"Развитие фонематических процессов у детей с ОВЗ" | Гамза Оксана Рамилевна. Работа №331621
Работа по формировани ю фонематических процессову детей с ОВЗ включает два этапа:
1.Фрмирование фонематического восприятия. Включает задания на узнавание неречевых звуков, различение одинаковых слов, фраз,силе, тембру, различение слов. близких по звуковому составу.
2. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Включает заданияна определение5порядка слогов и звуков в слове, выделени е кажлого звука в слове, характеристику каждого звука
Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты.
В настоящее время в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях. Существует огромное множество факторов, влияющих на развитие функциональной грамотности детей, но основные функциональные навыки формируются в стенах школы и семье. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу с ребёнком.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах. Именно в этот период происходит интенсивное обучение различным видам речевой деятельности — чтению и письму, говорению и слушанию.
Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности.
Для успешного развития функциональной грамотности школьников с ОВЗ и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо использовать такие приемы, чтобы обучение на уроке носило деятельностный характер.
Мынеможем знать, какие профессии будут востребованы вближайшем будущем, какие профессиональные иприкладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для постройки своего успешного пути развития. Нодля того, чтобы ихпозиции вбудущем мире были достаточно прочными, мы можем идолжны обучить ихфункциональной грамотности.
Наталья Федоровна Виноградовадоктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ даёт следующую характеристику: Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;
- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
- способностью строить социальные отношения…..
Все эти умения формируются сраннего детства, ихуровень зависит от многих факторов: отдошкольного развития, влияния родителей, учителей, школьной программы исамого ребёнка. Причем, основные ценности подобной глобализации— человеческое достоинство икультурное разнообразие - остаются неизменно востребованными.
Среди существующих основных форм функциональной грамотности учитель на этапе домашнего обучения может повлиять на:
- общую грамотность, развивая навыки письма и устной речи, умения отвечать на вопросы, подбирая точные слова;
- бытовую грамотность, формируя умение выбирать продукты, товары и услуги в магазинах, пользуясь инструкциями, справочником;
- коммуникативную грамотность, тренируя умение работать в группе, располагая к себе других людей; не поддаваясь колебаниям своего настроения, приспосабливаясь к новым, непривычным требованиям и условиям окружающей действительности
- информационную грамотность, вырабатывая умение находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; пользоваться алфавитом, анализировать числовую информацию.
Отмечу то, что мешает формированию грамотной устной и письменной речи, являющейся существенным компонентом функциональной грамотности обучающегося: это
неустойчивое внимание,
недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
недостаточное развитие способности к переключению,
леворукость ,
недостаточное развитие мелкой моторики,
нечеткость в воспроизведении временной и пространственной последовательности,
снижение слуховой и зрительной памяти на линейный ряд,
недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
слабо развитое словесно-логическое мышление,
пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Практика показывает, что именно эти нарушенияведут к недостаточной сформированности предпосылок к развитию полноценных навыков чтения и письма. Поэтому свою работу направляю на развитие всех компонентов речи ребёнка и других познавательных процессов, тесно связанных с речью и организую упражнения на развитие разных видов памяти, внимания, крупной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия.
Другими словами формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности у учащегося эти речевые навыки применять в своей самостоятельной речи, в деятельности на уроке и в общении с окружающими.
ФГОС предполагает овладение личностными и предметными результатами. Предметные результаты оцениваются по двум уровням: минимальному и достаточному. В связи с новыми требованиями нужно выделить ещё уровень функциональной грамотности.
У моего обучающегося с ОВЗ замедлены приём и переработка информации, недостаточны память и внимание. Поэтому первоначальное усвоение знаний даю предельно развёрнуто и небольшими порциями. При каждом затруднении возвращаюсь к подробному объяснению. Необходимо объяснение строить через рассуждение.
Для реализации уровня формирования функциональной грамотности на уроках русского языка использую:
дидактический наглядный и речевой материал, способствующий повышению мотивации обучающегося, поддержанию интереса к предмету;
- диалоги, речевые ситуации, приближенные к ситуациям общения ребёнка со сверстниками, родителями и учителями;
- вопросы и задания, требующие от обучающегося самостоятельного ответа. Например: Доскажи недостающее слово, Придумай рифму, Прием: Лови ошибку, Прием: Мне это пригодится .
На уроках литературного чтения применяю следующие задания:
1. Прочитай текст и ответь на вопрос.
2. Восстанови последовательность событий так, чтобы у тебя получился пересказ.
3. Восстанови текст.
4. Два соседних предложения в тексте поменялись местами. Поставь их в правильном порядке и т.д.
Применяя эти технологии, я не просто создаю благожелательную атмосферу, но и постоянно обращаюсь к опыту жизнедеятельности учащегося. Вся моя деятельность направлена на формирование и развитие базовых компетентностей (коммуникативной, информационной, методологической, социокультурной), которые обеспечиваются в ходе реализациисистемного подхода в обучении.