Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка | Ступникова Татьяна Мефодьевна. Работа №346484. Номер работы: №346484
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые позволяют формировать у школьников способности использовать языковые знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Раскрываются аспекты работы с текстами, расширения словарного запаса, развития критического мышления и навыков письменной речи. Автор подчеркивает важность комплексного подхода и использования современных образовательных технологий в процессе формирования функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, критическое мышление, работа с текстом, письменная речь, словарный запас, образовательные технологии.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Ступникова Татьяна Мефодьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ Луганской Народной Республики
"Сычанская общеобразовательная школа"
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к развитию функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка. Особое внимание уделяется методам и приемам, которые позволяют формировать у школьников способности использовать языковые знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Раскрываются аспекты работы с текстами, расширения словарного запаса, развития критического мышления и навыков письменной речи. Автор подчеркивает важность комплексного подхода и использования современных образовательных технологий в процессе формирования функциональной грамотности.
Ключевые слова: функциональная грамотность, русский язык, критическое мышление, работа с текстом, письменная речь, словарный запас, образовательные технологии.
В современном образовательном процессе одной из важнейших задач является развитие функциональной грамотности учащихся. Под этим понятием понимается способность человека применять свои знания и умения в повседневной жизни, решать реальные задачи, взаимодействовать с текстами и информацией различного рода. На уроках русского языка развитие функциональной грамотности приобретает особое значение, поскольку владение языком является основой коммуникации и успешной социализации учащихся.
Для того чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, уроки русского языка должны выходить за рамки классической предметной направленности. Учитель должен не только передавать знания по грамматике и лексике, но и учить учеников применять эти знания в контексте жизненных ситуаций. Ключевыми аспектами развития функциональной грамотности являются работа с текстами, развитие словарного запаса и формирование навыков критического мышления.
Одним из центральных направлений работы на уроках русского языка является обучение учащихся умению работать с текстами различных стилей и жанров. Задача учителя — научить школьников воспринимать текст не только как источник информации, но и как средство анализа, интерпретации и критической оценки. Важно, чтобы ученики умели извлекать из текста главное, сопоставлять информацию, оценивать её достоверность и аргументированно выражать своё мнение по поводу прочитанного. Для этого учителю стоит предлагать задания, связанные с анализом текстов разного типа: художественных, публицистических, научных, а также инструкций, документов и других прикладных жанров.
Развитие критического мышления — ещё один важный элемент формирования функциональной грамотности. Ученики должны уметь не только воспринимать текстовую информацию, но и критически её оценивать. Это включает в себя анализ логики высказываний, нахождение в тексте причинно-следственных связей, определение фактов и мнений, а также работу с подтекстом. Задания на интерпретацию текста и его критический анализ помогут школьникам развить аналитическое мышление и умение делать выводы на основе прочитанного.
Большое значение для развития функциональной грамотности имеет расширение словарного запаса учеников. Богатый словарный запас не только позволяет учащимся точнее выражать свои мысли, но и способствует лучшему пониманию прочитанного материала. Для этого на уроках русского языка можно использовать различные упражнения, направленные на активное усвоение новых слов и фразеологизмов, разбор значений слов в контексте, а также работу с синонимами и антонимами. Применение полученных знаний в самостоятельных письменных и устных работах способствует закреплению новых лексических единиц и формированию языковой компетентности.
Особое внимание на уроках русского языка следует уделять развитию навыков письменной речи. Учащиеся должны учиться структурировать свои мысли, излагать их в логической последовательности, аргументировать свою позицию. Важной частью работы над письменной речью является выполнение сочинений, эссе, рефератов и других письменных заданий, которые требуют от учеников не только знания грамматических правил, но и умения логично и последовательно строить высказывания. Письменные работы помогают развивать критическое мышление, умение формулировать свои мысли и доносить их до читателя.
Информационно-коммуникационные технологии играют значительную роль в процессе формирования функциональной грамотности. Использование цифровых ресурсов на уроках русского языка позволяет разнообразить учебный процесс и повысить мотивацию учащихся. Учитель может использовать образовательные платформы для создания интерактивных упражнений, таких как онлайн-тесты, работа с текстами в цифровом формате, создание проектов и презентаций. Это позволяет сделать учебный процесс более наглядным и доступным для каждого ученика.
Интерактивные задания и мультимедийные ресурсы также помогают ученикам лучше усваивать информацию и активно включаться в процесс обучения. Например, задания, связанные с анализом текста в формате цифровых документов или использование электронных словарей и справочников, помогают учащимся быстрее находить нужную информацию и развивать навыки самостоятельной работы с текстами.
Развитие функциональной грамотности тесно связано с подготовкой учащихся к жизни в современном информационном обществе. Умение работать с информацией, критически её оценивать и эффективно использовать в реальных жизненных ситуациях — это ключевые навыки, необходимые для успешной социализации. На уроках русского языка учитель может формировать у школьников такие компетенции через различные формы работы, начиная от анализа текстов и написания сочинений и заканчивая использованием ИКТ для поиска и обработки информации.
Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках русского языка требует комплексного подхода. Учитель должен создавать условия для того, чтобы учащиеся могли применять свои знания в реальных жизненных ситуациях, учиться критически оценивать информацию и развивать навыки письменной и устной речи. Использование современных образовательных технологий и активных методов обучения способствует более глубокому усвоению материала и формированию у школьников ключевых компетенций, необходимых для успешного обучения и социализации в обществе.
Список литературы
Жаналина
Л.Е.
Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah-russkogo-yazyka (дата обращения: 08.10.2024).
Нурмуратова
К.А.
Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях // Педагогическая наука и практика. 2019. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsionalnaya-gramotnost-kak-osnova-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 08.10.2024).
Палжанова
, М. Ш. Развитие функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы / М. Ш.
Палжанова
. —
Текст :
непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX
Междунар
. науч.
конф
. (г. Санкт-Петербург, июль
2016 г.). — Санкт-
Петербург :
Свое издательство, 2016. — С. 60-65. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10869/ (дата обращения: 08.10.2024).
Формирование
в процессе изучения русского языка и литературы:
Материалы
Всероссийской
научно-практической
конференции.
Cост
.
Г.В.
Токарев.
–
Тула,
2018.
–
124
с.