Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности для овладения обучающимися начальной школы ключевыми компетенциями | Аристова Людмила Вячеславовна. Работа №347597

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности младших школьников и её значению в овладении ключевыми компетенциями. В работе описывается, что включает в себя понятие функциональной грамотности, и рассматриваются способы её формирования в начальной школе. Приведены методические рекомендации для учителей, направленные на развитие у детей навыков, необходимых для успешного обучения и социализации. Особое внимание уделено практическим аспектам, таким как использование межпредметных связей, проектная деятельность и формирование навыков чтения, письма и решения жизненных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ключевые компетенции, начальная школа, чтение, письмо, проектная деятельность, навыки, межпредметные связи.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КЛЮЧЕВЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

Аристова Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов

МОУ "Ржавская средняя общеобразовательная школа",

Челябинская область, п. Ржавка

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности младших школьников и её значению в овладении ключевыми компетенциями. В работе описывается, что включает в себя понятие функциональной грамотности, и рассматриваются способы её формирования в начальной школе. Приведены методические рекомендации для учителей, направленные на развитие у детей навыков, необходимых для успешного обучения и социализации. Особое внимание уделено практическим аспектам, таким как использование межпредметных связей, проектная деятельность и формирование навыков чтения, письма и решения жизненных задач.

Ключевые слова: функциональная грамотность, ключевые компетенции, начальная школа, чтение, письмо, проектная деятельность, навыки, межпредметные связи.

Функциональная грамотность является важнейшим компонентом современного образования. Она включает в себя не только базовые умения, такие как чтение, письмо и счёт, но и способность применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. В условиях стремительного развития технологий и информационного общества важно, чтобы младшие школьники обладали функциональной грамотностью, которая позволит им успешно овладевать ключевыми компетенциями, необходимыми для жизни и обучения в XXI веке.

Ключевые компетенции — это совокупность знаний, умений и навыков, которые помогают человеку решать различные задачи, адаптироваться к изменениям и эффективно взаимодействовать в социуме. Формирование этих компетенций начинается уже в начальной школе, и одной из главных задач педагога является создание условий для развития функциональной грамотности как основы для успешного освоения компетенций.

Функциональная грамотность: определение и значение

Функциональная грамотность — это способность человека использовать полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни. Она включает несколько ключевых элементов:

Читательская грамотность: способность понимать и осмысливать текст.

Математическая грамотность: умение использовать математические знания для решения повседневных задач.

Естественнонаучная грамотность: понимание основных законов природы и способность применять эти знания в жизни.

Для младших школьников функциональная грамотность означает умение применять базовые навыки, такие как чтение, письмо и решение математических задач, в реальных и образовательных ситуациях. Это способствует их успешной адаптации к различным учебным и жизненным задачам, развитию навыков общения, сотрудничества и самостоятельности.

Значение функциональной грамотности для начальной школы

Функциональная грамотность в начальной школе является основой для формирования ключевых компетенций, таких как:

Коммуникативные компетенции: умение выражать свои мысли и понимать других.

Социальные компетенции: способность работать в группе, проявлять инициативу и решать конфликты.

Познавательные компетенции: умение самостоятельно искать, анализировать и применять информацию.

Развитие функциональной грамотности позволяет детям более эффективно усваивать знания по различным предметам, осмысленно подходить к процессу обучения и лучше адаптироваться в современной образовательной среде.

Способы развития функциональной грамотности у младших школьников

Читательская грамотность. Одним из ключевых элементов функциональной грамотности является читательская грамотность. Учителя начальных классов должны уделять особое внимание развитию навыков осмысленного чтения у детей. Это включает не только технику чтения, но и понимание текста, умение выделять главные мысли и анализировать информацию.

Примером эффективной практики может быть обсуждение прочитанных текстов на уроках, где учащиеся учатся задавать вопросы по содержанию, выражать своё мнение о персонажах или событиях, анализировать мотивы действий героев. Также можно предложить детям составлять свои вопросы по тексту, что помогает развивать критическое мышление и умение работать с информацией.

