Развитие эстетических представлений у детей дошкольного возраста посредством использования кейс-технологий | Дьячкова Елена Викторовна. Работа №347116
Аннотация. В статье рассматривается развитие эстетических представлений у детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологий. Данный метод обучения помогает детям развивать не только эстетическое восприятие, но и творческие способности, аналитическое мышление, навыки общения и самовыражения. Статья предлагает воспитателям ясельных групп практические рекомендации по внедрению кейс-технологий в образовательный процесс для формирования у детей чувств к прекрасному и эстетической осознанности. Приводятся примеры кейсов и даются советы по организации занятий.
Ключевые слова: дошкольное образование, эстетическое развитие, кейс-технологии, творческое мышление, искусство, развитие воображения, воспитание.
РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ
Дьячкова Елена Викторовна, воспитатель
ГБОУ Школа №1492 ДО №5, г.Москва
Аннотация. В статье рассматривается развитие эстетических представлений у детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологий. Данный метод обучения помогает детям развивать не только эстетическое восприятие, но и творческие способности, аналитическое мышление, навыки общения и самовыражения. Статья предлагает воспитателям ясельных групп практические рекомендации по внедрению кейс-технологий в образовательный процесс для формирования у детей чувств к прекрасному и эстетической осознанности. Приводятся примеры кейсов и даются советы по организации занятий.
Ключевые слова: дошкольное образование, эстетическое развитие, кейс-технологии, творческое мышление, искусство, развитие воображения, воспитание.
Эстетическое развитие является важной составляющей общего воспитания дошкольников. Оно способствует формированию у детей чувства прекрасного, развивает их эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, а также стимулирует творческую активность. Воспитание эстетических представлений должно начинаться с самого раннего возраста, поскольку в этот период дети особенно восприимчивы к красоте, гармонии и художественным образам.
Одним из эффективных методов, который можно использовать для развития эстетического восприятия детей, является кейс-технология. Этот метод, заимствованный из профессиональной сферы, представляет собой решение проблемных задач на основе реальных ситуаций. В дошкольном образовании кейс-технологии помогают детям через игру и моделирование различных ситуаций развивать свою способность к анализу, творческому мышлению и самостоятельным выводам.
В данной статье мы рассмотрим, каким образом можно применять кейс-технологии для формирования эстетических представлений у детей дошкольного возраста, а также предложим практические рекомендации для воспитателей ясельных групп.
Эстетическое воспитание является важной составляющей в развитии личности ребенка. Оно включает в себя формирование способности воспринимать и оценивать красоту в искусстве, природе и окружающей действительности. Дети через эстетику учатся видеть гармонию и совершенство, что положительно влияет на их эмоциональное развитие и обогащает внутренний мир.
На этапе дошкольного возраста дети осваивают базовые представления о цвете, форме, линии, а также учатся воспринимать музыкальные и художественные произведения. Эстетическое воспитание позволяет им развивать эмоциональный интеллект, учит их выражать свои чувства через творчество, будь то рисование, пение или танцы.
Таким образом, задача воспитателя состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых дети могли бы максимально развить свою способность к эстетическому восприятию мира и научиться применять её в творческой деятельности. В этом контексте кейс-технологии выступают как метод, позволяющий соединить игровой и обучающий компоненты.
Кейс-технологии как инструмент развития эстетических представлений
Кейс-технология в образовательном процессе представляет собой метод обучения, при котором дети решают практические задачи, основанные на реальных или воображаемых ситуациях. Этот метод особенно эффективен для развития у детей таких навыков, как анализ, синтез информации, принятие решений, коммуникативные умения, а также творческое мышление.
В контексте эстетического воспитания кейс-технологии позволяют создать для детей ситуации, в которых они смогут проявить свою способность к восприятию и созданию прекрасного. Например, воспитатель может предложить детям решить "проблемную" творческую задачу, связанную с выбором цвета для оформления игрушки или созданием композиции из природных материалов. В ходе таких занятий дети учатся видеть красоту в обычных вещах и активно взаимодействовать с окружающим миром.
Примеры использования кейс-технологий в эстетическом воспитании дошкольников
Кейс "Оформляем выставку"
Цель: развить у детей чувство композиции и гармонии в оформлении пространства.
