Развитие фонематического слуха на логопедических занятиях с младшими школьниками | Терехова Ольга Игоревна. Работа №347499
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы и методы развития фонематического слуха у младших школьников на логопедических занятиях. Акцент сделан на значении фонематического слуха для формирования правильной речи, чтения и письма. Описаны различные игровые и развивающие упражнения, которые помогают улучшить фонематический слух у детей с речевыми нарушениями. Приводятся рекомендации для логопедов по проведению занятий.
Ключевые слова: фонематический слух, логопедические занятия, младшие школьники, речевые нарушения, коррекция речи, игровые методы.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
Терехова Ольга Игоревна, учитель-логопед
ГБОУ Школа №305
Аннотация: В статье рассматриваются основные принципы и методы развития фонематического слуха у младших школьников на логопедических занятиях. Акцент сделан на значении фонематического слуха для формирования правильной речи, чтения и письма. Описаны различные игровые и развивающие упражнения, которые помогают улучшить фонематический слух у детей с речевыми нарушениями. Приводятся рекомендации для логопедов по проведению занятий.
Ключевые слова: фонематический слух, логопедические занятия, младшие школьники, речевые нарушения, коррекция речи, игровые методы.
Развитие фонематического слуха играет ключевую роль в формировании правильной речи у детей младшего школьного возраста. Фонематический слух — это способность различать звуки речи, что является основой для правильного произношения, чтения и письма. У многих детей с речевыми нарушениями именно слабость фонематического восприятия лежит в основе затруднений в обучении. Логопедические занятия направлены на коррекцию этих нарушений и развивают у ребёнка навыки, необходимые для полноценного овладения языком.
На логопедических занятиях важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его уровень развития речи и существующие проблемы. Фонематический слух является базовым элементом, от которого зависит успешность дальнейшего обучения грамоте. Недостаточное развитие фонематического слуха может приводить к дисграфии, дислексии и другим трудностям в освоении школьной программы. Именно поэтому развитие этого навыка должно начинаться как можно раньше и проводиться систематически.
Для эффективного развития фонематического слуха используются различные методы, включая игровые технологии. Игра — это естественная форма активности для детей, особенно младшего возраста, поэтому её использование на занятиях логопеда способствует более быстрому усвоению материала. Важным направлением работы является знакомство детей с различными звуками и их особенностями. Например, детям предлагается различать на слух похожие звуки, такие как «с» и «з», «п» и «б», или делить слова на звуковые единицы (фонемы).
Одним из эффективных упражнений является игра «Угадай звук», в которой дети слушают произносимые логопедом слова и пытаются определить, какой звук они слышат в начале, середине или конце слова. Это помогает не только тренировать слух, но и развивать внимание к звуковой структуре слова. Такие упражнения особенно полезны для детей с фонетико-фонематическими нарушениями, у которых затруднено различение сходных по звучанию звуков.
Другим важным аспектом является работа с ритмико-мелодическими элементами речи. Мелодика и интонация речи также играют важную роль в восприятии звуков, и логопедические занятия часто включают ритмичные игры с хлопками, шагами или музыкальными элементами, которые помогают детям почувствовать ритм и интонационную структуру речи. Это создаёт основу для лучшего понимания фонетической стороны языка.
Важно отметить, что развитие фонематического слуха происходит постепенно, и успех зависит от регулярности занятий и индивидуального подхода. Логопедам рекомендуется использовать методики, направленные на постепенное усложнение заданий — от простых упражнений на распознавание звуков до более сложных задач на анализ и синтез звукового состава слова.
Значительное внимание также уделяется развитию навыков звукового анализа и синтеза. На начальных этапах детям предлагаются задания по разделению слов на слоги, а затем на отдельные звуки. Позднее они учатся составлять слова из отдельных звуков, что способствует развитию не только фонематического слуха, но и письменной речи.
Важную роль в коррекционной работе играет и сотрудничество с родителями. Логопед должен не только проводить занятия с ребёнком, но и консультировать родителей по вопросам развития фонематического слуха. Родителям рекомендуется заниматься с ребёнком дома, используя простые упражнения, такие как чтение стихов с акцентом на ритм и звук, игры с карточками или использование рифмованных загадок. Совместная работа логопеда и родителей ускоряет процесс коррекции и способствует более устойчивым результатам.
Проблема фонематического слуха актуальна для многих детей, особенно тех, у кого есть нарушения речи. Поэтому логопедам важно владеть различными методами и технологиями, которые позволяют эффективно развивать этот навык. Игра, творчество и постоянная поддержка со стороны взрослого помогают ребёнку быстрее и успешнее преодолевать трудности в восприятии звуков и овладении родным языком.
Таким образом, развитие фонематического слуха — это основа для успешного обучения младших школьников. Своевременная и систематическая работа в этом направлении позволяет не только скорректировать речевые нарушения, но и создать прочную базу для дальнейшего овладения грамотой. Логопедические занятия, основанные на индивидуальном подходе и использовании игровых методов, способствуют активному вовлечению детей в процесс обучения и повышают их интерес к освоению языка.
Список литературы
Елецкая О. В., Кузьмина Л. А. Особенности фонематических процессов учащихся младших классов общеобразовательной школы с
дизорфографией
// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75283.htm
.
Заирова
Н.Б.
Планирование логопедической коррекционной работы при устранение речевых нарушение у школьников в общеобразовательный школах
// SAI. 2023. №
Special
Issue
7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/planirovanie-logopedicheskoy-korrektsionnoy-raboty-pri-ustranenie-rechevyh-narushenie-u-shkolnikov-v-obscheobrazovatelnyy-shkolah (дата обращения: 15.10.2024).
Зиновьева, В. С. Формирование фонематических процессов у младших школьников / В. С. Зиновьева. —
Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 310-313. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113262/ (дата обращения: 15.10.2024).