Развитие функциональной грамотности на уроках математики: как интегрировать математическое обучение с реальными жизненными ситуациями | Рябенко Яна Александровна. Работа №343570
Аннотация. Статья рассматривает важность развития функциональной грамотности у учащихся на уроках математики. Обсуждаются методы и стратегии, которые помогают интегрировать математическое обучение с реальными жизненными ситуациями. Приводятся примеры практического применения математических знаний в повседневной жизни, что способствует формированию у учащихся навыков решения реальных проблем.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическое обучение, реальные жизненные ситуации, навыки, методы, стратегии, практическое применение.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ: КАК ИНТЕГРИРОВАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ С РЕАЛЬНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ
Рябенко Яна Александровна, учитель математики
ГБОУ "Специализированная Школа № 135 г. р. Донецк"
Аннотация. Статья рассматривает важность развития функциональной грамотности у учащихся на уроках математики. Обсуждаются методы и стратегии, которые помогают интегрировать математическое обучение с реальными жизненными ситуациями. Приводятся примеры практического применения математических знаний в повседневной жизни, что способствует формированию у учащихся навыков решения реальных проблем.
Ключевые слова: функциональная грамотность, математическое обучение, реальные жизненные ситуации, навыки, методы, стратегии, практическое применение.
Развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках математики является одной из ключевых задач современного образования. Функциональная грамотность включает в себя умение применять математические знания и навыки для решения реальных жизненных задач. Это помогает детям не только успешно справляться с учебными заданиями, но и быть готовыми к вызовам, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Одним из эффективных методов развития функциональной грамотности является использование задач, связанных с реальными жизненными ситуациями. Например, учитель может предложить учащимся задачу, связанную с планированием бюджета на семейный праздник. Ученики должны рассчитать затраты на продукты, декорации, развлечения и другие необходимые расходы. Такое задание помогает детям понять, как математические операции, такие как сложение, вычитание и умножение, используются для управления финансами. Они учатся составлять сметы, планировать расходы и принимать обоснованные решения.
Другим примером может служить задача, связанная с расчетом времени и маршрутов. Учитель может предложить ученикам спланировать путешествие, учитывая время отправления и прибытия транспортных средств, расстояние между пунктами назначения и возможные задержки. Учащиеся должны рассчитать оптимальные маршруты, время в пути и затраты на транспорт. Это развивает у них навыки работы с временными интервалами и географическими данными, а также умение планировать и организовывать свои действия.
Использование проектной деятельности также способствует развитию функциональной грамотности. Учитель может предложить ученикам разработать проект, связанный с решением конкретной проблемы из реальной жизни. Например, проект по созданию экологически чистого сада на территории школы. Учащиеся должны провести исследования, собрать данные, рассчитать необходимые ресурсы и разработать план реализации проекта. Это помогает им применять математические знания в контексте междисциплинарных задач, развивает умение работать в команде и принимать решения на основе анализа данных.
Примером успешного применения проектной деятельности может служить проект по изучению потребления энергии в школе. Учитель предлагает ученикам провести аудит энергопотребления, собрать данные о расходах на электричество, отопление и воду, а затем разработать предложения по снижению затрат и улучшению энергоэффективности. Учащиеся учатся анализировать данные, использовать математические модели для прогнозирования, разрабатывать и представлять свои решения. Это помогает им понять, как математические знания применяются для решения актуальных проблем в области экологии и экономики.
Использование современных технологий также играет важную роль в развитии функциональной грамотности. Учитель может использовать различные образовательные платформы и приложения, которые предлагают интерактивные задания, связанные с реальными жизненными ситуациями. Например, платформы, такие как "Desmos" и "GeoGebra", позволяют учащимся создавать математические модели, анализировать данные и решать задачи, связанные с реальными объектами и процессами. Это помогает детям лучше понимать математические концепции и их применение в повседневной жизни.
Практические примеры использования математических знаний в реальных ситуациях можно найти в повседневной жизни. Например, учитель может предложить ученикам задачу по расчету площади и объема, связанную с ремонтом квартиры. Ученики должны рассчитать площадь стен и пола, определить количество необходимых материалов, таких как краска или обои, и рассчитать общую стоимость ремонта. Это помогает им понять, как геометрические формулы используются в строительстве и дизайне интерьеров, развивает умение решать практические задачи и принимать решения на основе расчетов.
Другим примером может служить задача по расчету процента скидок и налогов при покупке товаров. Учитель может предложить ученикам рассчитать итоговую стоимость покупок с учетом различных скидок и налогов. Это помогает детям понять, как проценты используются в экономике и финансах, развивает навыки работы с процентами и умение применять их в реальных жизненных ситуациях.
Использование игровых методов также способствует развитию функциональной грамотности. Учитель может организовать математические игры и соревнования, которые требуют применения математических знаний для решения реальных задач. Например, игра "Математический квест", где ученики решают задачи, связанные с поиском сокровищ, расчетом маршрутов и анализом данных. Это помогает сделать учебный процесс более увлекательным и мотивирующим, способствует развитию логического мышления и умения принимать решения.
Важным аспектом развития функциональной грамотности является регулярная рефлексия и анализ проделанной работы. Учитель должен помогать ученикам осознавать, как полученные знания и навыки применяются в реальной жизни, обсуждать результаты и выявлять возможные ошибки. Например, после выполнения проекта по изучению энергопотребления в школе учитель может провести обсуждение, где ученики анализируют свои результаты, обсуждают возможные улучшения и делают выводы. Это помогает детям лучше понять, как математические знания применяются для решения реальных проблем, развивает умение критически мыслить и оценивать свои действия.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках математики является важной задачей, которая требует интеграции математического обучения с реальными жизненными ситуациями. Использование задач, связанных с реальными проблемами, проектной деятельности, современных технологий и игровых методов помогает сделать учебный процесс более значимым и увлекательным для учеников. Учитель, использующий такие методы, создает условия для успешного обучения, развития логического мышления и умения решать реальные проблемы, что является залогом успешной подготовки, учащихся к будущей жизни.
Список литературы
Казакова, Р. А. Развитие функциональной грамотности на уроках математики
:
учебно-методическое пособие/ Р. А. Казакова, О. И. Кравцова; науч.ред. С. Ф. Хлебунова. -Ростов н/Д: Изд-во ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО,
2017.
Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341.