Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения | Доннер Надежда Николаевна. Работа №352171

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена развитию функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Описание ключевых аспектов функциональной грамотности, таких как умение понимать и интерпретировать текст, анализировать его структуру и извлекать информацию, помогает создать эффективные методики для формирования этих навыков у детей. В статье рассматриваются различные приемы и методы, направленные на развитие этих способностей, а также примеры из практики. Акцент сделан на важности интеграции таких навыков в учебный процесс начальной школы для подготовки учащихся к успешной учебной и социальной деятельности в дальнейшем.

Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, начальная школа, анализ текста, развивающие методики, навыки работы с текстом, навыки критического мышления, обучение.

Развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения

 

Доннер Надежда Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 44» г. Череповец

 

Аннотация. Статья посвящена развитию функциональной грамотности у младших школьников в процессе обучения литературному чтению. Описание ключевых аспектов функциональной грамотности, таких как умение понимать и интерпретировать текст, анализировать его структуру и извлекать информацию, помогает создать эффективные методики для формирования этих навыков у детей. В статье рассматриваются различные приемы и методы, направленные на развитие этих способностей, а также примеры из практики. Акцент сделан на важности интеграции таких навыков в учебный процесс начальной школы для подготовки учащихся к успешной учебной и социальной деятельности в дальнейшем.

Ключевые слова: функциональная грамотность, литературное чтение, начальная школа, анализ текста, развивающие методики, навыки работы с текстом, навыки критического мышления, обучение.

 

Развитие функциональной грамотности у младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. В условиях информационного общества, где знание и умение правильно ориентироваться в огромном количестве текстов имеют первостепенное значение, важно научить детей не только читать, но и понимать прочитанное, использовать информацию в различных ситуациях. Литературное чтение, как предмет начального образования, играет ключевую роль в формировании этих навыков, так как оно напрямую связано с развитием всех видов грамотности, включая функциональную.

Функциональная грамотность предполагает способность эффективно использовать полученную информацию для решения практических задач в повседневной жизни. В контексте обучения литературному чтению это означает умение не только воспринимать текст, но и осмысленно анализировать его, находить в нем необходимые сведения и использовать их для дальнейшей деятельности. В младших классах это включает развитие ряда навыков: способность извлекать информацию из текста, понимать основные идеи, воспринимать подтекст и авторские намерения, а также применять прочитанное в реальной жизни.

Важным аспектом формирования функциональной грамотности является развитие у детей критического мышления. Для этого на уроках литературного чтения необходимо учить детей не просто воспринимать текст, но и задавать вопросы, анализировать персонажей и события, рассматривать альтернативные точки зрения. Например, при чтении сказки или рассказа можно предложить детям не только пересказать содержание, но и задуматься, почему поступил тот или иной герой, как его действия могут быть интерпретированы с разных позиций. Это способствует развитию способности детей мыслить логично, делать выводы и принимать осознанные решения.

Одним из эффективных методов для развития этих навыков является работа с текстами разных жанров. Чтение не только художественных произведений, но и текстов с элементами инструкции, рекламы, аннотаций помогает детям научиться выделять в тексте важную информацию и понимать его структуру. Например, прочитав инструкцию по выполнению какого-либо задания, дети могут научиться следовать логике текста, извлекать необходимые данные для выполнения работы. Этот навык становится крайне важным в повседневной жизни, где часто приходится быстро ориентироваться в инструкциях и документах.

Еще одним важным направлением в развитии функциональной грамотности является использование методов активного вовлечения детей в процесс осмысления текста. Например, можно предложить учащимся не только читать произведение, но и разрабатывать собственные версии событий, сочинять продолжение рассказа или переписать его с точки зрения другого персонажа. Такой подход помогает детям глубже понять текст, развивает их воображение и критическое отношение к прочитанному.

Особое внимание стоит уделить работе с художественными произведениями, которые являются основой курса литературного чтения в начальной школе. Чтение сказок, рассказов и стихов дает возможность детям развивать не только навыки анализа текста, но и эмоциональное восприятие, воображение. Важно учить детей воспринимать произведения не только как набор букв, но и как способ передачи мыслей, чувств и ценностей. Например, при чтении сказок можно задавать вопросы, которые помогут детям понять, какие моральные уроки можно извлечь из того или иного произведения. Разбирая поступки героев, учитель помогает детям осознать, как важны выборы, которые мы делаем в жизни.

Одним из эффективных способов развития функциональной грамотности является интеграция чтения с другими предметами. Например, в рамках урока можно использовать текст из окружающего мира или из математики, который требует внимания и понимания. Задачи, требующие умения работать с текстом, такие как нахождение в нем числовых данных или описание какого-либо явления, помогают развить у детей умение оперировать информацией из разных источников. Такой межпредметный подход способствует углублению знаний и помогает формировать у учеников комплексное восприятие мира.

Методы работы с текстами на уроках литературного чтения также могут включать использование современных технологий. Например, создание мультимедийных презентаций, использование видеофрагментов или онлайн-платформ для работы с текстами позволяет детям более наглядно воспринимать информацию и более активно взаимодействовать с материалом. Такие технологии, как интерактивные доски, электронные книги или специализированные приложения для чтения и анализа текста, дают ученикам дополнительные возможности для глубокого и всестороннего освоения материала.

Кроме того, развитие функциональной грамотности связано с формированием у детей навыков работы в группе. Совместное обсуждение произведений, коллективное составление планов рассказов или заданий, обмен множеством точек зрения способствует развитию не только умения анализировать текст, но и коммуникативных навыков. Важно, чтобы дети учились слушать мнения других, аргументировать свои мысли и искать решения совместно. В таких групповых формах работы учащиеся начинают понимать, как важно сотрудничать и обмениваться знаниями, что является важным аспектом их общей образовательной подготовки.

Не менее важным является формирование у младших школьников умения извлекать информацию из различных видов текстов. Чтение не только литературных произведений, но и информационных текстов, таких как энциклопедии, научно-популярные статьи или справочники, помогает развить в детях способность работать с разными типами информации. Например, при чтении текста об экологических проблемах дети могут понять, как эти проблемы влияют на повседневную жизнь, какие шаги нужно предпринять для их решения.

Таким образом, развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения — это многогранный процесс, который включает в себя не только обучение детей чтению и пониманию текста, но и развитие их критического мышления, творческих способностей и навыков работы с информацией. Используя разнообразные методики и приемы, учитель может эффективно формировать у детей умения, которые будут полезны не только в учебной, но и в повседневной жизни.

 

Список литературы

Асхадуллина

Н. Н.

М

еханизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №71-4.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy

Бурова

Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст

:

непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151. — URL:

https://moluch.ru/archive/478/105197/

Голомолзина

Е. В.

О

бучение младших школьников функциональному чтению информационного текста // Вестник науки и образования. 2024. №7 (150)-1.

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-mladshih-shkolnikov-funktsionalnomu-chteniyu-informatsionnogo-teksta

Третьякова Е. М.

Р

азвитие читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе // Вестник науки. 2020. №12 (33).

URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×