Развитие функциональной грамотности у учащихся начальных классов через интеграцию учебных предметов | Васюкова Елена Николаевна. Работа №354037
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности у учащихся начальных классов через интеграцию учебных предметов. Рассматриваются основные аспекты, методы и подходы к интегрированному обучению, направленному на формирование у школьников навыков, необходимых для успешной социальной и профессиональной жизни. Особое внимание уделено примерам интеграции различных дисциплин и их влиянию на развитие критического мышления, коммуникации и практического применения знаний.
Ключевые слова: функциональная грамотность, интеграция предметов, начальная школа, критическое мышление, межпредметные связи, учебные методики, развитие навыков.
Развитие функциональной грамотности у учащихся начальных классов через интеграцию учебных предметов
Васюкова Елена Николаевна, учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Калуги
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности у учащихся начальных классов через интеграцию учебных предметов. Рассматриваются основные аспекты, методы и подходы к интегрированному обучению, направленному на формирование у школьников навыков, необходимых для успешной социальной и профессиональной жизни. Особое внимание уделено примерам интеграции различных дисциплин и их влиянию на развитие критического мышления, коммуникации и практического применения знаний.
Ключевые слова: функциональная грамотность, интеграция предметов, начальная школа, критическое мышление, межпредметные связи, учебные методики, развитие навыков.
В условиях современных образовательных реалий важным аспектом образовательного процесса становится развитие функциональной грамотности у школьников. Под функциональной грамотностью понимается способность применять знания и навыки для решения задач в реальной жизни, а также умение эффективно работать с информацией, критически осмысливать полученные данные и применять их в различных сферах. В начальной школе этот процесс имеет особое значение, поскольку именно в этот период закладываются основы для дальнейшего развития навыков, которые будут востребованы в будущем. Одним из эффективных способов содействия развитию функциональной грамотности является интеграция учебных предметов, что позволяет не только сделать процесс обучения более целостным и осмысленным, но и способствует развитию критического мышления и самостоятельности учащихся.
Интеграция учебных предметов предполагает использование взаимосвязанных знаний и навыков из различных областей обучения для решения комплексных задач. Такой подход помогает учащимся увидеть практическое применение получаемых знаний и формирует у них целостное представление о мире. В начальных классах это особенно важно, так как дети на данном этапе еще не обладают достаточно развитым умением делать выводы на основе разных источников информации. Использование межпредметных связей позволяет не только лучше усвоить материал, но и научиться применять его в различных жизненных ситуациях.
Примером интеграции может служить урок, на котором используются элементы сразу нескольких предметов. Например, в процессе изучения темы «Животные и их среды обитания» можно интегрировать знания из биологии, географии, а также литературы. На уроке дети не только изучают разнообразие животных и их особенности, но и знакомятся с различными природными зонами, где эти животные обитают. Это позволяет школьникам не только получить знания по разным предметам, но и научиться видеть связи между ними, что способствует лучшему усвоению материала и развивает способность анализировать различные явления.
Интеграция способствует также развитию критического мышления у учащихся. Вместо того чтобы учить детей разрозненно заучивать информацию по каждому предмету, можно предложить им задачи, которые требуют комплексного подхода. Например, на уроках математики и русского языка можно совместно решить задачу, требующую и математических, и языковых навыков. Это может быть задача на составление таблиц, диаграмм или нахождение закономерностей. Учащиеся при этом учат не только как решать задачи по отдельным предметам, но и как интегрировать знания из разных областей, чтобы решить более сложную задачу.
Важно отметить, что такие подходы не только способствуют развитию функциональной грамотности, но и помогают детям лучше усваивать материал, находить в нем практическую ценность и видеть, как знания из разных предметных областей могут пересекаться и дополнять друг друга. Например, на уроках математики, где рассматриваются задачи на время, можно интегрировать знания по литературе, просматривая различные исторические события или произведения, где время играет ключевую роль. Это поможет детям понять, что знание о времени имеет значение не только в математике, но и в других областях жизни.
Интеграция предметов дает возможность развивать у детей навыки, необходимые для эффективной жизни в обществе. Одним из таких навыков является способность работать в команде, что можно развивать через групповые проекты, объединяющие знания из разных областей. Процесс обсуждения, обмена мнениями, поиск решения общими усилиями — все это является частью функциональной грамотности, и оно прекрасно развивается через межпредметные связи. Например, при проведении проекта по теме «Экология», который может объединять знания из биологии, географии и окружающего мира, дети учат не только факты, но и учат взаимодействовать с окружающими, учат работать с информацией, проводить исследования и обрабатывать полученные данные.
Также следует обратить внимание на важность развития коммуникативных навыков у детей через интеграцию предметов. Учащиеся, которые учат не только теоретические знания, но и практические умения, будут в будущем более уверенно чувствовать себя в реальных жизненных ситуациях, где важно умение общаться и работать с разными источниками информации. Например, можно организовать интегрированные уроки, на которых дети учат не только, как решать математические задачи, но и как обсуждать полученные результаты, как работать с партнерами и как донести свои мысли до других. Это помогает не только развивать функциональную грамотность, но и формировать у школьников важные личностные качества.
Не менее важным аспектом интеграции предметов является то, что такой подход способствует развитию творческих способностей у детей. Когда дети сталкиваются с задачами, которые требуют от них применения знаний из разных областей, у них появляется возможность проявить свою креативность. Например, на уроках искусства можно использовать математические и географические знания для создания карт или моделей, что дает детям возможность увидеть, как различные дисциплины могут взаимодействовать друг с другом, создавая единое целое.
В заключение можно сказать, что интеграция учебных предметов является эффективным инструментом в развитии функциональной грамотности у учащихся начальных классов. Этот подход помогает детям лучше понять мир вокруг себя, научиться применять знания в различных жизненных ситуациях и развивает навыки, которые будут необходимы им в будущем. Интегрированное обучение способствует не только углубленному усвоению знаний, но и формированию у школьников критического мышления, творческих способностей и коммуникативных навыков, что является важнейшей составляющей их успешного развития и адаптации в современном мире.
Список литературы
Асхадуллина Н. Н. Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся начальных классов: проблемы, тенденции, перспективы // Проблемы современного педагогического образования.
2021. №71-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-formirovaniya-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschihsya-nachalnyh-klassov-problemy-tendentsii-perspektivy
Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под
ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 227 с.
Кантаева Т.
А., Иргашева Т.
Г. Игровые приемы в формировании функциональной грамотности младших школьников // Вестник науки.
2024. №5 (74). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/igrovye-priemy-v-formirovanii-funktsionalnoy-gramotnosti-mladshih-shkolnikov
Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие / коллектив авторов; науч. редактор И. Ю. Алексашина — СПб: КАРО, 2019. – 246 с.