Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка через применение интерактивных методов обучения | Дубра Елена Леонидовна. Работа №343837

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В статье рассматриваются пути развития функциональной грамотности у школьников на уроках русского языка через внедрение интерактивных методов обучения. Акцент делается на необходимость сочетания традиционных и современных подходов для формирования у учащихся ключевых навыков грамотного чтения, письма и понимания текстов. Рассматриваются примеры практического применения интерактивных методов для повышения интереса и вовлеченности учащихся в процесс обучения.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

 

Дубра Елена Леонидовна, учитель русского языка и литературы

ФГКОУ «СОШ 151» г. Оленегорск-2

Аннотация. В статье рассматриваются пути развития функциональной грамотности у школьников на уроках русского языка через внедрение интерактивных методов обучения. Акцент делается на необходимость сочетания традиционных и современных подходов для формирования у учащихся ключевых навыков грамотного чтения, письма и понимания текстов. Рассматриваются примеры практического применения интерактивных методов для повышения интереса и вовлеченности учащихся в процесс обучения.

Ключевые слова: функциональная грамотность, интерактивные методы обучения, русский язык, образовательные технологии, обучение.

 

Современное образование направлено на подготовку учащихся к жизни в динамично изменяющемся мире, требующем не только знания теоретических основ, но и умения применять их на практике. В этой связи возрастает важность формирования у школьников функциональной грамотности, под которой понимается способность использовать знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. Особенно актуально это на уроках русского языка, где важно не только овладение правилами, но и умение эффективно использовать их в общении и повседневной жизни.

Одним из ключевых инструментов для развития функциональной грамотности является использование интерактивных методов обучения. Интерактивные методы подразумевают активное вовлечение учащихся в образовательный процесс через взаимодействие с материалом, учителем и друг с другом. Такой подход помогает не только углубить понимание изучаемых тем, но и повысить интерес школьников к предмету, сделать его более доступным и актуальным для них.

Примером эффективного интерактивного метода является работа с текстами через дискуссии и мозговые штурмы. Например, на уроках русского языка можно предложить ученикам обсуждать произведения классической литературы, выделяя основные идеи и проблемы текста, а затем применять эти выводы к современным ситуациям. В таком формате дети учатся не только анализировать текст, но и аргументировать свою точку зрения, развивают критическое мышление и умение формулировать мысли. Дискуссии помогают активизировать интерес к чтению, что непосредственно способствует развитию грамотности. Например, обсуждая повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», ученики могут сопоставить героев произведения с реальными современными людьми, что делает текст ближе и понятнее для них.

Другой эффективный интерактивный метод — это использование цифровых технологий в образовательном процессе. Уроки русского языка можно разнообразить с помощью онлайн-платформ, которые предлагают разнообразные задания: от тестов на знание орфографии и пунктуации до создания интерактивных карт с использованием текстов произведений. Такие инструменты позволяют ученикам более глубоко понять материал, работать в своем темпе и развивать навыки самостоятельного поиска и анализа информации.

Кроме того, современные технологии дают возможность использовать квесты и игры в обучении, что делает процесс более увлекательным и развивающим. Например, можно организовать литературный квест, где учащиеся решают задания по темам, связанным с произведениями классической литературы, и при этом учатся применять свои знания на практике. Такой подход развивает у детей не только навыки чтения и письма, но и умение работать в команде, искать решения в нестандартных ситуациях и ориентироваться в информации.

Для развития функциональной грамотности также важным является обучение учащихся навыкам написания различных типов текстов. Это могут быть как традиционные сочинения и диктанты, так и современные форматы, такие как создание блогов, рецензий или эссе на актуальные темы. Например, на уроках можно предложить ученикам написать рецензию на недавно просмотренный фильм или спектакль, что позволит им развить умение выражать свои мысли в письменной форме, анализировать увиденное и использовать правильные речевые конструкции. Такие задания помогают учащимся понять, что грамотность — это не только умение правильно написать слово, но и способность передать свои мысли четко и понятно для других.

Одним из важных аспектов формирования функциональной грамотности является работа с медийными текстами. В условиях информационного общества учащиеся сталкиваются с огромным потоком информации, и важно научить их не только читать, но и критически оценивать прочитанное. Для этого на уроках русского языка можно использовать статьи из газет, посты в социальных сетях, новости, которые учащиеся будут анализировать с точки зрения стилистики, содержания и достоверности информации. Например, обсуждение новостных заголовков и анализ их влияния на восприятие текста может помочь учащимся понять, как средства массовой информации формируют общественное мнение, и научить их критическому мышлению.

Не менее важную роль в развитии функциональной грамотности играет обратная связь. Учитель должен активно взаимодействовать с учениками, давая им конструктивные комментарии по их работам. Важно не только указать на ошибки, но и объяснить, как их исправить и в чем заключается проблема. Это помогает ученикам лучше понять материал и постепенно улучшать свои результаты. В этом контексте полезно использовать элементы формирующего оценивания, когда оценка направлена не на наказание за ошибки, а на помощь в их исправлении и развитие навыков.

Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках русского языка через применение интерактивных методов обучения является важной задачей для современного учителя. Интерактивные методы, такие как дискуссии, цифровые технологии, квесты и работа с медийными текстами, помогают сделать процесс обучения более интересным и эффективным, а также способствуют формированию у учащихся ключевых навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Через активное взаимодействие с текстами, учителем и друг с другом ученики учатся не только грамотно выражать свои мысли, но и критически оценивать информацию, что является важным аспектом их общей образовательной подготовки.

 

Список литературы

Жаналина

Л.

Е. Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka

(дата обращения: 18.09.2024).

Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×