Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.11
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие финансовой грамотности обучающихся колледжа посредством использования деловых игр | Арина Сергеевна Точина. Работа №351132

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация 

Статья посвящена развитию финансовой грамотности студентов колледжей через использование деловых игр. Подчеркивается значимость финансовой грамотности для молодых людей, которые только начинают самостоятельно управлять своими финансами. В статье описано понятие финансовой грамотности, её ключевая роль в успешности студентов и указаны последствия недостатка таких знаний. Деловые игры представлены как эффективный образовательный метод, позволяющий моделировать реальные экономические процессы. Они помогают студентам развивать навыки планирования бюджета, принятия решений, работы в команде и делового общения. Также в статье подробно рассматривается методика внедрения деловых игр в учебный процесс, включая этапы подготовки, проведения и анализа результатов. Выделяются преимущества использования деловых игр, такие как повышение мотивации, улучшение усвоения теоретического материала и формирование уверенности в своих финансовых возможностях. В заключении делается вывод о перспективности применения деловых игр в образовательных программах колледжей для формирования у студентов готовности к жизни в сложной экономической среде. 

Ключевые слова: Финансовая грамотность, студенты колледжа, деловые игры, педагогика . 

Развитие финансовой грамотности обучающихся колледжа посредством использования деловых игр

Введение

Финансовая грамотность играет важную роль в жизни каждого человека, обеспечивая способность принимать обоснованные финансовые решения и планировать личные расходы. Особенно актуальной эта тема становится для молодых людей, обучающихся в колледжах, так как именно в этот период они часто начинают самостоятельно управлять финансами. Современные образовательные методы, такие как деловые игры, позволяют сделать процесс обучения интересным и продуктивным, повышая вовлеченность и практическую пользу занятий.

Понятие финансовой грамотности и её значение для студентов колледжа

Финансовая грамотность представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для эффективного управления личными финансами, включая бюджетирование, инвестирование, управление долгами и понимание налоговой системы. Студенты колледжа находятся на этапе становления самостоятельными членами общества, и от их способности принимать финансово грамотные решения во многом зависит их дальнейшая успешность и финансовая стабильность. Недостаток финансовой грамотности может привести к накоплению долгов, трудностям в планировании бюджета и другим негативным последствиям. Поэтому целесообразно внедрять методы обучения, способствующие развитию этих навыков с учетом возрастных и психологических особенностей студентов.

Актуальность финансовой грамотности в образовательном процессе

Обучение основам финансовой грамотности с каждым годом становится актуальнее. Колледж — это этап, когда многие обучающиеся начинают свою первую работу или предпринимательскую деятельность. Однако без должных знаний в области финансов многие студенты испытывают трудности в планировании бюджета и долгосрочном управлении средствами. Финансовая грамотность дает возможность избегать излишних долгов, принимать ответственные решения и строить устойчивую экономическую жизнь.

Формирование финансовой грамотности способствует развитию критического мышления, ответственности, навыков планирования и прогнозирования. Наиболее эффективным подходом для образовательных учреждений становится интеграция финансовой грамотности в программы обучения, используя интерактивные методы, в том числе деловые игры.

Роль деловых игр в развитии финансовой грамотности

Деловые игры представляют собой моделирование реальных экономических процессов и ситуаций, позволяя студентам в игровой форме осваивать финансовые навыки. Благодаря деловым играм обучающиеся имеют возможность развивать следующие компетенции:

- Планирование и бюджетирование. В ходе игр студенты учатся распределять ресурсы и прогнозировать доходы и расходы, что помогает им на практике понять принципы управления личными финансами.

- Принятие решений. В процессе деловой игры игрокам часто приходится принимать решения в условиях ограниченных ресурсов и оценивать риски. Это формирует ответственность и внимательное отношение к финансовым последствиям своих действий.

- Навыки командной работы и делового общения. Многие деловые игры требуют взаимодействия между игроками, что способствует развитию коммуникационных навыков и умению работать в команде.

Использование деловых игр помогает облегчить усвоение теоретических знаний, превращая их в конкретные действия. Например, в игре, симулирующей инвестиции на фондовом рынке, студенты могут экспериментировать с различными стратегиями вложений, анализировать риски и потенциальные доходы, что дает им лучшее представление о возможностях и рисках реальных финансовых операций.

