Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности средствами медиаресурсов как условие для повышения качества образования. | Мой кабинет. Работа №349278

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Развитие функциональной грамотности средствами медиаресурсов как условие для повышения качества образования на уроках.Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

Вылегжанина С.Н., учитель биологии Развитие функциональной грамотности средствами медиаресурсов как условие для повышения качества образования.

Естественно-научная грамотность – способность использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующего решения.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях. 1. Интегративность, непрерывность и преемственность в формировании естественно-научной грамотности на всех этапах общего образования. 2. Реализация четырех взаимосвязанных направлений: – интеграция учебных дисциплин естественно-научной и социальной направленности с учетом современных достижений науки; – включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественно-научной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности; – межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественно-научных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности; – организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т. ч. в процессе сетевого взаимодействия. Наибольшим потенциалом в развитии естественно-научной грамотности обладают практико-ориентированные задания. Под практико-ориентированными заданиями понимают задания из окружающей действительности, связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневной жизни, в том числе с использованием материалов краеведения, элементов производственных процессов. Цель этих заданий – сформировать умение действовать в социально значимых ситуациях. Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности при решении «жизненной» или профессиональной задачи. При разработке практико-ориентированных заданий необходимо учитывать: 1) формулировка условия задания должна быть в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов математики, физики, химии других наук или жизни; 2) информация должна быть представлена в различных формах (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т. д.), что требует распознавания объектов; 3) задание сформулировано таким образом, что включает многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы. Вместе с тем, практико-ориентированные задания должны: соответствовать программе определенного предмета, обогащать основные понятия учебного предмета, раскрывать их сущность в связи с жизнью, практикой, производством. Понятия, термины должны быть доступными для учащихся. Содержание и требование задания должны быть реальны, решаться именно теми способами, какими оно решается в реальной жизни, доступным учащимся с учетом их возрастных и психологических особенностей, иметь открытую цепочку последовательных вопросов. Например:

Использование на уроках интегрированных лабораторных и практических работ тоже способствует формированию естественно-научной грамотности, а также позволяет освоить учащимися экспериментальную составляющую научного метода познания и выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений.

Естественно-научная грамотность в 5–7-х классах может также формироваться посредством применения на уроках фрагментов мультипликационных фильмов. Активное применение кино- и видеоматериалов на занятиях различного рода способствует повышению мотивации обучающихся, а также их познавательной активности. Актуальность применения фрагментов фильмов на уроках объясняется, в том числе, наличием у современного поколения «клипового мышления», которое, по мнению ученых, отличается фрагментарностью. Аудиовизуальное восприятие информации облегчает ее понимание. Кино имеет возможность влиять на то, как учащиеся видят и понимают мир. Оно может управлять ими, показывать самих себя со стороны и приводить к переживанию широкого спектра эмоций. Кино способно заставить забыть о том, что происходит вокруг, открыть для учащихся новые миры, может дать импульс задуматься о мире, в котором они живут. Создатели кино выбирают кадры, музыку, конструируют историю, выбирают повороты сюжета и то, как их преподнести. Учащиеся как зрители, могут входить в диалог с фильмом, который смотрят. В 5–7-х классах актуально использовать мультфильмы, детские сериалы, так как они для этого возраста наиболее осознанно и легко воспринимаются. В процессе обучения естественнонаучным дисциплинам актуально посмотреть современные мультфильмы «Смешарики» и «Фиксики» знакомые учащимся с раннего детства, посредством которых учитель получает возможность объяснить многие природные явления, охарактеризовать поведение людей (положительное или отрицательное), выделить факторы, влияющие на современную экологию. Так, в мультфильме «Смешарики» можно найти большой сборник серий об экологии. «Смешарики» всегда славились своим «недетским» подходом к мультипликации. Создатели этого цикла мультфильмов рассказывают о самых сложных вещах просто и понятно. В экологическом цикле «Смешарики» поднимается важная проблема – сокращение уровня биоразнообразия на планете. В ходе активной деятельности человека резко снизилась популяция диких животных Земли. В отдельных эпизодах рассказываются проблемы выброса мусора: смешарики выбросили весь свой мусор в открытое море, и к каким последствиям это привело; закадычные друзья Крош и Ежик исписали краской деревья и отправились в экстремальный поход; главные герои мультфильма знакомятся с понятиями «климат» и «Красная книга» и т. д. Мультсериал «Фиксики» является настоящим рекордсменом в современной мультипликации по количеству серий, связанных с проблемами экологии. 1. Серия «Пластик». Экосерия мультфильма о том, как папа Дим Димыча решает спасти планету. Вдохновившись примером отца, он решает присоединиться к такому благородному делу и стать супергероем. Однако на деле оказывается, что под спасением планеты папа подразумевал раздельный сбор мусора и переработку пластика. Дим Димыча постигает разочарование и заставляет задуматься мысль, а действительно ли это важно. Благодаря друзьям – фиксикам, мальчик узнает, насколько серьезный вред наносит пластик природе. 2. Серия «Бумага». В этой серии дети узнают, как устроено производство бумаги и почему так важно экономно ее использовать. В мультфильме делается особый упор на осознанное потребление продукции и его важность, а потому часто звучат идеи о вторсырье, переработке и т. д. 3. Серия «Экотестер». Профессору Чудакову удалось создать уникальный прибор, который может измерять загрязненность продуктов питания нитратами. Он назвал его «Экотестер». Фиксики рассказывают о влиянии человека на природу и что делать, чтобы в будущем не пришлось дышать грязным воздухом и кушать опасную еду. 4. Серия «Батарейки». В этом сценарии фиксики решаются помочь цветку быстрее расти. Подумав, что ему не хватает энергии, они закапывают в грунт батарейки. К счастью, героям удается вовремя узнать, что батарейки являются опасными отходами, которые могут нанести серьезный вред природе и растениям. А значит, их нужно правильно утилизировать и перерабатывать, чтобы они не загрязняли планету. 5. Серия «Ночник». В этом эпизоде юные герои расскажут своим зрителям о том, как «рождается» электроэнергия и почему так важно ее беречь. Заодно школьники узнают, как именно можно сберечь электроэнергию и помочь родной планете. Но одного просмотра мультфильмов будет недостаточно, важно обсудить каждый момент, проговорить и выделить факторы, влияющие на природу, описать среду, в которой они находяться, а также организмы, которые могут максимально пострадать от определенных ситуаций, действия или бездействия человека. Предложить учащимся составить творческий проект, сделать иллюстрации по теме и представить свою точку зрения (видение) проблемы.

Вопросы для самоконтроля 1. Что такое естественно-научная грамотность? 2. Какие методы формирования естественно-научной грамотности вы используете в своей профессиональной деятельности? 3. Оцените достоинства и недостатки данных методов? Задания для самостоятельной работы 1. Разработайте практико-ориентированные задания по своему предмету. 2. Подберите отрывки из мультфильмов, научно-популярных или художественных фильмов, которые могут быть использованы на уроке для формирования естественно-научной грамотности. Продумайте задания, вопросы для обучающихся, которые они будут выполнять до и после просмотра видеофрагмента.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×