РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ | Анжелика Петровна Лысикова. Работа №333691. Номер работы: №333691
Важной педагогической задачей образовательного учреждения является учет в обучении индивидуальных особенностей студентов.
Как правило, выбираемый преподавателем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части студентов, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних студентов является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Одно и тот же физическое упражнение одни студенты понимают после первого объяснения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленности заданий, уровень развития студента зависят не от одной только деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей и способностей студентов, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым преподавателем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента индивидуальной-дифференцированной форме обучения.
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Лысикова А.П.,
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
Важной педагогической задачей образовательного учреждения является учет в обучении индивидуальных особенностей студентов.
Как правило, выбираемый преподавателем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определённой части студентов, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних студентов является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос. Одно и тот же физическое упражнение одни студенты понимают после первого объяснения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленности заданий, уровень развития студента зависят не от одной только деятельности преподавателя, но и от познавательных возможностей и способностей студентов, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым преподавателем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого студента индивидуальной-дифференцированной форме обучения.
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль обучаемого не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Начиная любое дело, каждый из нас ставит перед собой одни и те же вопросы: что это? Зачем я это делаю? Как я делаю? С помощью чего? Каков результат?
Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают работать традиционно.
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Однако, жаль «сильных» студентов, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).
Очень важным правилом стимулирования является умение педагога сделать работу на уроке привлекательной
Идея проведения занятий, используя активные методы обучения не нова. Она возникла в результате необходимости реализации практического овладения студентами физических умений и навыков. Их преимущество состоит в том, что личный интерес студентов в успешном выполнении стоящих перед ними задач, повышает уровень физической активности. Задача преподавателя - самостоятельное овладение студентами умений и навыков в процессе активной физкультурно-оздоровительной деятельности. В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается интерес студентов к занятиям физической культурой и спортом. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо задач, возможность применения студентами полученных умений и навыков.
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение умениями и навыками.
2 этап – контроль знаний (закрепление).
3 этап – формирование профессиональных умений и навыков, на основе знаний и развитие физических способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности студентов, чем традиционные методы.
К активным методам обучения относятся:
Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.
Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных методов организации активной познавательной деятельности. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нестандартных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, студент должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Этот опыт незаменим в последующей производственной деятельности.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Это обучение через опыт и сотрудничество; учет различий в стилях познания; поисковые и исследовательские методы; игровые методы. В группе интерактивного обучения должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: решение поставленных задач (учебных, поведенческих и пр.); оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Выбирая ту или иную форму проведения урока, преподаватель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы:
задействовать на уроке всех (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей);
в полной мере учесть возрастные особенности (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека);
учитывала бы личностные особенности самого преподавателя: темперамент, готовность к импровизации, творчеству.
Разумеется, не сразу и не все студенты становятся активными участниками активной деятельности на занятии. Необходимо время, чтобы они осознавали и принимали этот метод и его преимущества. Наиболее значимые этапы урока с использованием интерактивных форм:
разминка;
объединение в группы;
организация учебной деятельности в группе;
подведение итогов; презентация групповых решений;
рефлексия.
Источники и литература:
Жук, А. И., Кашель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов. Минск, 2004.
Григальчик, Е. К., Губаревич, Д. И., Губаревич, И. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения. Минск, 2003.
Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - Москва, 2003.