Методика внедрения деловых игр в учебный процесс

Для успешного внедрения деловых игр в образовательный процесс колледжа необходимо продумать методику их проведения, включающую подготовительный этап, проведение игры и последующее обсуждение результатов.

1. Подготовительный этап. Преподавателю следует подобрать деловую игру, соответствующую уровню подготовки и возрасту обучающихся. Также важно подготовить необходимые материалы, включая информационные ресурсы о текущих рыночных ситуациях и примеры финансовых стратегий.

2. Проведение игры. В ходе проведения деловой игры преподаватель выступает в роли модератора, направляющего ход событий, предоставляющего игрокам вводные данные и фиксирующего результаты. Преподавателю важно поощрять обсуждение принятых решений, чтобы студенты могли анализировать ошибки и успехи.

3. Анализ результатов. По завершении игры преподаватель проводит разбор действий игроков, делая акцент на успешных стратегиях и типичных ошибках. Такой анализ помогает обучающимся осознать ценность своих знаний и умений, а также увидеть направления для дальнейшего улучшения.

Примеры деловых игр для обучения финансовой грамотности

Рассмотрим несколько деловых игр, которые можно использовать для развития финансовой грамотности обучающихся колледжа.

1. "Семейный бюджет". Эта игра направлена на обучение основам планирования личных финансов. Студенты разбиваются на группы и получают роли членов семьи с определенным доходом и расходами. Задача каждой группы — разработать и обосновать семейный бюджет на месяц, учитывая обязательные расходы, сбережения и возможные финансовые риски.

2. "Биржевые торги". Игра, ориентированная на ознакомление студентов с принципами работы фондового рынка. Участники выступают в роли инвесторов, которые принимают решения о покупке и продаже акций, облигаций и других финансовых инструментов. В процессе игры студенты учатся анализировать риски и выгоды, выбирать стратегии инвестирования.

3. "Бизнес-симуляция". Эта игра позволяет обучающимся почувствовать себя предпринимателями, управляющими собственным делом. Задача студентов — создать и развить собственный бизнес-проект, включая разработку финансовой стратегии, расчет начального капитала и анализ возможных рисков. Такая игра позволяет практиковать навыки стратегического планирования, управления и учета доходов и расходов.

Преимущества деловых игр в обучении финансовой грамотности

Использование деловых игр в образовательном процессе позволяет:

- улучшить качество усвоения теоретического материала за счет перехода к практическому освоению знаний;

- создать более интересную и мотивирующую среду обучения, что особенно важно для работы со студентами колледжа;

- способствовать развитию аналитического мышления и умений работать в команде, которые необходимы для эффективного принятия финансовых решений в реальной жизни;

- повысить самооценку студентов, давая им уверенность в способности управлять личными финансами.

Таким образом, деловые игры позволяют сделать образовательный процесс интерактивным, адаптированным к потребностям обучающихся и их будущей профессиональной деятельности. Опыт проведения деловых игр показывает, что данный метод способствует не только формированию финансовых навыков, но и развитию у студентов уверенности в собственных силах, что в свою очередь позитивно влияет на их образовательные и жизненные перспективы.

Заключение

Развитие финансовой грамотности обучающихся колледжа с использованием деловых игр является перспективным направлением образовательной деятельности. Деловые игры помогают студентам осваивать основные навыки управления личными финансами в увлекательной и доступной форме, способствуют развитию критического мышления и социальной ответственности. Введение таких игр в учебный процесс колледжей имеет высокий образовательный потенциал, способствуя подготовке студентов к жизни в экономически сложном обществе.

Список используемой литературы:

И.Л. Рудая. Стратегическая деловая игра "Никсдорф Дельта". – М.: Финансы и статистика, 2002. – 280 с.

З.К.

Океанова

. Экономическая теория. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 652 с.

Р.Гриффин

. Международный бизнес. – М.: Книга по Требованию, 2006. – 1089 с.

Фрицлер

, А. В.

Основы финансовой грамотности

:

учебник для среднего профессионального образования / А. В.

Фрицлер

, Е. А. Тарханова. — 2-е изд.,

перераб

. и доп. — Москва : Издательство

Юрайт

, 2024. — 148 с.

Ю.П. Маркин. Экономический анализ: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, 2009. – 450 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×