Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности на уроках математики | Валуйский Александр Кузьмич. Работа №351564

Дата публикации:
Автор:
Описание:

 

Аннотация: Развитие функциональной грамотности становится важной составляющей образовательного процесса, особенно в рамках преподавания математики. В условиях современного мира, где информация и технологические достижения стремительно развиваются, важно не только передавать знания, но и формировать способность учащихся применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Математика, являясь базой для логического и аналитического мышления, имеет значительный потенциал для развития функциональной грамотности у школьников. В статье рассматривается, как с помощью математических знаний можно развивать функциональную грамотность, а также как различные методики и подходы, используемые на уроках математики, способствуют достижению этой цели. Приводятся примеры практического применения математики для решения реальных задач, а также способы интеграции междисциплинарных подходов в обучении.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, междисциплинарный подход, логическое мышление, образовательные технологии, реальная жизнь, прикладная математика.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Валуйский Александр Кузьмич, учитель
Муниципальное казённое образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Тауйск
Аннотация: Развитие функциональной грамотности становится важной составляющей образовательного процесса, особенно в рамках преподавания математики. В условиях современного мира, где информация и технологические достижения стремительно развиваются, важно не только передавать знания, но и формировать способность учащихся применять эти знания в различных жизненных ситуациях. Математика, являясь базой для логического и аналитического мышления, имеет значительный потенциал для развития функциональной грамотности у школьников. В статье рассматривается, как с помощью математических знаний можно развивать функциональную грамотность, а также как различные методики и подходы, используемые на уроках математики, способствуют достижению этой цели. Приводятся примеры практического применения математики для решения реальных задач, а также способы интеграции междисциплинарных подходов в обучении.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, междисциплинарный подход, логическое мышление, образовательные технологии, реальная жизнь, прикладная математика.
В современном образовании акцент на развитие функциональной грамотности становится особенно актуальным, поскольку она помогает школьникам не только приобретать знания, но и уметь эффективно применять их в реальной жизни. Это особенно важно в области математики, которая является основой для развития аналитического, критического и логического мышления. Математика является одной из тех дисциплин, которая позволяет учащимся развивать навыки, необходимые для того, чтобы эффективно функционировать в обществе, принимать обоснованные решения и справляться с реальными задачами. В этом контексте развитие функциональной грамотности на уроках математики становится не просто желательной, а необходимой целью образовательного процесса.
Функциональная грамотность включает в себя способность человека использовать знания и умения в повседневной жизни для решения разнообразных задач. Это может быть умение анализировать и интерпретировать информацию, работать с различными источниками данных, строить логические выводы, а также решать практические задачи. В математике функциональная грамотность проявляется через умение использовать математические знания в реальных жизненных ситуациях, от расчетов и измерений до принятия решений, основанных на анализе данных.
Одной из ключевых задач, стоящих перед учителями математики, является формирование у школьников навыков применения математических знаний в реальных жизненных ситуациях. Например, на уроках математики ученикам можно предложить задачи, связанные с реальными сценариями: расчет стоимости покупки, измерение площади или объема объектов, анализ статистических данных. Важно, чтобы ученики осознавали, что математика не является абстрактным набором правил, а является инструментом, который помогает им решать конкретные задачи в их повседневной жизни.
Применение функциональной грамотности в математике невозможно без соответствующих подходов к обучению. Важным аспектом является внедрение в образовательный процесс реальных, жизненных задач, требующих математических решений. Например, можно предложить учащимся задачки, связанные с расчетами при планировании бюджета, оформлении кредитных заявок или организации мероприятий. Эти задачи не только развивают математические навыки, но и помогают учащимся осознать, как математика используется в различных сферах их жизни. Такой подход дает учащимся возможность увидеть значимость математики, что, в свою очередь, повышает их интерес к предмету.
Кроме того, важно развивать у учеников способность работать с различной информацией и различными источниками. Например, на уроках математики учащимся можно предложить анализировать данные, полученные с помощью опросов, статистических исследований или экспериментов. Умение работать с данными и извлекать из них полезную информацию является важной частью функциональной грамотности. Это помогает учащимся не только освоить основные математические концепции, но и научиться критически оценивать информацию, делать обоснованные выводы и принимать решения.
