«Развитие фонематических процессов у младших школьников как залог успешного обучения чтению и письму» | Шишина Анна Владимировна. Работа №355749
В данной статье идёт речь о развитии фонематических процессов у младших школьников, как залоге успешного обучения чтению и письму». О том, что фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. При работе с детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу.
«Развитие фонематических процессов у младших школьников как залог успешного обучения чтению и письму»
В последние годы наблюдается увеличение количества поступивших в школу первоклассников с несформированным или недостаточно сформированными фонематическими процессами, всё большее количество младших школьников нуждаются в логопедической помощи. В настоящее время много детей, поступающих в школу, отмечаются нарушения фонематических процессов. Формирование фонематических процессов является базовым условием для успешного обучения детей грамоте. Готовность ребенка к обучению письму и чтению неразрывно связана с умением услышать в слове отдельные звуки и их определенную последовательность. Обучение детей распознавать звуки способствует развитию внимания и слуховой памяти. В норме процесс фонематического различения, как и процесс произносительной дифференциации, заканчивается в дошкольное возрасте. Отставание в фонематическом развитии создает серьёзные препятствия для успешного освоения программного материала почтению и письму, т.к. оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находятся в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики уже с первых дней учебы. Если у ребенка плохо развита способность слушать и слышать, различать и правильно пользоваться звуковыми средствами языка, т. е. у него недостаточно развит речевой слух, то, естественно, он будет испытывать трудности в общении (как при передаче своих мыслей, так и при восприятии чужих).
Велика роль усвоения фонетических знаний в овладении младшими школьниками устной и письменной речью.
Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу звуков речи, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Под фонематическим слухом принято понимать тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (Т.Б. Филичева). Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью.
Фонематическое восприятие же представляет собой способность различать фонемы и определять звуковой состав слова (Т.Б. Филичева).
Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: в русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой в слабой позиции. При работе с детьми необходимо проводить специальную коррекционную работу. На каждом занятии необходимо включать элементы логопедической работы, направленные на обогащение, уточнение словарного запаса, коррекцию грамматического строя языка, выработку языкового чутья, тренировку артикуляционного аппарата, закрепление правильного произношения, воспитания чистой речи.
Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б. Эльконина,
«чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.
Также в уроки надо включать задания, способствующие различению близких звуков, так как фонематическое недоразвитие становится причиной многочисленных ошибок при письме. Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: развитие звукового анализа слов; развитие фонематического восприятия, т.е. дифференциация фонем.
Основными задачами развития фонематических процессов являются следующие
-умение выделять звук в чужой и собственной речи;
-формирование фонематических противопоставлений;
-выработка у детей умения дифференцировать фонемы на слух;
-выработка у детей умения дифференцировать фонемы в собственной речи;
-формирование фонематических представлений на основе фонематического восприятия, анализа и синтеза;
-развитие навыков контроля и самоконтроля произношения звуков.
В работе по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия младших школьников принято выделять следующие этапы:
-упражнения в различении неречевых звуков;
-упражнения в различении одинаковых звуков, слогов, слов, предложений, произносимых разным по высоте, силе и тембру голосом;
-упражнения в различении похожих звуков, слогов, слов, различающихся одним звуком;
-упражнения, направленные на формирование и развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Выводы: Главной задачей начальной школы является то, что она призвана заложить у ребенка знания, сформировать навыки и умения, развить способности и задатки, необходимые для дальнейшего обучения в школе. Одним из таких необходимых условий является развитый фонематический слух, потому что он является основой для овладения орфоэпическими и орфографическими навыками. Если перед нами стоит цель развивать фонематический слух у детей, то целесообразно проводить звуковой разбор в определенной последовательности, начиная с произнесения слова в соответствии с литературной нормой и заканчивая проверкой составленной звуковой модели. Учителю следует помнить, что если знания по фонетике не опираются на реальное слышание слова, они неполноценны. А на основе формальных знаний нельзя сформировать полноценные умения и навыки грамотной устной и письменной речи. Для успешного развития фонематического слуха учитель должен учитывать возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста, тщательно продумывать и выбирать эффективные приемы и методы обучения, доступно доводить учебный материал до каждого ученика.