Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе | Хвостова Фаина Геннадьевна. Работа №347450

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на развитие функциональной грамотности у младших школьников. Описаны приёмы обучения, которые помогают детям осваивать навыки чтения, письма, математические и социальные умения, способствующие их успешной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, обучение, младшие школьники, навыки чтения, письма, социальные навыки.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

Хвостова Фаина Геннадьевна, учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пышминского городского округа "Ощепковская средняя общеобразовательная школа"

 

Аннотация. В статье рассматриваются методы и подходы, направленные на развитие функциональной грамотности у младших школьников. Описаны приёмы обучения, которые помогают детям осваивать навыки чтения, письма, математические и социальные умения, способствующие их успешной адаптации в современном обществе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, начальная школа, обучение, младшие школьники, навыки чтения, письма, социальные навыки.

 

Функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретённые знания и умения в повседневной жизни для решения различных задач. В начальной школе развитие функциональной грамотности особенно важно, поскольку именно в этот период закладываются основные навыки чтения, письма, счёта и умение ориентироваться в информационной среде. Главная цель состоит в том, чтобы младшие школьники могли не только усваивать теоретические знания, но и применять их на практике, развивая критическое мышление, креативность и самостоятельность.

Чтение с пониманием является основой для развития функциональной грамотности. На уроках литературного чтения учитель может использовать тексты, которые помогают детям осваивать навыки анализа, интерпретации и синтеза информации. Например, после прочтения рассказа можно задать детям вопросы, требующие не только пересказа сюжета, но и объяснения мотивов поступков героев, поиска скрытых смыслов и формирования выводов. Это развивает у младших школьников способность воспринимать текст осознанно, что является важным компонентом функциональной грамотности.

Развитие навыков письма также способствует формированию функциональной грамотности. На уроках русского языка младшие школьники могут писать небольшие сочинения, письма, записки или инструкции, которые помогают им учиться выражать свои мысли логично и последовательно. Например, дети могут написать инструкцию по уходу за домашним животным или описание любимого места, что развивает умение структурировать информацию и передавать её понятным и доступным языком. Такие упражнения учат детей использовать письменную речь для решения повседневных задач.

Математическая грамотность является ещё одной важной составляющей функциональной грамотности. На уроках математики младшие школьники учатся решать задачи, которые связаны с реальными жизненными ситуациями. Например, задачи на подсчёт денег, планирование времени или определение расстояния учат детей использовать математические знания в повседневной жизни. Учитель может предложить детям задачи, где они должны спланировать покупку продуктов в магазине, подсчитать сдачу или рассчитать время, необходимое для выполнения разных дел. Это помогает развивать навыки логического мышления и учит детей применять математику для решения практических задач.

Интерактивные методы обучения также способствуют развитию функциональной грамотности. Использование интерактивных досок, образовательных приложений и игр помогает сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным. Например, обучающие игры, где дети решают головоломки, считают или выполняют задания на логику и внимание, стимулируют развитие критического мышления и способствуют лучшему усвоению учебного материала. Интерактивные упражнения позволяют детям обучаться через практику, что помогает закрепить знания и развить уверенность в своих силах.

Проектная деятельность является ещё одним эффективным методом развития функциональной грамотности у младших школьников. Учитель может предложить детям работать над коллективными проектами, где они будут решать задачи, требующие использования разных знаний и умений. Например, создание мини-газеты, где дети пишут статьи, рисуют иллюстрации и планируют содержание, учит их работать с информацией, сотрудничать и применять навыки письма, рисования и логического мышления. Это стимулирует творческое мышление, развивает способность к сотрудничеству и учит решать реальные задачи.

Работа с информацией и обучение критическому мышлению также являются важными элементами функциональной грамотности. Младшие школьники должны уметь находить информацию, отличать факты от мнений, анализировать и делать выводы. На уроках можно использовать задания, в которых дети будут искать информацию по теме, проверять её достоверность и составлять краткие отчёты. Например, учащиеся могут собрать сведения о своём любимом животном и сделать презентацию для одноклассников, что научит их работать с информацией, проверять её и излагать в удобной форме.

Социальные навыки и развитие эмоционального интеллекта также играют важную роль в функциональной грамотности. Младшие школьники должны уметь общаться, сотрудничать и понимать других людей. На уроках можно проводить ролевые игры, где дети учатся договариваться, решать конфликты и взаимодействовать в команде. Например, игра в магазин, где дети играют роли продавцов и покупателей, учит их вести диалоги, уважать мнение других и решать спорные вопросы. Это помогает развивать коммуникативные навыки и учит детей эффективно взаимодействовать в различных жизненных ситуациях.

В заключение следует отметить, что можно отметить, что развитие функциональной грамотности у младших школьников требует комплексного подхода, включающего разнообразные методы и приёмы обучения. Чтение с пониманием, развитие письменных и математических навыков, проектная деятельность и интерактивные методы обучения помогают детям лучше усваивать учебный материал и применять знания на практике. Формирование критического мышления и социальных навыков способствует всестороннему развитию младших школьников и учит их эффективно справляться с повседневными задачами, что является залогом их успешной адаптации в современном мире.

 

Список литературы

Бурова, Н. В. Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах / Н. В. Бурова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 31 (478). — С. 149-151.

Карпова М. А., Филатова И. Н., Бутова М. Н. Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе // Актуальные исследования. 2023. №41 (171). Ч.II.С. 58-60.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×