Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие физической выносливости через волейбол: программы тренировок для школьников | Литвак Наталья Олеговна. Работа №352335

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматривается значение физической выносливости как ключевого компонента здоровья и физического развития школьников. Особое внимание уделяется волейболу как одному из эффективных видов спорта для комплексного развития выносливости. Автор предлагает принципы составления тренировочных программ, направленных на улучшение общей и специальной выносливости, адаптированных под возрастные особенности учащихся. Приведены примеры упражнений и игр, стимулирующих мотивацию к регулярным занятиям и способствующих формированию интереса к физической культуре.

Ключевые слова: физическая выносливость, волейбол, школьники, тренировочные программы, физическое воспитание.

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЧЕРЕЗ ВОЛЕЙБОЛ: ПРОГРАММЫ ТРЕНИРОВОК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

Литвак Наталья Олеговна, учитель физической культуры

МОУ СОШ №35, Челябинская область г. Златоуст

Аннотация. В статье рассматривается значение физической выносливости как ключевого компонента здоровья и физического развития школьников. Особое внимание уделяется волейболу как одному из эффективных видов спорта для комплексного развития выносливости. Автор предлагает принципы составления тренировочных программ, направленных на улучшение общей и специальной выносливости, адаптированных под возрастные особенности учащихся. Приведены примеры упражнений и игр, стимулирующих мотивацию к регулярным занятиям и способствующих формированию интереса к физической культуре.

Ключевые слова: физическая выносливость, волейбол, школьники, тренировочные программы, физическое воспитание.

Физическая выносливость играет важную роль в общем развитии школьников. Это способность организма поддерживать длительную физическую активность без снижения качества выполнения упражнений. В условиях школьной программы физической культуры волейбол представляет собой универсальный инструмент для развития выносливости благодаря своей динамичности и доступности. Данный вид спорта сочетает в себе аэробные и анаэробные нагрузки, что способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению координации и общей физической подготовки.

Целью данной статьи является разработка рекомендаций по использованию волейбола для улучшения физической выносливости школьников, а также представление примерных тренировочных программ.

Развитие выносливости через волейбол

Значение выносливости

Выносливость подразделяется на общую и специальную. Общая выносливость определяет способность организма к продолжительным нагрузкам без значительного утомления, а специальная выносливость связана с выполнением специфических действий, характерных для конкретного вида спорта.

В волейболе выносливость проявляется в способности игроков поддерживать высокий уровень активности в течение всего матча, выполняя частые прыжки, ускорения, смены направлений движения. У школьников такие навыки развиваются через систематические и целенаправленные занятия.

Преимущества волейбола для школьников

Динамичность игры. Постоянные изменения темпа, включение прыжков, ускорений и остановок способствуют развитию сердечно-сосудистой выносливости.

Командный характер. Игра в команде способствует социальной адаптации, развитию ответственности и дисциплины.

Разнообразие упражнений. Комбинация технических элементов, таких как подачи, передачи и прыжки, тренирует как выносливость, так и координацию.

Методика тренировок

Принципы составления программ

Постепенность увеличения нагрузки. Нагрузки должны возрастать с учетом физической подготовленности и возраста школьников.

Чередование типов нагрузки. В тренировке важно сочетать упражнения на аэробную и анаэробную выносливость.

Индивидуальный подход. Программы адаптируются к физическим возможностям каждого ученика.

Игровой характер. Большинство упражнений должны быть в форме игры, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям.

Пример тренировочной программы

Разминка (10–15 минут):

Бег с изменением темпа (2 минуты).

Прыжки на месте, с продвижением вперед, из полуприседа (3 минуты).

Упражнения на координацию: бег с высоким подниманием бедра, боковые перемещения.

Основная часть (30 минут):

Игровые упражнения:

"Эстафета с мячом" (передача мяча в парах и тройках на скорость).

"Бой стенка на стенку" (удары мячом о стену на время).

Физические упражнения:

Прыжки с касанием верхней границы сетки (3 подхода по 10 раз).

Ускорения на 10–15 метров (5 повторений).

Приседания с медицинболом (3 подхода по 12 повторений).

Заключительная часть (5–10 минут):

Растяжка мышц ног, спины и плечевого пояса.

Спокойный бег трусцой или ходьба для восстановления дыхания.

Рекомендации для учителей

Мотивация через соревнования. Организация мини-турниров среди классов стимулирует желание заниматься и способствует развитию командного духа.

Разнообразие. Постоянное обновление упражнений поддерживает интерес к занятиям.

Контроль и анализ. Регулярное тестирование уровня выносливости (например, тест Купера) помогает отслеживать прогресс.

Волейбол как часть школьной программы физического воспитания способен эффективно развивать физическую выносливость учащихся, одновременно укрепляя их здоровье и формируя устойчивый интерес к занятиям спортом. Систематическое использование методик, представленных в статье, позволяет адаптировать тренировочный процесс под возможности школьников, делая занятия не только полезными, но и увлекательными.

Список литературы

Лопатин В. А. ИГРА В ВОЛЕЙБОЛ - БОЛЬШЕ, ЧЕМ ИГРА // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2022. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igra-v-voleybol-bolshe-chem-igra

Черкашин А. Г., Сабарайкин С. В. Формирование здорового образа жизни на занятиях волейболом // Инновационная наука. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyah-voleybolom-1

Черных Зоя Николаевна, Борисенко Тамара Михайловна Влияние волейбола на формирование здорового образа жизни // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. №4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-voleybola-na-formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×