Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 18.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста | Матвеева Татьяна Константиновна. Работа №350862

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные подходы и приемы, которые воспитатель может использовать в работе с дошкольниками, чтобы создать у них первичное понимание финансовых понятий и развить интерес к бережному отношению к деньгам. Рассматривается роль игровых и практических ситуаций, в которых дети учатся понимать ценность денег, различать потребности и желания, а также осознавать необходимость разумного подхода к расходам. Статья предназначена для воспитателей и педагогов, стремящихся способствовать развитию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольный возраст, деньги, игра, воспитание, ценности, экономическое мышление.

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Матвеева Татьяна Константиновна, воспитатель

МДОУ ДС ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА 48 УКМО, г.Усть-Кут

 

Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные подходы и приемы, которые воспитатель может использовать в работе с дошкольниками, чтобы создать у них первичное понимание финансовых понятий и развить интерес к бережному отношению к деньгам. Рассматривается роль игровых и практических ситуаций, в которых дети учатся понимать ценность денег, различать потребности и желания, а также осознавать необходимость разумного подхода к расходам. Статья предназначена для воспитателей и педагогов, стремящихся способствовать развитию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: финансовая грамотность, дошкольный возраст, деньги, игра, воспитание, ценности, экономическое мышление.

 

Формирование основ финансовой грамотности является важным компонентом воспитания детей дошкольного возраста. В современном обществе способность обращаться с финансами, понимать их значение и учитывать экономические принципы оказывает большое влияние на успешность человека, его адаптацию к реальной жизни и принятие осознанных решений. Для детей дошкольного возраста финансовая грамотность приобретает особую значимость, так как этот период является наиболее продуктивным для усвоения базовых понятий о деньгах и формирования ответственного отношения к ним. Важно отметить, что знакомство дошкольников с финансами должно проходить в игровой и доступной форме, с учетом возрастных особенностей.

Развитие финансовой грамотности у дошкольников нацелено на формирование первоначальных представлений о том, что такое деньги, зачем они нужны и как правильно ими пользоваться. В этом возрасте детям можно объяснить, что деньги являются средством обмена, с помощью которого можно приобрести необходимые вещи, продукты, игрушки и т.д. При этом воспитатель может рассказать о том, что у денег есть ограниченное количество и что они зарабатываются трудом. Важно дать понять детям, что не все желания могут быть реализованы сразу, и что каждый выбор имеет свои последствия.

Реализация программы по развитию финансовой грамотности у дошкольников предполагает использование игрового подхода. Игровая деятельность позволяет сделать процесс обучения интересным и понятным для детей, помогает создать эмоционально насыщенную среду, в которой ребенок сможет практиковать приобретенные знания. Воспитатель может организовать ролевые игры, в которых дети будут «покупать» и «продавать» игрушки, обмениваться виртуальными «деньгами», что помогает им осознать значение этого ресурса и почувствовать себя в роли потребителей. В процессе игры у детей развивается понимание, что не все желания можно осуществить одновременно и что иногда необходимо делать выбор между разными вещами.

Одним из ключевых понятий, которое необходимо привить детям в этом возрасте, является разграничение понятий «хочу» и «нужно». В старшем дошкольном возрасте дети еще не обладают устойчивым самоконтролем, они склонны стремиться к сиюминутному удовлетворению своих желаний. Важно объяснить им, что у каждого человека есть как потребности, так и желания, и что удовлетворение потребностей всегда должно стоять на первом месте. Например, воспитатель может рассказать о том, что продукты питания и одежда являются необходимыми вещами, а игрушки и сладости — желаемыми. В ходе обсуждения дети могут делиться своими примерами того, что для них является важным и нужным, а что они просто хотели бы иметь. Таким образом, ребенок учится понимать разницу между потребностями и желаниями, что является важным шагом на пути к формированию экономического мышления.

Формирование у дошкольников понимания значимости денег и труда является неотъемлемой частью их финансового воспитания. Важно, чтобы дети осознавали, что деньги не появляются сами по себе, что их необходимо зарабатывать, прикладывая определенные усилия. В процессе бесед и игр воспитатель может рассказать детям о различных профессиях, о том, чем занимаются их родители и почему они ходят на работу. Также можно организовать занятия, где дети смогут попробовать себя в роли «работников» и «предпринимателей», выполняя несложные задания и получая за это символические «деньги». Такие занятия позволяют детям понять, что труд требует усилий и времени, а деньги — это результат работы, который нужно тратить с умом.

Особое внимание в работе с дошкольниками уделяется обучению бережному отношению к вещам и деньгам. Важно сформировать у детей чувство ответственности за свои поступки и материальные ресурсы. Воспитатель может использовать различные ситуации, в которых дети учатся ухаживать за игрушками, личными вещами, а также учатся делиться и обмениваться. Например, можно предложить детям обыграть ситуацию, где они заботятся о «магазине игрушек» и следят за тем, чтобы все игрушки были целыми и чистыми. Это развивает у детей ответственность, прививает уважение к вещам и понимание того, что у каждой вещи есть своя стоимость.

Для создания условий, способствующих развитию финансовой грамотности у дошкольников, важен комплексный подход, включающий взаимодействие с родителями. Родители играют важную роль в формировании у детей представлений о деньгах, так как именно в семье ребенок впервые сталкивается с понятием стоимости, выбора и планирования расходов. Важно, чтобы родители поддерживали процесс обучения в детском саду, могли обсудить с ребенком темы, связанные с деньгами, объяснить, почему иногда приходится откладывать покупки или выбирать между разными вещами. Воспитатель может проводить консультации с родителями, рассказывать им о принципах финансовой грамотности, подходах к воспитанию бережного отношения к деньгам, помогать создавать гармоничное пространство для ребенка, в котором он сможет на практике применить свои знания.

Таким образом, воспитание финансово грамотного ребенка начинается еще в дошкольном возрасте, когда у него только начинают формироваться базовые представления о мире. Использование игр, совместных занятий, диалогов и ролевых игр позволяет воспитать у детей ответственное отношение к деньгам, сформировать навыки, которые помогут им принимать осознанные решения в будущем. Финансовая грамотность становится частью образовательного процесса, позволяя детям сделать первые шаги к пониманию экономических реалий и принципов осознанного потребления.

 

Список литературы

 

1. Вильбергер И. Г. Финансовая грамотность для дошкольников. Изучение темы «Азбука денег» / И. Г. Вильбергер, О. Е. Шевцова, О. В. Панова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2024. — № 1 (71). — С. 25-27.

2. Владимирова Ж. В. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Ж. В. Владимирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 14 (513). — С. 234-236.

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×