Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках математики | Соловьёва Оксана Николаевна. Работа №344077. Номер работы: №344077

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике. Освещены ключевые аспекты, связанные с понятием функциональной грамотности, ее значением для образовательного процесса и методами, которые могут быть эффективно использованы для ее формирования. Подробно рассмотрены примерные стратегии и практические подходы, которые способствуют интеграции функциональной грамотности в уроки математики. Авторы подчеркивают важность создания условий для активного участия учащихся в учебном процессе, а также использование межпредметных связей для более глубокого понимания математических понятий.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, обучение, межпредметные связи, активные методы, критическое мышление, развитие навыков.

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Соловьева Оксана Николаевна, учитель математики

МБОУ "Пестеревская ООШ" Республика Бурятия с.Пестерево

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения математике. Освещены ключевые аспекты, связанные с понятием функциональной грамотности, ее значением для образовательного процесса и методами, которые могут быть эффективно использованы для ее формирования. Подробно рассмотрены примерные стратегии и практические подходы, которые способствуют интеграции функциональной грамотности в уроки математики. Авторы подчеркивают важность создания условий для активного участия учащихся в учебном процессе, а также использование межпредметных связей для более глубокого понимания математических понятий.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математика, обучение, межпредметные связи, активные методы, критическое мышление, развитие навыков.

Современное образование ставит перед педагогами задачу не только передачи знаний, но и формирования у учащихся необходимых навыков для успешной жизни в обществе. Важным направлением этой работы является развитие функциональной грамотности, которая подразумевает способность применять знания в реальных жизненных ситуациях. Математика, как фундаментальная наука, предоставляет широкие возможности для формирования такого типа грамотности. В данной статье мы рассмотрим ключевые аспекты, методы и стратегии, которые помогут учителям математики развивать функциональную грамотность учащихся.

Функциональная грамотность определена как способность применять знания и умения в различных жизненных ситуациях. Она включает в себя не только умение читать, писать и считать, но и способность анализировать информацию, критически мыслить и принимать обоснованные решения. В контексте математики функциональная грамотность позволяет учащимся:

Оценивать результаты вычислений и применять их в практических задачах;

Моделировать ситуации и строить математические модели для решения реальных проблем;

Разрабатывать собственные стратегии решения задач и анализа информации.

Развитие функциональной грамотности у учащихся имеет множество преимуществ. Во-первых, это способствует более глубокому пониманию математических понятий и их взаимосвязей. Во-вторых, учащиеся становятся более уверенными в использовании математических методов для решения реальных задач, что благоприятно влияет на их общую мотивацию к обучению. В-третьих, функциональная грамотность развивает критическое мышление, что является необходимым навыком в современном мире, где объем информации постоянно растет.

Одним из эффективных способов формирования функциональной грамотности является использование жизненных ситуаций на уроках математики. Привлечение примеров из реальной жизни показывает учащимся, как математические знания могут быть применимы в практике. Например, решение задач, связанных с финансовыми расчетами, анализом данных или планированием, помогает учащимся понять важность изучаемого материала.

Проектная деятельность способствует интеграции знаний из различных областей, а также развивает умение работать в команде и применять математические методы для решения комплексных задач. Проведение проектов, где учащиеся должны исследовать математическую проблему или создать продукт, основанный на математических расчетах, значительно повышает уровень функциональной грамотности.

Включение в учебный процесс математических игр и соревнований стимулирует интерес учащихся к предмету. Такие активности развивают стратегическое мышление и способность к взаимодействию с другими участниками. Игры могут быть направлены на решение практических задач и способствовать развитию у учащихся навыков анализа и синтеза информации.

Формирование функциональной грамотности значительно облегчается при использовании межпредметных связей. Связывая математику с другими предметами, такими как экономика, география или физика, учителя могут показать учащимся, как математические методы применимы в разных контекстах. Например, изучая статистику, можно взаимодействовать с предметами, связанными с социальными науками, что поможет учащимся глубже понять значимость собранных данных.

Критическое мышление можно развивать через анализ и обсуждение результатов решения задач. Учащиеся могут быть вовлечены в процесс обсуждения, где они должны обосновать свои ответы, опровергать или подтверждать выводы других. Такие упражнения помогают им учиться самоанализу и расширяют их способность к логическому мышлению. Например, это может быть, математика в экономике, статистика в социологии, геометрия и архитектура.

Развитие функциональной грамотности на уроках математики является важной задачей современного образовательного процесса. Использование различных методов и стратегий, таких как применение жизненных ситуаций, проектная деятельность, игры и межпредметные связи, способствует более глубокому усвоению учащимися не только математических знаний, но и их практического применения в жизни. В конечном итоге, такая подход помогает подготовить учащихся к вызовам современного мира, делая их более независимыми и уверенными в своих способностях.

Для успешного внедрения этих методов важно, чтобы учителя продолжали развивать свои навыки и искали новые пути вовлечения учащихся в процесс обучения, создавая активную и продуктивную образовательную среду.

Эта статья предлагает учителям сложный и интересный подход к проведению уроков математики, который не только помогает учащимся усвоить предмет, но и развивает их способности анализировать и применять знания в различных ситуациях.

Список литературы

Левашова, Н. Ф. Методы и приемы формирования функциональной грамотности на уроках математики / Н. Ф. Левашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 2 (397). — С. 208-210. — URL:

https://moluch.ru/archive/397/87765/

.

Кардай, Н. Г. Формирование функциональной грамотности на уроках математики через практико-ориентированные задачи / Н. Г. Кардай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 363-367.

Рослякова, Л. А. Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 16 (463). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/463/101795/.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×