Описание: Воспитатель предлагает детям подготовить выставку их рисунков или поделок. Задача детей — совместно выбрать работы, которые будут представлены на выставке, а также решить, как их расположить, чтобы все было красиво и гармонично. Такой кейс развивает у детей эстетический вкус, учит их видеть красоту в общей композиции, а также развивает навыки сотрудничества.
Кейс "Цветочная поляна"
Цель: развитие у детей воображения и навыков эстетического восприятия природных объектов.
Описание: Воспитатель предлагает детям представить, что они оказываются на цветочной поляне, где могут выбрать, какие цветы посадить. Детям предлагаются различные варианты цветов (картинки или игрушки), и они должны выбрать те, которые, по их мнению, лучше всего будут смотреться вместе. Это упражнение учит детей различать и сочетать цвета, развивает эстетическое восприятие природы.
Кейс "Мой первый спектакль"
Цель: знакомство детей с театральным искусством через творческую игру.
Описание: Дети вместе с воспитателем придумывают и разыгрывают небольшую сценку или спектакль, используя простые декорации и костюмы, созданные ими самими. Этот кейс учит детей основам театрального искусства, развивает воображение и помогает им через творчество выражать свои эмоции и чувства.
Преимущества использования кейс-технологий в дошкольном возрасте
Применение кейс-технологий в эстетическом воспитании дошкольников имеет множество преимуществ:
Творческое развитие. Кейс-технологии помогают детям развивать творческое мышление. Через решение игровых задач они учатся придумывать новые образы, комбинировать цвета, формы и материалы, что способствует развитию их креативности.
Формирование эстетического восприятия. Благодаря кейс-технологиям дети учатся воспринимать и оценивать красоту в окружающем мире. Они учатся видеть эстетические аспекты в природе, искусстве и повседневной жизни.
Развитие навыков анализа и синтеза. Кейс-технологии стимулируют детей к самостоятельному анализу ситуаций и поиску решений, что развивает у них аналитическое мышление. При этом дети учатся синтезировать полученные знания, создавая целостные эстетические образы.
Коммуникативные навыки. Во время работы с кейсами дети учатся взаимодействовать друг с другом, выражать свои мысли и идеи, а также принимать во внимание мнение других. Это помогает развивать их социальные навыки и умение работать в коллективе.
Практические рекомендации для воспитателей
Организация пространства. Для успешного применения кейс-технологий важно создать такое пространство, где дети смогут свободно экспериментировать с материалами и формами. Это может быть игровая зона с красками, материалами для творчества, игрушками и природными объектами.
Поддержка и помощь. Воспитатель должен направлять детей в процессе выполнения кейса, но при этом важно сохранять свободу выбора и творчества. Дети должны чувствовать себя комфортно, выражая свои идеи и экспериментируя.
Интеграция с другими видами деятельности. Кейс-технологии можно использовать в рамках различных занятий — от рисования и лепки до музыкальных и театральных игр. Это позволит детям развивать эстетическое восприятие в разных контекстах.
Кейс-технологии являются мощным инструментом для развития эстетических представлений у детей дошкольного возраста. Используя их, воспитатели могут создать такие условия, в которых дети смогут активно развивать своё воображение, учиться видеть красоту в окружающем мире и выражать свои чувства через творчество. Включение кейсов в образовательный процесс помогает детям формировать целостное восприятие мира и стимулирует их творческую активность, что положительно сказывается на всестороннем развитии личности ребёнка.
Список литературы
Бутина Елена Владимировна Роль эстетического воспитания во всестороннем развитии дошкольников // Вестн. Сам. гос. техн. ун-та. Сер. Психолого-педагогич. науки. 2017. №3 (35).
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-esteticheskogo-vospitaniya-vo-vsestoro
nnem-razvitii-doshkolnikov.
Владимирова, О. В. Использование современных образовательных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста / О. В. Владимирова, О. В. Васильева, О. Ю. Захарова, С. П. Фардзинова. — Текст : непосредственный // В
опросы дошкольной педагогики.
— 2020. — № 5 (32). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/166/5143/.
Кузнецова, Е. Н. Внедрение кейс-технологии в условиях реализации ФГОС ДО / Е. Н. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педа
гогики. — 2020. — № 3 (30). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/157/4916/.