Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе | Козлова Галина Анатольевна. Работа №348037
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. Раскрывается значение функциональной грамотности для успешной учебной и социальной адаптации детей, а также рассматриваются основные подходы и методы, способствующие ее формированию. В статье приведены практические примеры заданий и упражнений, направленных на развитие навыков применения знаний в жизненных ситуациях, что повышает интерес детей к обучению и развивает их самостоятельность.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, образовательные технологии, учебная мотивация, задания с практической направленностью.
Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе
Козлова Галина Анатольевна, учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 49 Приморского района Санкт- Петербурга
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. Раскрывается значение функциональной грамотности для успешной учебной и социальной адаптации детей, а также рассматриваются основные подходы и методы, способствующие ее формированию. В статье приведены практические примеры заданий и упражнений, направленных на развитие навыков применения знаний в жизненных ситуациях, что повышает интерес детей к обучению и развивает их самостоятельность.
Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, образовательные технологии, учебная мотивация, задания с практической направленностью.
Развитие функциональной грамотности у младших школьников становится одной из ключевых задач современной школы. Функциональная грамотность предполагает умение применять знания и навыки в повседневной жизни, понимать и интерпретировать информацию, а также принимать решения в различных ситуациях. В начальной школе важно создать условия, при которых дети научатся самостоятельно мыслить, анализировать, решать проблемы и использовать полученные знания для достижения конкретных целей.
Формирование функциональной грамотности начинается с простых задач, которые помогают детям связать учебный материал с жизненным опытом. Например, на уроках математики учитель может предложить детям посчитать, сколько денег нужно для покупки нескольких товаров в магазине, или рассчитать время, необходимое для поездки в школу. Такие задания развивают не только навыки счета, но и учат детей планировать и принимать решения в реальных ситуациях.
На уроках русского языка важной задачей является развитие навыков чтения с пониманием и умение работать с информацией. Учитель может использовать тексты, которые требуют анализа и интерпретации, например, инструкции, письма или рецепты. Дети могут выполнять задания на поиск информации в тексте, ответы на вопросы по содержанию или составление инструкций на основе прочитанного. Это способствует развитию умения извлекать нужные сведения и использовать их на практике.
Особое внимание стоит уделить проектной деятельности, которая помогает детям применять полученные знания в различных областях. Например, ученики могут создать совместный проект на тему «Как сделать наш класс уютнее», где будут рассчитывать бюджет для покупки материалов, составлять список необходимых вещей и планировать последовательность действий. Такая работа развивает не только предметные знания, но и навыки планирования, сотрудничества и критического мышления.
Интерес к учебе можно повысить, если включать игровые методы и ситуации, приближенные к реальной жизни. Примером может служить игра «Путешествие по городу», в которой дети получают карты с заданиями на проверку знаний по разным предметам. Выполняя задания, они учатся пользоваться разными видами информации, принимать решения и действовать в условиях ограниченного времени. Подобные игры развивают у детей уверенность в своих силах и помогают увидеть, как знания применяются в разных ситуациях.
Важным аспектом является также развитие умения взаимодействовать с окружающими. Дети учатся работать в парах и группах, обсуждать задачи, обмениваться мнениями и приходить к общим решениям. Например, в рамках группового проекта по окружающему миру дети могут исследовать, как обстоят дела с раздельным сбором мусора в их районе, и подготовить презентацию для класса. Это развивает не только экологическую грамотность, но и умение работать в команде.
Использование в учебном процессе задач, связанных с повседневной жизнью, помогает детям понять ценность знаний и осознать их практическое применение. Например, на уроке математики учитель может предложить детям спланировать пикник, составить меню и рассчитать количество необходимых продуктов. На уроках окружающего мира дети могут исследовать, как устроена почта, и попробовать написать и отправить письмо. Такие задания развивают интерес к обучению и помогают детям осознать важность учебы.
Таким образом, развитие функциональной грамотности в начальной школе требует от учителя использования разнообразных подходов и методов, которые помогают детям применять знания в повседневной жизни. Это не только способствует успешному освоению учебного материала, но и готовит детей к решению реальных задач, с которыми они столкнутся в будущем. Учителю важно учитывать уровень подготовки и интересы детей, создавать условия для активного взаимодействия и сотрудничества, а также предлагать задания, ориентированные на практическое применение знаний.
Список литературы
Еремеева
И
.
М
.
Ф
ормирование
функциональной
грамотности
младших
школьников
//
Интерактивная
наука
. 2022.
№
3 (68).).
Пичугин
С
.
С
,
Громова
Л
.
А
,
Самкова
В
.
А
,
Красноперова
В
.
Ф
.
Ф
ормирование
функциональной
грамотности
в
начальной
школе
//
Инновационные
проекты
и
программы
в
образовании
. 2021.
№
3 (75).