Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 55% действует до 06.05
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие фонематического восприятия как основа звукового анализа | Смирнова Маргарита Владимировна. Работа №223172

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Смирнова Маргарита Владимировна
В статье представлены этапы работы по развитию фонематического восприятия.

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа
Сегодня наши дети живут в мире говорящей техники и постепенно становятся молчунами, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютерам. Современный ребенок много знает, а восприятие и воображение его менее продуктивно. Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и семье – это развитие фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При достаточно развитом фонематическом слухе ребенок лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.
Однако следует различать понятия фонематический слух и фонематическое восприятие.
Фонематический слух – это умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, нос-сон); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, кит-кот).
Фонематическое восприятие – это звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:
умение определять наличие или отсутствие звука в слове;
умение определять место положения звука в слове;
умение определять последовательность звуков и их количество.
В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи.
Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематический слух.
Проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Несформированность фонематического восприятия приводит к недостаткам усвоения письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического восприятия, легче корректируется и звукопроизношение детей.
В логопедии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования фонематического слуха и фонематического восприятия. В работе по формированию этих процессов можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков;
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз;
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу;
IV этап — дифференциация слогов;
V этап — дифференциация фонем;
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа.
Также необходимо учитывать и индивидуальные особенности каждого дошкольника.
I этап – узнавание неречевых звуков
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Предлагаемые дидактические игры можно использовать в работе с детьми от 3 лет. Естественно, при значительных нарушениях фонематического слуха у детей более старшего возраста коррекционную работу целесообразно начинать также с этих простых упражнений. (Отгадай, что звучит?, Шумящие мешочки, Волшебная палочка, Похлопаем и др.).
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз
На данном этапе предлагаются следующие игры: Узнай свой голос, Далеко-близко, Угадай, кто сказал и др.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу
Слушай и выбирай.
Оборудование: предметные картинки ком, сом, лом, дом.
Ход игры. Логопед раскладывает перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Педагог называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Верно-неверно.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов.
Ход игры. Логопед показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Похожие слова.
Ход игры. Ребенку предлагается повторить за логопедом по два слова и определить, похожи ли они по звучанию:
пень — день
топот — кубик
майка — байка
фантик — бантик
лифт — банан
обеды — победы и т.д.
Съедобное-несъедобное.
Ход игры. Логопед произносит три слова, похожих по звучанию, ребенок должен назвать только то, что можно есть:
картошка – ложка – окрошка
конфета – котлета – ракета
банан – диван – барабан
пироги – сапоги – утюги
лимон – вагон – бульон
мед – компот – плот
виноград – мармелад – фотоаппарат
пирожок – творожок – горшок
калач – кулич – циркач
жакет – букет – пакет
IV этап — дифференциация слогов
Для этого этапа Татьяна Александровна Ткаченко создала специальную систему упражнений, которая помогает эффективно работать над развитием фонематического слуха у детей с нарушениями речи.
Упражнение 1
Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
ТА’ — ТА —ТА
ТА — ТА’ — ТА
ТА — ТА — ТА’
Упражнение 2
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными
гласными звуками:
ТА — ТО — ТУ
ТЫ — ТА — ТО
МУ — МЫ — МА
и т. п.
Упражнение 3
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными
согласными звуками:
ТА — КА — ПА
КА — НА — ПА
БА — ДА — ГА
МА — НА — ВА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 4
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:
а) по два слога:
ПА — БА
ТА — ДА
ФА — ВА
б) по три слога:
ПА — БА — ПА
БА — ПА — БА
ТА — ДА — ТА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 5
Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по твердости-мягкости:
ПА — ПЯ
МА — МЯ
ВА — ВЯ
ТА — ТЯ
Упражнение 6
Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного
звука (для образования стечения):
ПА — ТПА
ТА — ПТА
ФА — ТФА
ТА — ФТА
затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.
Упражнение 7
Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух со-
гласных звуков и разными гласными:
ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ
КТА — КТО — КТУ — КТЫ
ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ
ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ
и т. п.
V этап — дифференциация фонем
Работу на данном этапе необходимо начинать с дифференциации гласных звуков. Можно предложить следующие дидактические игры: Поймай звук, Повтори (АО, АИУ, АОИУ), Найди одинаковый звук и т.п.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа
Сколько звуков. Ход игры. Логопед называет один, два, три звука, а ребенок на слух
определяет и называет их количество.
Кто первый? (определить первый звук в слове)
Где звук живет (в начале, середине или конце слова).
Кто больше. В эту игру лучше играть с двумя-тремя или более детьми. Логопед предлагает детям придумать слова, начинающиеся на заданный звук, за каждое придуманное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек.
Отгадай слово. Ход игры: Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, логопед сообщает ребенку, что из слов убежал звук л, и просит отгадать, какие это были слова: .ампа, мы.о, .ук, ку.ак.
Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, активизации внимания и памяти, повышении работоспособности и познавательной активности.
Цель представленных игр и упражнений – научить ребенка слушать и слышать. Вскоре будет заметно, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука. Это особенно важно для детей с речевыми проблемами. Данные игры и упражнения должны стать неотъемлемой частью комплексного подхода к коррекции звукопроизношения.
Используемая литература:
Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб., 1999.
Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения. – М.: Первое сентября, 2013.
Невская В.П. Речевые игры и упражнения. – М.:ТЦ Сфера, 2013.
HYPER13PAGE HYPER15
4
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×