентов креативности;
включении в дизайн-занятия дизайнерских проблемных ситуаций, раскрывающих духовно-содержательное начало вещей через их дизайнерские качества.
Таким образом, предполагается, что реализация предложенной программы позволит получить положительные результаты в развитии эстетических компонентов креативности у младших школьников.
Задачи проекта:
- повысить уровень развития эстетических компонентов креативности посредством дизайн занятий;
- формирование у учащихся эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности младшего школьника;
- овладение образным языком дизайн-деятельности посредством формирования знаний, умений и навыков в области дизайна;
- расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления;
- формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
Принципы построения программы:
В качестве предмета дизайн-деятельности предлагаются различные материалы, доступные для преобразования в младшем школьном возрасте (бумага, картон, фольга, фетр, цветная бумага, ткань и др.). Соответственно, существуют и разные дизайн-технологии: аппликация (обрывание), коллаж, мозаика, макетирование, бумагопластика, конструирование, роспись по бумаги, оригами, эскизирование и стилизация.
В систему занятий были включены различные дизайн - объекты: одежда, интерьер, сувениры, украшения. Все занятия распределены в соответствии с основными видами дизайна - дизайн одежды, дизайн интерьера, предметный дизайн по следующим формам творческой деятельности: индивидуальная и коллективная.
Объем программы: занятия рассчитаны на детей 9-10 лет, всего 11 занятий, продолжительность каждого 45 минут.
Структура и содержание программы:
Программа состоит из цикла занятий, разделенных на три блока: архитектура, дизайн одежды и декоративно-прикладное искусство, в рамках трех стилей: барокко, классицизм и ампир.
1 блок. Архитектура. Данный блок предполагает ознакомление детей с такими понятия как "стиль в архитектуре", "эскиз", "макет", "цвет", "фактура", "конструирование". Происходит развитие детского представления о стилях архитектуры города Санкт-Петербурга. На занятиях ориентируется внимание детей на оформление облика зданий. Дети начинают присматриваться к градостроительству Санкт-Петербурга. Создаются макеты домиков, используя подручные материалы (коробка, бумага).
2 блок. Дизайн одежды. Работа по этому направлению предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Это формирует у детей внимание и интерес к своему внешнему виду, ведется работа с понятиями - "Цвет и силуэт", "Цвет и настроение", знакомство с видами ткани. На занятиях дети рисуют эскизы костюмов; также дети узнают, что макияж, одежа и прическа очень много могут рассказать о человеке. Вместе с педагогом дети создают модели (рисунки, аппликации).
3 блок. Декоративно-прикладное искусство. Этот блок имеет непосредственное значение для развития ассоциативного мышления. На занятиях школьники рассматривают узоры на посуде, знакомятся со значением узоров и орнаментов на посуде, с известными мастерами. Дети создают индивидуальные узоры и орнаменты на посуде.
Циклы: "Причудливый барокко", "Величественный классицизм", "Легкий ампир".
В цикле "Причудливый барокко" мы предложили следующие виды занятий:
1 занятие: "Пышный город"
2 занятие: "Новые костюмы"
3 занятие: "Сложность линий"
В цикле "Величественный классицизм. Картина времени" следующие занятия:
1 занятие: "Петербургские ансамбли"
2 занятие: "Праздничное платье"
3 занятие: "Мир идеалов"
Цикл "Легкий ампир" включает в себя занятия:
1 занятие: "Торжественная архитектура"
2 занятие: "Дизайн одежды"
3 занятие: "Плавность орнаментов"
Предложенная программа представляет собой начальный этап в развитии эстетических компонентов креативности, так как структура эстетического симптомокомплекса креативности состоит не только из трех параметров, а так же представленная модель будет зависеть от возрастных особенностей личности.
Таким образом, можно предположить, что реализация предложенного проекта позволит улучшить уровень развития эстетических компонентов креативности (чувство стиля, чувство формы, ассоциативность).