Для успешного развития функциональной грамотности на уроках математики важно использовать разнообразные методики, которые способствуют активному вовлечению учащихся в процесс обучения. Одним из таких методов является проектная деятельность, когда ученики работают над реальными проблемами, требующими математических решений. Проектная работа позволяет интегрировать различные области знаний, в том числе математику, и дает ученикам возможность применять свои знания для решения практических задач. Например, можно организовать проект, связанный с расчетами для создания макета строительного объекта, планированием логистических маршрутов или анализом экономических данных.
Использование математического моделирования и информационно-коммуникационных технологий также играет важную роль в развитии функциональной грамотности. Моделирование реальных ситуаций с помощью математических инструментов, таких как графики, таблицы, диаграммы, позволяет ученикам увидеть, как математические методы применяются в различных областях. Кроме того, современные математические программы и онлайн-платформы, такие как GeoGebra, Wolfram Alpha, Mathcad, помогают ученикам развивать навыки работы с цифровыми инструментами, что является важным аспектом функциональной грамотности в современном мире. Эти инструменты позволяют ученикам моделировать различные процессы, анализировать данные и получать наглядные результаты, что способствует лучшему пониманию теоретического материала и развитию практических навыков.
Также важным элементом в процессе развития функциональной грамотности является способность решать задачи с несколькими этапами и открытые задачи, требующие нестандартного подхода. Такие задачи учат учеников мыслить гибко, искать различные пути решения, работать с неопределенностью и многозначностью. Например, задача о поиске оптимального пути между несколькими городами с учетом разных факторов или задача на оптимизацию затрат помогает развивать у учеников не только математические, но и критические навыки, необходимые для принятия обоснованных решений в реальной жизни.
Существует еще одна важная составляющая, которая способствует развитию функциональной грамотности в математике: это работа с междисциплинарными проектами и заданиями. Включение элементов других наук в изучение математики позволяет учащимся увидеть взаимосвязь между различными дисциплинами и оценить важность математических знаний в разных областях. Например, изучая географию или экономику, ученики могут использовать математические методы для анализа карт, статистики, финансовых расчетов. Это помогает им не только лучше освоить математические методы, но и развивать способность применять их в различных контекстах.
Кроме того, на уроках математики учитель должен активно развивать у школьников умение работать в коллективе, делиться своими мыслями и аргументировать свои решения. Это важный аспект функциональной грамотности, поскольку умение взаимодействовать с другими людьми и работать в команде необходимо в любой профессиональной сфере. Например, в процессе решения групповых задач или обсуждения различных методов решения математических проблем ученики развивают коммуникативные навыки, учат других и учат себя.
При оценке функциональной грамотности на уроках математики важно учитывать не только правильность решения задач, но и способность учащихся объяснить свой подход, логически обосновать выбор методов и решений. Это требует от учителя внимания к каждому ученику, умения давать конструктивную обратную связь и ориентироваться на индивидуальные потребности учащихся. Например, на уроках можно предложить учащимся не только решать задачи, но и обсуждать их решения, что способствует развитию их аналитических способностей и помогает им осознанно подходить к выбору методов.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках математики является не только важной задачей современного образования, но и необходимым условием подготовки школьников к реальной жизни. Математика, будучи основой для логического и критического мышления, дает учащимся необходимые инструменты для анализа информации, принятия решений и решения практических задач. Важно, чтобы на уроках математики активно использовались методы, которые способствуют применению математических знаний в реальных ситуациях, а также развивались навыки работы с различной информацией и сотрудничества. Это помогает учащимся не только улучшать свои математические способности, но и быть готовыми к вызовам, которые они могут встретить в будущем.
Список литературы
Дорофеев А. В., Одинокова О. В. Формирование функциональной грамотности школьников на уроках математики // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2022. №1-3 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov-na-urokah-matematiki-1
Ногаева С.З. Функциональная грамотность - основное направление повышения качества образования // Science Time. 2022. №8 (104). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-osnovnoe-napravlenie-povysheniya-kachestva-obrazovaniya
О К. Подлипский Функциональная грамотность как направление развития математического образования в школе // МНКО. 2020. №6 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-napravlenie-razvitiya-matematicheskogo-obrazovaniya-v-shkole
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×