Математическая грамотность. Математическая грамотность важна для успешного освоения навыков решения задач в повседневной жизни. Учитель может предложить учащимся задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, такими как подсчёт стоимости покупок или планирование бюджета. Это поможет детям осознать, что математика нужна не только на уроках, но и в жизни.

Использование игровых и интерактивных методов обучения также способствует развитию математической грамотности. Например, можно проводить математические игры, соревнования или квесты, где дети должны решать задачи, используя знания по арифметике, геометрии и логике.

Проектная деятельность. Проектная деятельность — это эффективный метод формирования функциональной грамотности, так как она требует от учеников применения знаний и навыков на практике. Работа над проектами способствует развитию таких ключевых компетенций, как умение работать в команде, планировать свою деятельность, искать и обрабатывать информацию.

Например, проект по окружающему миру может включать в себя исследование экологических проблем, создание макетов или презентаций о природе родного края. В процессе работы над проектом дети учатся искать информацию, анализировать её, делать выводы и представлять результаты своей работы.

Межпредметные связи. Использование межпредметных связей в обучении также способствует развитию функциональной грамотности. Учителю важно показать учащимся, что знания по разным предметам могут быть взаимосвязаны и использоваться для решения одной задачи. Например, при изучении темы «Природа» на уроках окружающего мира можно задать задачу, где необходимо применить математические знания для подсчёта количества деревьев в лесу или рассчитать расход воды.

Роль учителя в развитии функциональной грамотности. Учитель начальных классов играет ключевую роль в развитии функциональной грамотности у детей. Важно создавать такие условия на уроках, которые стимулируют активность учащихся, их самостоятельность и готовность к решению реальных задач.

Методические рекомендации для учителей. Создание проблемных ситуаций: Важно регулярно ставить перед учениками задачи, требующие применения знаний на практике. Это могут быть как реальные жизненные задачи, так и учебные проблемы, которые дети должны решать совместно.

Активное использование игр и интерактивных методов: Игровые технологии позволяют учащимся легче усваивать новый материал и применять его в различных ситуациях. Например, игры на математических уроках могут помочь детям лучше понять и запомнить важные концепции.

Использование проектной деятельности: Включение в учебный процесс проектов и исследовательских заданий позволяет детям не только овладевать теоретическими знаниями, но и применять их на практике.

Развитие навыков самостоятельной работы: Учитель должен поощрять самостоятельность учащихся, предлагать им задания, которые требуют анализа и принятия решений. Важно, чтобы дети учились самостоятельно искать информацию и применять её для решения задач.

Оценка результатов деятельности учеников: Важно проводить регулярную оценку не только знаний, но и практических умений детей, их способности применять знания в жизни. Это может быть реализовано через проекты, творческие задания, групповые работы и другие формы контроля.

Развитие функциональной грамотности у младших школьников является основой для успешного овладения ими ключевыми компетенциями. Формирование навыков осмысленного чтения, умения применять математические знания и использовать информацию на практике помогает детям лучше адаптироваться к образовательному процессу и жизни в современном обществе. Учитель играет важную роль в этом процессе, используя различные методы и приёмы, такие как проектная деятельность, межпредметные связи и проблемное обучение.

Формирование функциональной грамотности должно быть приоритетом в образовательной практике начальной школы, так как это закладывает прочный фундамент для успешного обучения на всех последующих этапах школьного образования и во взрослой жизни.

Список литературы

Басюк В. С. Формирование функциональной грамотности обучающихся — важный аспект достижения личностных результатов образования // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-vazhnyy-aspekt-dostizheniya-lichnostnyh-rezultatov-obrazovaniya

Исаева Эльмира Гаджи-Исаевна, Алиева Сацита Адамовна, Алиева Фериде Гаджихалиловна Функциональная грамотность младших школьников и её формирование в образовательном пространстве // Гуманизация образования. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-mladshih-shkolnikov-i-eyo-formirovanie-v-obrazovatelnom-prostranstve

Ногаева Светлана Елкановна Формирование функциональной грамотности младших школьников в условиях перехода на новый ФГОС НОО // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2020. №2 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-perehoda-na-novyy-fgos-noo

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×