Развитие функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе | Таисия Николаевна Иванова. Работа №325617. Номер работы: №325617
В статье «Развитие функциональной грамотности на уроках математики
в начальной школе» я хотела рассказать, о том, что такое математическая грамотность и как развивать на уроках математики.. Функциональная математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Материал для составления задач на формирование математической грамотности младших школьников можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят и т.д.Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
в начальной школе
Мир с каждым годом становится более наполненным информацией, и детей нужно учить ориентироваться в ней.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Ребенку важно обладать:
Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
Способностью строить социальные отношения.
Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность.
Математическая грамотность – это способность индивидуума проводить математические
рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.
Вклад математики в развитие компонентов функциональной грамотности младшего школьника очень велик. Она влияет на информационную, читательскую, социальную функциональную грамотность, информацию общекультурной направленности. Знания математики используются на уроках технологии, окружающего мира.
Математическая функциональная грамотность – это комплекс трех компонентов:
1-й компонент математической грамотности:
- ученик понимает необходимость математических знаний, чтобы решать учебные и жизненные задачи, умеет оценивать учебные ситуации, которые требуют математических знаний. Чтобы его сформировать, нужно найти ответ на вопрос ученика: «А зачем мне математика нужна?». Поэтому на уроке важный момент – проанализировать ситуацию, которая стимулирует потребность и желание изучать математику.
2-й компонент математической грамотности –
- способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции, математические методы, решать геометрические задачи, связанные с жизнью, с практической деятельностью человека.
3-й компонент математической грамотности –
- владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, оздоровление, семейные расходы).
практических ситуациях, оценивая факты, явления, события и на основе полученных знаний принимать решения, действовать. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, на развитие его функциональной грамотности.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»
Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Сам термин «грамотность» имеет специфическое содержание в данном исследовании. Здесь под грамотностью понимается скорее способность функционально использовать математические знания и умения, нежели мастерское владение этими знаниями в рамках требований школьной программы. И эту способность можно называть «функциональной математической грамотностью».
Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями, например, высказать обоснованное мнение о бюджете, предлагаемом правительством.
Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью
Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
На знание математических терминов, используется следующий игровой момент:
1) Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).
2) Противоположные слова
Назвать слова, противоположные по значению.
Прямая -
Равенство -
Четное -
Много -
Сложение -
3) Опрокинутые слова
Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.
Скажем:
УМАСМ - СУММА.
АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
КРАТВАД (квадрат).
УГОТЬРЕНИК (треугольник).
РЕЗОТОК (отрезок).
Задания на верное написание терминов: запишите слова, вставив пропущенные буквы: нум_рация, выч_таемое, ед_ница, кил_грамм; исправь ошибку в записи слов: вычисть, дилитель, слажить.
Задания на правильное применение математических терминов
1) Озаглавьте каждый столбец
23
4
18
100
96
55
Миллиметр
Сантиметр
Дециметр
Метр
Километр
Сложение
Вычитание
2) «Терминологическая викторина»
Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
Оценка плохого ученика? (два)
Часть прямой, но не луч. (отрезок)
Ребус: в букве О число 7. (восемь)
Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
В треугольнике их 3. (углы)
Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
Форма Солнца, часов …. (круг)
Результат сложения. (сумма)
Задачи на формирование математической грамотности младших школьников можно применять на этапах – изучение нового материала, закрепление полученных знаний. Подбирая задания, отталкиваясь от раздела и темы урока. Например, изучая раздел «Умножение и деление», больше опираясь на 1-й компонент математической грамотности – понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач; задачи профориентационной направленности, где предлагается помочь домохозяйке, повару-кондитеру, продавцу, и т.д., оценка разнообразных учебных ситуаций (контекстов), которые требуют применения математических знаний, умений.
2-й компонент математической грамотности можно использовать при изучении тем «Решение геометрических задач, связанных с жизнью».
При изучении раздела «Числа больше 1000 (сложение и вычитание, умножение и деление)», применяется 3-й компонент математической грамотности - владение математическими фактами (принадлежность, истинность), использование математического языка для решения учебных задач, построения математических суждений, на примере семейно-практического содержания (ремонт квартиры, семейные расходы).
Материал для задач можно брать и в окружающей нас жизни – расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и цены к/часа и т.д.
Важно только регулярно задавать вопросы вида «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями или объектами?», «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?», «Какие умения пригодятся в той или иной ситуации?». Следовательно, такие задачи учитель может сам проектировать.
Математические компетентности можно формировать через систему задач:
Задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления.
Задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики.
Задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Особое внимание следует уделить задачам третьего вида. Это сюжетные задачи, связанные с проблемными ситуациями, возникающими в окружающей среде, которые можно решить математическими средствами — задачи-расчёты: расчет времени выхода в школу, чтобы вовремя приходить, стоимость экскурсионной поездки, если известна стоимость транспорта и количество ребят, стоимость электроэнергии по показаниям счетчика и т. д.
1.Например, «2 тетради стоят столько же, сколько 1 блокнот, а 1 набор красок в 4 раза дороже, чем блокнот. Посчитай, хватит ли 100 руб., чтобы купить 8 таких тетрадей, 2 блокнота и 1 набор красок, если 1 тетрадь стоит 4 руб.
Что ещё можно купить на оставшиеся от 100 руб. деньги?»
2. Для оборудования нового кафе привезли 90 стульев. Хватит ли этих стульев, если в кафе 9 четырёхместных столиков, 5 — восьмиместных и 2 — двухместных?
3.Маша ездит в школу на автобусе. От дома до остановки Маша идет 5 мин, едет в автобусе 10 мин и еще 7 минут идет с остановки до школы. Сколько времени нужно Маше, чтобы добраться до школы?», детям на дом дается задание: узнать, сколько времени у Вас занимает дорога до школы, до ближайшего магазина, кинотеатра и т.п. Так дети учатся правильно высчитывать нужное для чего-либо время.
4.Также, можно с учениками обыграть ситуации похода в магазин: один ученик выступает в роли продавца, другие в роли покупателей. Эту работа организуется в группах.
5. При изучении темы «Периметр», находим периметр не только фигур, представленных в учебнике, но и периметр класса, а на дом - найти периметр своей комнаты. Используя знания, полученные на уроке в жизни, дети лучше усваивают значение понятий.
Работа над данным видом заданий может быть интересна абсолютно всем учащимся. Они воспринимают эти задания, не как обычную задачу, которую нужно решить, а как игру, в которую они с удовольствием «играют».
6.Лиза отправилась в магазин « Центр подарков для дома», чтобы купить предметы сервировки стола. Она выбрала чайный набор (блюдце и чашка) за 20 руб. . У неё в кошельке были монеты:
Монеты
Количество
Монеты
Количество
20 шт.
20 шт.
10 шт.
10 шт.
Сосчитайте, сколько денег останется у Лизы после покупки.
7.Задачи – расчеты. Все они практико – ориентированы, связаны с реальной жизнью.
Задача
Ваня Петров разговаривает с мамой с 12 ч.50 мин до 13 ч. 10 мин. Каким тарифом нужно воспользоваться Ване, чтобы ему хватило на весь разговор 8 рублей.
Название тарифа
Цена 1 минуты разговора
Дополнительные условия
«Детский»
50копеек
Нет условий
«Подарочный»
25 копеек
После 13 ч. 00 мин. цена первой минуты разговора 1 рубль 50 копеек за 1 минуту, остальное время по 25 копеек за минуту
«Дружеский»
15 копеек
До 13 ч.00мин. цена минуты 1рубль, а после 13 ч. 00 мин. – цена 1 минуты – 15 копеек
В этой задаче рассматриваются такие величины, как цена, количество, стоимость. Но для ее решения, необходимо уметь воспользоваться данными таблицы, сравнить полученные результаты, выполнить действия с числами, как результатами измерения величин.
Можно предложить узнать тарифы его компании связи, выбрать наиболее выгодный, если нельзя разговаривать во время уроков и в день есть финансовое ограничение. Для решения такой задачи, ребенок должен суметь самостоятельно составить таблицу, осуществить все расчеты и сравнить с поставленными условиями. Другими словами, ученик должен суметь применить знания и умения, полученные на уроке к объектам реальной действительности.
7.Можно организовать конкурс проектов, связанных с задачами-расчётами. Темами таких проектов могут быть: «Расчёт стоимости приготовления домашней пиццы и сравнение со стоимостью ресторанной пиццы», «Составление сметы расходов на поездку в музей», «Расчёт времени, затрачиваемого на дорогу в школу (кружок). Построение удобного маршрута», «Затраты времени и денежные расходы на поездку» и др. Данные задачи практико-ориентированы, связаны с реальной жизнью. Здесь важно постоянно обращать внимание школьников на эту связь, задавая вопросы: «Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?», «Где и как вам могут пригодиться данные знания или умения?»
Таким образом, перечисленные приёмы формирования математической функциональной грамотности младших школьников способствуют развитию информационно-образовательной среды, направленной на повышение математической функциональной грамотности учащихся, обеспечивающей личное саморазвитие, самостоятельность в приобретении знаний, формирующей коммуникативные навыки, умения использовать информацию и технологии, решать проблемы, предприимчивость и креативность. Учитель должен увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. При условии успешности решения поставленных задач мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности.